Олег Ананьев: «Не надо относиться к государству как к врагу»
Руководитель компании «Энергоэффективный регион», член общественного совета при Минэкономики Олег Ананьев прокомментировал инициативу министерства экономики по снижению налоговых ставок для малого бизнеса, и заодно рассказал о своих бизнес-принципах.
246528 июня 2017
- Олег, поделитесь подробностями по поводу законопроекта.
- Предыстория такова: когда начались Диалоги с губернатором, один из членов «ОПОРЫ России» Игорь Беляев как-то раз задал вопрос о налоговых ставках для бизнеса. У нас перед глазами были примеры, когда люди перерегистрируются в Тюмень, потому что там ставка по «упрощенке» не шесть процентов, а один… Мы этот вопрос подняли: когда у нас так будет? Вопрос был задан, потом был создан Общественный совет при Министерстве экономики…Тема все время была на слуху. На предыдущем Совете нам это озвучили как один из приоритетных проектов. Мы увидели конкретику, и вот на последнем уже совете при Минэкономики как раз и обсуждалась эта инициатива. Мы пришли на общественный совет и увидели этот проект.
1- То есть инициатором законопроекта де-факто является министерство экономики.
- Да. Есть проблемы, которые на виду и на слуху. Вообще эти ставки – прерогатива региональной власти. Федеральный центр дает разбег: по налоговой ставке для предпринимателей, выбравших для налогообложения доход – от 1 до 6 процентов, для тех, кто выбрал разницу между доходами и расходами – от 5 до 15 процентов. По старой традиции в Омской области были максимальные ставки. В большинстве же регионов они давно были снижены. Вот дошла очередь и до нас.
- То есть мы в этом отношении – никакие не флагманы…
- Никакие не флагманы и не новички, скорее, наоборот. Законотворчество – процесс сложный. Где-то могут и один процент принять, но для очень узкой категории предпринимателей. Минэкономики такой срез делало, и обещало разослать общественным организациям. Ждем. Пока же мы послушали доклад, увидели снижение в два раза, увидели круг ОКВЭД. Новые налоговые ставки смогут применять налогоплательщики, не менее 70% дохода которых в отчетный период составили доходы от видов деятельности, перечисленных в тексте закона. Задали вопрос: почему именно такое снижение, ни больше ни меньше, пообещали провести слушания в общественных организациях. В общественный совет входят представители ОТПП, АРП, ООСП и «ОПОРА». Мы провели свои слушания вчера, попросили добавить ряд ОКВЭД к уже имеющемуся списку, который не так мал… Мы открытая организация, все, что напишем в Минэкономики, разместим и в открытом доступе.
- Что предлагаете добавить?
- Например, стоматологии или компании, занимающиеся IT-практикой. Ремонтом и продажей компьютеров сегодня занимаются многие фрилансеры, а новые ставки позволили бы им получить статус официально работающих людей и платить минимальный налог, имея официальный доход. К тому же, это поможет в конкуренции местному IT-бизнесу, который «подминают» под себя крупные федеральные организации. В 2008 году было более 450 фирм, пока не появились всякие DNS и прочие гиганты… Хочется оживить этот рынок.
- Какова дальнейшая судьба проекта?
- Законопроект должен лечь на стол депутатам Законодательного собрания. Я бы сам с удовольствием поприсутствовал на слушаниях, проверил, как работают наши депутаты. Ведь в областном парламенте, как правило, - представители далеко не малого бизнеса. Посмотрим, будет ли какое-то сопротивление. Хотели бы активно сопровождать это процесс…
- Когда вам пообещали рассмотреть документ?
- В третьем квартале. Не так много времени остается, проект должен быть принят до конца года, чтобы с 1 января 2018 года он начал действовать.
- Как это может повлиять на бюджет?
- Там все рассчитано. В министерстве экономики есть разные экономические матрицы. Они знают, по каким ОКВЭД какие доходы, сейчас им нужно посчитать выпадающие доходы. В Омской области по «упрощенке» собирается примерно 3 млрд рублей налогов. В 2015-2016 годах поступления от этих налогов росли. Примерно около 300 миллионов доходов за счет этой льготы выпадает, но тренд по остальным говорит, что столько же должно добавиться. Итог - нулевые выпадающие доходы, для бюджета они нивелируются. Если бы была более расширенная льгота, это было бы более проблематично для принятия - так нам пояснили в Минэкономики. После того, как пройдет год, мы промониторим результаты, и если они будут положительными, попытаемся либо еще снизить ставку, либо расширить список ОКВЭД. Мы не знаем, будут ли приняты наши предложения, потому что говорить про это пока преждевременно – свои предложения должны внести и другие общественные организации. Но будем пробовать. Не попробуешь – не узнаешь.
На что «Опора»?
- Олег, для тех, кто не в курсе – что представляет собой общественная организация, в которой вы состоите?
- «ОПОРА России» - это крупнейшая предпринимательская федеральная организация. В этом году ей исполняется 15 лет. В ней состоит 400 тысяч предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса. Отделения в 86 регионах, есть и зарубежные – в Китае, Чехии и так далее. Это очень активная организация. В прошлом году на встрече был президент России, и после этого было дано несколько поручений, часть из которых уже была воплощена в жизнь, как то «налоговые каникулы» для «новичков» малого бизнеса, уменьшение количества проверок, тот принцип, чтобы за первую проверку не наказывали штрафом, а ограничивались предупреждением… Наша организация активно работает на малый бизнес. Мы не находимся ни в какой оппозиции ни с кем. Предприниматель – это коммуникатор, он должен выстроить связи со всеми. Вот и наша организация такая же. Мы пытаемся со всеми сотрудничать, через сотрудничество изменяя взаимоотношения с властью и с обществом.
В «ОПОРЕ» я полтора года. Вхожу в совет «ОПОРЫ России» в Омске. Он на сегодняшний день состоит из пяти человек. Наш председатель – Александр Федотов. Возглавляю комитет по энергоэффективности: это все вопросы по энергосбережению, которые, в том числе, задаются и губернатору, и министру экономики…
- Почему выбрали именно ее, а не Союз предпринимателей, например?
- В связи с тем, что бизнес выходит на федеральные просторы, нужна организация, которая позволит решать вопросы на этом уровне. У нас же чем больше бизнес, тем чаще приходится решать вопросы через Москву – так построено государство. Если работать в Омске, то можно быть членом ООСП: та плеяда предпринимателей, что составляет его костяк – это легенды омского бизнеса. Если тебе нужно решать вопросы и искать партнеров в других регионах – это «ОПОРА России». Я позвонил в Хакассию, председателю тамошнего отделения: «Буду у вас через два дня» - и меня через два дня встречают. Это очень сплоченная структура, и мне очень легко решить вопросы в другом регионе, даже в том, где я никогда не был. Я могу легко найти партнеров в Крыму, Сочи или Владивостоке. Это преимущество этой организации. В Хакассии я выступал при Верховном совете по энергосбережению – там нас активнее принимают, чем в нашем родном регионе. Понимаете, некоторые вещи у нас на региональном уровне решить нельзя – а у нас прямой доступ, например, в Минэнерго РФ, где меня приглашали выступить на совещании. Есть такой же прямой выход на Государственную Думу… Вопросы и предложения можно выносить там, а потом они уже вернутся сюда. Эффективность вырастает в разы. Ни одна организация, кроме, разве что, «Деловой России», не сравнится… Но это крупный бизнес, нам туда еще топать и топать.
От соляриев до солнечных батарей
- Сегодня вы руководите компанией «Энергоэффективный регион». А что было до этого?
- До этого было много всего. По образованию я инженер-экономист, заканчивал СибАДИ, а свой предпринимательский путь начинал с IT-бизнеса. Первые десять лет занимался именно им: компания «Новое кредо», мы даже в 2010 году были лучшим поставщиком у областного бюджета… У нас были самые большие обороты. Потом компания «Лаборатория информационной безопасности» - защита информации, закон о персональных данных, потом «НК-групп»… За 16 лет испробовал полтора десятка разных бизнесов, и солярии продавал, и бассейны строил, и квартиры ремонтировал. Искал себя, сейчас, надеюсь, нашел. Два года назад строительный бизнес закончился банкротством. Пришлось закрыть компанию.
- Не подломило?
- Подломило, но не сильно. Практически сразу оправился, по-другому я просто не представляю свою жизнь. Ту свободу, которую дает предпринимательство, нигде больше не получишь. Конечно, были мысли:– зачем все это надо, опять нести за всех ответственность… Но по большому счету, может, и к лучшему, что так случилось, и я смог заняться тем, чем хотел. Потому что иногда занимаешься тем, что приносит деньги, иногда тем, что приносит удовольствие – и сейчас и то, и другое у меня начинает объединяться.
- Что собой представляет нынешний бизнес?
- Это некоммерческое партнерство. Компании меньше полутора лет. Основная деятельность – электроэнергетика. По сути, мы занимаемся технологиями энергосбережения. Мы экономим людям тепло и электроэнергию. Вся энергия получается от сжигания нефти, газа и так далее – это всем известные вещи. 75 процентов леса за сто лет уже сожжено, половины нефти, угля и газа уже нет. Мы как дети, которые грызут собственную мать-землю, пока не умрут вместе с ней. Мы занимаемся технологиями, которые позволяют сберечь ресурсы. Солнечные панели, ветрогенерация – это все альтернативные способы добычи энергии. Ветер и солнце не кончаются.
- Кто ваши клиенты?
- Первый тип – это государственные бюджетные организации. Там самые большие серьезные затраты, и при этом все устаревшее. Они потребляют тонны электроэнергии, но при этом ничего не знают о светодиодах. Мы привлекаем инвесторов, потому что в бюджете денег нет. Заключаем энергосервисный контракт, инвестор все заменяет, получаемая экономия по счетчику в течение 3-4 лет отдается инвестору, пока не окупается, а бюджетное учреждение получает уже модернизированную структуру: светодиодные светильники, модернизированную систему отопления, и так далее, и тому подобное. Инвесторов много, но косность руководителей бюджетных учреждений не позволяет делать это быстрыми темпами. Похвалить могу департамент спорта и мэрию в целом. Также в Азово глава поселения объявил конкурс на заключение энергосервисного контракта, стал «пионером». На него смотрят все остальные главы районов, хоть и боятся… Человек понял, что это выгодно: можно с учетом дефицита бюджета за чужие деньги в короткие сроки модернизировать поселение. Потенциальных клиентов много: муниципалитеты, больницы, школы, детские сады и другие бюджетные учреждения.
Вторая категория – частные клиенты. Например, «Холлифуд», с которым мы заключили контракт утилизацию тепла в 15 магазинах «Низкоцен». Что это такое? Стоит большой холодильник, а фреон, отдавая холод, выбрасывает на улицу тепло. Мы это тепло возвращаем обратно, еще немного догреваем и при помощи этого тепла полностью отапливаем весь магазин. Это технология томских ученых. Если на центральное отопление владелец тратит 600 тысяч в год, тут – 27 тысяч рублей. Разница очень большая. Мы в прошлом году сделали пилотный проект. Ходили везде, только «Холлифуд» согласился. Они признали эту технологию эффективной и лучшей. Теперь и другие начинают интересоваться.
Частный бизнес – он очень быстрый, понимает, когда есть выгода и экономия, сразу вкладывается и работает. Стоимость коммунальных услуг растет, их никто не отменял… Поэтому мы ориентируемся на предпринимателей.
Третья категория – это управляющие компания, ТСЖ и так далее. Домовладельцы. С ними у нас пока не получается, нас «убил» ОДН… Самый неумный закон, который рубит энергосбережение на корню. Днем в подъездах горят лампы, потому что я плачу за свет таким образом, что пусть оно хоть все и всегда горит… синим пламенем. Если с этим законом справятся, то эта категория тоже станет нашими потенциальными клиентами.
- Вы довольны тем, как все идет?
- Конечно, и я вижу потенциал, вижу, куда расти. Мы пытаемся снизить негативное воздействие человека на природу, и это тоже дает осознание того, что мы на верном и полезном пути.
- Команда большая?
- Команда маленькая, четыре человека. Но у нас размытые границы организации. С нами работают люди, у кого-то свой бизнес, кто-то в штате другой организации. Как считать команду? Костяк – одно, а «некостяк» очень большой. Наша технология утилизации тепла дала очень большой резонанс среди холодильщиков. Одно объявление – и невероятный отклик и ажиотаж! Молодым всегда интересны новые технологии. И они уже с гордостью начинают рассказывать, что они делают такие уникальные вещи… «Бирюзовая организация» - как у Фредерика Лалу – это про нашу компанию.
- Можете сформулировать несколько своих бизнес-принципов?
- Могу, более того – мы их сформулировали как ценности нашей организации. Основная для меня ценность – это семья. Есть люди, которые тебя любят, и те, кого ты любишь – это, пожалуй, даже важнее. Это показатель того, что человек не бесполезен. Не просто так пришел в этот мир. Это первое. Второе – быть честным со всеми людьми. С чистым сердцем ты смелее. Нельзя сказать, что я весь «белый и пушистый», за свою жизнь немало, наверное, грехов насобирал, но стремление жить честно есть. Третье – все люди имеют равную ценность. Неважно, высший ты чин или уборщица – все люди одинаковы и имеют право на нормальное человеческое отношение. Губернатор, мэр, ребенок – всех создали одинаковыми. Очень ценю простоту и уважение в общении. Заносчивость, кичливость – для меня первые признаки того, что не стоит работать с человеком. По этим принципам мы подбираем партнеров. Может быть, это покажется глупым, клиент денежный, но если там общаются сквозь зубы и без уважения, мы просто не станем работать. По тем же принципам мы подбираем и сотрудников. Жизнь не такая длинная штука, чтобы тратить ее на плохих людей и окружать себя ими.
Еще один принцип – работа по закону. У нас это тоже прописано. Предпринимателей, которые каким-то образом изобретают некие схемы, чтобы уйти от налогов, немало – я сам предприниматель не первый день, все понимаю. Но они лишают себя права голоса. Нужно понять: если ты где-то замарался, ты потом не сможешь ничего сказать, потому что ты лишен права голоса. Если не получается «беречь честь смолоду» - как у меня – то по крайней мере, нужно учиться на своих ошибках. Они для этого и даются. Нужно просто смириться с тем, что тебе половину придется отдать государству. Если ты пришел в бизнес с партнером, то тебе придется половину отдавать партнеру, как бы тебе не хотелось иначе, потому что он, допустим, ленится, а ты больше работаешь. И тут тоже. Ты должен понимать: государство – это тоже твой партнер. Не надо относиться к нему как к врагу. Да, оно иногда отвиливает от работы. Нужно ему сказать об этом. «Давай работать вместе!» И тогда будет легче.
- У вас растет сын. Чем любите заниматься всей семьей?
- Ян – поклонник робототехники, карате и рыбалки. Обожает математику, технику. А вместе – любим поиграть на гитаре, попеть, что-нибудь сконструировать, выехать на природу, поиграть в игры, просто пообщаться – да много всего!
Фото:предоставлено героем
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
972921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
84018 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
73718 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии