В Омске собрана уникальная коллекция народной песни

17 ноября в Омской филармонии в рамках культурно-образовательного форума «Академия русской культуры» состоится презентация монументального культурного проекта – звуковой антологии «Ушедшее. Живое. Вечное». Уникальная коллекция песенного фольклора Омского Прииртышья собрана многолетним трудом заслуженного работника культуры России, руководителя народного ансамбля «Звонница» Ефима Аркина, обработана и издана группой меценатов по главе с учредителем АНО «эВРика» Виктором Титаревым. Беседуем с известным омским предпринимателем о том, что заставило его вложиться в записи голосов никому не известных бабушек из всеми забытых деревень.

7013 ноября 2025
В Омске собрана уникальная коллекция народной песни

- Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, как вообще зародилась идея создания этой антологии? С чего все начиналось для неё и для вас?

- Для меня все начиналось года с 2005-го — примерно с тех лет я занимаюсь фандрайзингом культурных проектов. Мы вкладывали большие деньги, помогали разным оригинальным проектам, в частности, делали много изданий, посвященных 300-летию Омска, сотрудничали с фондом возрождения Тобольска… Совместная работа по антологии же у нас началась несколько лет назад, когда министр культуры Омской области Юрий Трофимов познакомил меня с Ефимом Аркиным. Сам Ефим Яковлевич к тому времени занимался этой темой едва ли не полвека — с конца 70-х годов совершал экспедиции по Омской области и записывал как бабушки и дедушки поют и играют народную музыку. Периодически ему даже удавалось издавать какие-то фрагменты этой коллекции. Ко мне же он пришел уже с идеей издать полноценную антологию — для сохранения этого наследия и как памятник всем тем людям. Ведь их, тех, кто пел, больше не осталось, посетовал тогда Ефим Яковлевич — источник иссяк.

1

- Сразу ли вы прониклись этой темой, как быстро пришли к сотрудничеству?

- Честно говоря, прочувствовал момент не сразу. У меня, как у меломана со стажем, вкусы несколько другие, поэтому любви с первого взгляда, или, точнее, первого прослушивания не возникло. Реальное осознание того, что на самом деле это последний живой голос той настоящей России, которая от нас уходит, появилось после позднего, почти ночного звонка одного из известных наших предпринимателей, которому я давал послушать промо-диск. Звонит в 11 часов вечера и говорит: «Витя, я слушал и плакал — у меня же бабушка так пела!». И его бабушка когда-то учила эти песни не по тетрадкам, а слушая их из уст своих мам и бабушек, а те, в свою очередь, – из уст их мам и бабушек. Но вот ровно на наших с ним бабушках традиция закончилась. Всё, больше не поют. Это тенденция не российская — общемировая. С появлением средств записи и воспроизведения музыки устная традиция народного творчества умерла, сама народная песня, как живой организм, прекратилась. Сохранить её в памяти для будущих поколений — наш священный долг. Люди не деревья, вольны выбирать себе путь и место, но вот такие корни — культурные — у них должны быть. Культура единственное, что нас определяет в этом пространстве. Собственно, то, как мы живем, и есть культура.

- Как в итоге реализовался проект, что он представляет из себя на данный момент?

- Презентовать в Органном зале будут антологию как коллекционное издание — упаковка, стилизованная под гармонь, внутри 2 книги, 14 дисков с записями и флеш-карта с материалами в электронном виде. Но это, как вы понимаете, история для очень узкого круга, тогда как в идеале возможность прикоснуться к этим корням должна быть у каждого желающего. И я добился трансформации или, точнее, кардинального расширения идеи — решили основной упор сделать на сайт. Это сайт Государственного центра народного творчества Омской области. Мы с тогдашним руководителем ГЦНТ Викторией Юрьевной Багринцевой создали на нем веб-страницу проекта «Ушедшее. Живое. Вечное», который стал доступен всем людям во всём мире. Теперь задача только продвигать, по максимуму популяризировать этот сайт. На нем около 600 треков MP3, тексты, ноты, дополнительная информация — бесценный, на мой взгляд, материал для тех, кто изучает народную песню.

- Есть ли какие-то идеи или, может быть, уже реальные подвижки в плане продвижения?

- Мне посчастливилось обсудить эту историю с одним из самых известных в нашей стране собирателей и исполнителей русского фольклора Сергеем Старостиным. Он рассказал, что вообще таких локальных, самодеятельных архивов как у Аркина по России большое количество, а вот государственной программы по их оцифровке, к сожалению, у нас по разным причинам до сих пор нет. Хотя, безусловно, она нужна. Он сам даже лелеет мечту сделать полный перечень этой музыки, полную аннотацию исполнителей. То есть проект может и должен вырасти во что-то большее, мы стараемся продвигать эту тему на всех уровнях. Оцифровке всех архивов на федеральном уровне, кстати, мешает не только то, что они все лежат по разным местам в разном состоянии, не только отсутствие финансирования — нередко, увы, сами исследователи грешат тем, что закрывают доступ. Мол, «это я собирал, у меня тут права...». Странная, я считаю, позиция.

Ну а пока с федеральным архивом вопрос не решен, мы по максимуму будем продвигать нашу антологию. Вот то коллекционное издание, которое будет на презентации — мы его сделали с шикарным оформлением, это 44 экземпляра, каждый с уникальным номером. И я предложил Юрию Викторовичу в следующем году, когда Омск будет культурной столицей России и, соответственно, будет много мероприятий с участием, в том числе, и лиц, принимающих важные решения на федеральном уровне, знакомить их с этим изданием, презентовать экземпляры на уровне правительства, губернатора. Нужно, чтобы об этом говорили, писали, так максимальное число людей узнавало бы, что такой проект есть. Также мы сейчас заявились с той же целью на ряд грантов.

- Расскажите немного о презентации.

2

- Главным действующим лицом, точнее, лицами там будет фольклорный ансамбль Аркина «Звонница». Очень интересный, на самом деле уникальный коллектив — лично я, по крайней мере, ничего подобного еще не встречал, это точно не мейнстримовая история. Ефим Яковлевич его так не называет, но я для себя его назвал — ансамбль обрядовой песни. Они не просто поют народные песни по нотам и текстам, — они создают картину. То есть, если поется, например, о свадьбе, то вот они невесту замуж собирают, вот она пошла, вот этот плач на час, вся эта история. Или, например, провожают парня в армию, в рекруты — опять это обрядовая история. И у них куча таких песен, и костюмы у них под это пошиты, сценография… Они, кстати, успешно ездят с гастролями по миру — и в Индии, и в Чехии были, конкурсы международные выигрывают. И вот 17 числа в рамках форума «Академия русской культуры» они выступят в Органном зале с песнями из антологии. Хотелось бы всех пригласить на этот концерт, благо он, к тому же, бесплатный. Правда, к сожалению, есть нюанс — нужно пройти предварительную регистрацию. Она доступна по ссылке. Ну, я буду так приглашать, если что, потом в свободном режиме запускать просто в зал.

- Ответьте, пожалуйста, в завершение на такой финансово-философский вопрос: зачем вам, предпринимателю, вообще этим заниматься, тратить на это свои деньги?

- Многие предприниматели занимаются благотворительностью, кто-то инвалидам помогает, кто-то детским домам — сейчас много где финансирования не хватает. Хотя, в принципе, в нормальном цивилизованном обществе 95%+ затрат на эти направления должно покрываться государством. С культурой не так. Между тем поддерживать её — это тоже влиять на то, как мы живем, то, что мы есть на самом деле, — это, на мой взгляд, благая цель. Не буду скрывать — изначально я пытался заложить в это хоть какой-то корыстный интерес, найти какую-либо целесообразность для своего бизнеса, типа — через поддержку культурных проектов я буду развивать связи, а потом уже эти связи как-то монетизировать. Но оказалось, что это так не работает. Абсолютно. Вроде бы и связи уже есть, и они постоянно мне помогают и поддерживают, — но именно в этих же проектах. К которым я уже привязался и просто не могу остановиться.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

786105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

622103 ноября 2025
«Петь — значит очищаться»

Здоровье

«Петь — значит очищаться»

Музыкант, вокалист и композитор Антон Болбат баланс между телом, умом и душой находит в музыке. Здоровье для него — это не строгий режим, а состояние внутреннего присутствия. Медитации, гимнастика по Стрельниковой, холодный душ, отдых отшельником — ритуалы, помогающие заведующему музыкальной частью театра «Арлекин», экс-регенту хора Никольского собора и руководителю вокального ансамбля «Проект П» сохранять осознанность и внутреннее равновесие.

85231 октября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

76809 октября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх