Анна Береговских: «Город должен соответствовать потребностям человека»

Директор ИТП «Град» — о том, почему проектировать город сложнее, чем космический корабль, почему нужно вкладываться не в дороги, а в улицы, и почему сама она категорически не хочет быть мэром Омска.

434929 июня 2017
Анна Береговских: «Город должен соответствовать потребностям человека»

Этим интервью редакция «ВОмске» открывает сверхактуальную для города тему благоустройства в самом широком смысле — как осмысленного улучшения и развития общественного пространства, создания «города для людей». Надеемся, что тема вызовет живой интерес наших читателей и содержательные и конструктивные отклики профессионалов. Мы готовы предоставить трибуну для самых разных точек зрения и для самых острых дискуссий, которые помогут сделать Омск лучше.

— Анна Николаевна, денег у нас мало, а те скудные средства, что мы получаем, «размазываются» по территории. Не лучше ли их сконцентрировать  на создание отдельных участков комплексного благоустройства, которые могли бы стать образцом для всего города?

1

— Попробую ответить. Для этого вернусь к мастер-плану, который попробовал охватить максимальное количество вопросов, максимальный спектр интересов, волнующих горожан. Один из самых яркий, безусловно, — вопрос благоустройства территорий города. Связан он также с  понятием комфортной городской среды. Большинство людей в мире под комфортной средой понимают красоту и ухоженность улиц и других общественных пространств: парков, скверов, бульваров… На улицах горожанам должно быть хорошо, комфортно, приятно. Взгляд должен радоваться. И здесь проблем очень-очень много. Их можно структурировать, сейчас вряд ли получится, но я попробую.

Итак, если будет чисто, отлажено, отремонтировано, не будет ям на дорогах, тротуарах, не будет грязи, пыли, это будет уже комфортная городская среда или еще нет? Это как дома: наводим порядок, вытираем пыль, хотя живем со старой мебелью, старыми обоями, живем долго и привыкли к этому. Ну и ладно, еще проживем, просто будем по пятницам мыть полы, раз в год белить потолок и т.д. Хорошо ли это? В нашем сегодняшнем мире это нехорошо. Это упадок, стагнация городского развития. Даже не буду говорить, что мое любимое градостроительство важнее всего на свете. Важнее всего культура, то есть те ценности, которые дороги горожанам. Здесь, в городе, в котором они родились или приехали и живут, они должны находить удовлетворение и внутреннюю гармонию. Город должен соответствовать потребностям человека. Человек — потребитель города, потребитель городской среды. Я не буду носить одежду, которая мне не нравится, не буду есть то, что не люблю, и я не буду позитивно воспринимать город, который мне не нравится.

Но горожане не только потребители, они созидатели. Никто, кроме горожан, не создаст ту среду, в которой они хотят жить. Людям нужно дать возможность созидания. И в этом самая главная, стратегическая ошибка администрации города Омска...

— Власти…

— Вот вы сказали сейчас «власти», а я сказала «администрации», почувствуйте разницу. Нас приучили к тому, что администрация — назначенные люди, которые должны обеспечивать местное самоуправление, — называет себя властью. И горожане называют их властью. Это не власть! У нас пока Конституцию никто не отменял. У нас местное самоуправление специально отделено от государства. Государство занимается вопросами безопасности: внешняя политика, надежность, пожарная и прочая безопасность, и многое другое. Но каким быть городу, какая будет среда — за это отвечает местное самоуправление и горожане. При работе над мастер-планом мы убедились, что у нас есть активное население, которое хочет участвовать в управлении городом. А администрация говорит: мол, «выскажитесь, а мы вас послушаем, спасибо вам большое, до свидания!» Вот я в пятницу была на Совете при мэре. Я готовилась и делала доклад. Доклад мой был поставлен последним, что было правильно, потому что совет стратегический, сначала шли отчеты руководителей. Заслушали меня. Я поблагодарила и предложила задать вопросы. Вячеслав Викторович сказал, что повесткой вопросы не предусмотрены, «спасибо вам». Итог: в зале тишина, доклад принять к сведению. Точка.

— Распространенный итог…

— Ну да. «Мы вас послушали, чем вы недовольны?» А чем я недовольна? Тем, что администрация не хочет воспринимать никакие советы. Послушать, что на той-то улице яма — да. «Напишите заявление, и мы вам ответим». Но профессиональных, обобщенных суждений, стратегических предложений им не нужно. К такой позиции я была готова и ничего другого не ожидала. Ничего и не произошло. Но меня поразило и возмутило безответственное отношение к государственным деньгам на территории города Омска, которые якобы совершенно случайно, как снег под Новый год, свалились на наш город, разбитый и неблагоустроенный. И год, и два года назад поднимался вопрос о проектировании. Город должен иметь программу развития. «А зачем? Бессмысленно проектировать, раз денег все равно нет». Сейчас у нас национальный приоритетный проект, деньги появились, и что мы слышим? Куда их? В асфальт? Да, в Омске отвратительные дороги, но, по сути, дорог в городе вообще нет, они могут быть на территории промзон. Это нужно понимать. В городе нет дорог — есть улицы. Улицы воспитывают горожанина. Улицы творят города. Уличное пространство обеспечивает коммуникацию человека, его общение, восприятие, удовлетворение нужд, как в транспортном передвижении, так и пешеходном, автомобильном, велосипедном. Но самое главное — это пешеходная инфраструктура, живое общение горожан друг с другом и с городом, окружающей средой. Вам же не все равно, где ходить! Ваш взгляд что-то сопровождает, город вашему внутреннему миру отвечает взаимностью. И вот здесь такое решение: программой предусмотрено только асфальтирование дорог. В прошлом году — 57 дорог (заметьте: измеряем количеством), в этом году 37, кажется… Причем было сказано: в эти работы не входит благоустройство обочин. Конкретная фраза, которая меня чрезвычайно возмутила. Мы асфальтируем городские дороги без обочин. Что такое обочина? Вот проспект Карла Маркса, а мы с вами на обочине, которая не подлежит никакому благоустройству? Я иду по набережной Тухачевского и вижу велодорожку с разметкой заподлицо с существующим тротуаром. Изумительная велодорожка вплотную с разбитым тротуарным покрытием. Это что? Кто планировал это? Какой хозяйственник?

— Это к слову о точечных решениях…

— Да. О том, что не может быть точечных решений. У нас «дороги» — каждый год по миллиарду, без обочин, без ливневки, без наружного освещения. Было сказано, что кладем свежий долговечный асфальт. А город заливает. То есть никогда ливневки не будет? Или через год появятся деньги и мы вскроем долговечный асфальт?..

Я обращала внимание членов совета на бесчеловечное отношение к большой части населения, которая проживает в частном секторе. Показывала картинку. Генплан сносит индивидуальную застройку. Сносит почти 50 лет, с 70-го года. Да на тех территориях уже выросло два поколения!.. На этих территориях у нас дороги не асфальтируются. Я живу в центре, рядом улицы Северные, я прохожу мимо и не понимаю, в каком веке я живу. Когда грязь, девочки идут в сапогах и несут туфельки в мешочке. Это что такое?.. И мы упрекаем этих граждан в уклонении от налогов, что они не очень ответственные… Как так? Да зачем им платить налоги, если город, в котором они родились, их ни во что не ставит. Я даже не буду обсуждать это решение генплана, хорошее оно или нет, но несите ответственность, если приняли такое решение! Создайте благоприятные условия!

…Все не могу подойти к вашему вопросу: хорошо было бы вложить деньги в комплексное благоустройство отдельных площадок и сделать сразу качественно? Конечно, хорошо. Можно опять же обратиться к незаконченной пока работе по мастер-плану. На этот вопрос там есть ответ, причем ответ горожан, обычных людей: город наш должен быть полицентричным. У нас центр явно выраженный, но там не живут люди. На карте плотности населения города видно: самое большое количество людей живет в Нефтяниках и на Левобережье. Но там достойных, хорошо благоустроенных территорий почти нет. Мастер-план предлагает создание и развитие центров, которые должны включать в себя все объекты предоставления услуг, в первую очередь в культурной сфере: спорт, досуг и общественные пространства. Там они уже показаны. Конечно,  хорошо было бы разработать проекты именно комплексные, учитывающие эти услуги. Это должен быть план создания центра жизнеустройства, а не просто благоустройства в формате озеленения и установки лавочек. Поднять и закрыть все необходимые вопросы, обеспечивающие ту самую комфортную и гармоничную среду… Не зря говорим: города проектировать намного сложнее, чем космические корабли. Там можно уйти на обед, и корабль будет ждать в том состоянии, в котором ты его оставил. Когда мы работаем над вопросами развития города, сам город не останавливается ни на минуту. Он живет.

Чрезвычайно довольна, что страна наша поменялась и она уже не такая, как была, когда я была молоденькой девочкой, когда у меня не было права ничего решать: ни где мне жить, ни где работать. Тогда этого не было. Но сейчас мы живем в другом мире, мы хотим выбирать, предлагать и жить в том городе, который с уважением относится к нам.

— Это, собственно, развернутый ответ на вопрос, почему слабо развиваются формы частно-государственного или частно-муниципального партнерства при благоустройстве территорий. Ведь при правильной организации дела можно привлекать более значительные суммы и решать серьезные задачи при помощи жителей и предпринимателей...

— Да. И частно-государственное, и частно-муниципальное партнерство будет развиваться только в городах, обеспечивающих доверие и уважение к участникам этого процесса. И не важно, вложение ли это в благоустройство или в другие сферы. Должна быть открытая муниципальная политика, тогда и участники, меценаты, появятся. Впрочем, никакое меценатство не бывает совсем бескорыстным: чтобы тебе даже «спасибо» не сказали. Должна быть взаимная ответственность. Сегодня, я убеждена, есть единственный способ обеспечить действительное партнерство бизнеса и управления — это открытое и понятное взаимодействие. Сегодня, в век информационных технологий, это надо учитывать обязательно. Если раньше где-то бумажка затерялась, «да, мы про вас помним, но тетя Валя на пенсию ушла» или еще что-то подобное, то сегодня ничего «случайно потеряться» не может. Все планы должны быть на открытых экранах, как и все достижения: вот эта улица отремонтирована за счет Иванова, спасибо ему, вот в эту площадь вложился Петров, а вот там мы вместе активно поднажали, через неделю покажем, что изменилось. Если у предпринимателя свой торговый центр, он и елку поставит с удовольствием, и фонтан рядом построит.

Мы же в других городах создаем ментальные карты, как есть карты и плотности населения, и передвижения населения. И предприниматели видят, где люди, где можно созидать еще что-то. Таким образом мы получаем синергетические эффекты, которые помогают развиваться всему городу. Одно должно помогать другому, а не ставить палки в колеса, как на предыдущем примере. Сегодня асфальтируем, а через два года будем вскрывать и укладывать ливневую канализацию. Или выпадет снег, и тут мы вспомним, что уложили высокопрочный асфальт на теплотрассу, изношенную на 90 процентов. А кто проверял? Кто подписал проект?.. Если нет проектной документации, то с кого спросить? Можно говорить и дальше.

У меня не укладывается в голове, как создавать комфортную среду посредством ремонта существующего дорожного покрытия в пределах городских улиц. Мы же понимаем, что с каждым годом ситуация усложняется. Пробок становится больше, значит транспортная инфраструктура, транспортная функциональность от этого неотделима. Значит, у нас не гармонизировано пространство с коммуникационными связями. Почему мы этим не занимаемся? Мы закатываем в асфальт то, что есть, однозначно понимая, что через год будет хуже. И у нас нет денег,  чтобы разработать нормальный проект, который бы обеспечивал взаимную согласованность. Мы единственные из городов-миллионников, где такая ситуация. Меня глубоко задевает, что очень часто среди городских мнений звучит высказывание, что мэр должен быть хорошим хозяйственником. Мы должны думать о развитии! И я все-таки надеюсь немножко, что так будет… Мы видим, что в городе много умных и талантливых людей. Так вышло, что последние лет десять я редко была в городе, институт работает на другие города. Много работаю в различных комитетах и экспертных советах, занимаюсь законотворчеством. В городах, где я работаю, вопросы приходится изучать глубоко, а здесь нас попросили специалисты нашего же института: давайте мы Омском позанимаемся, мы же здесь родились и выросли, это наш город. И вот занимаемся…

— Генплан и мастер-план — это важно и нужно, но большинству, возможно, более необходимо иметь конкретный план переустройства двора. Могли бы такие заказы выполнять студенты-практиканты или стажеры-архитекторы, дизайнеры? Может ли в миллионном городе такая потребность быть реализована? Если да, то почему у нас этого не делается?

— С одной стороны, вопрос не совсем ко мне. С другой – конечно, могли бы. Я бы привлекла, да. У нас есть техникумы, вузы… По-хорошему, дать бы каждому студенту курсовой проект, и пусть он защищает его перед жителями и приглашенными экспертами. Это не стоит ни единой копейки, но это те самые синергетические эффекты, о которых я говорила выше.

Сейчас вспомнила: когда училась на 3 курсе красноярского Политеха, на факультете архитектуры и градостроительства, мне выпала огромная удача и честь: реальный курсовой проект. Я делала все чертежи по благоустройству детского сада в Красноярске: исторического здания невероятной красоты, но совершенно неухоженного. Какое же это было невероятное счастье для студентки! Никаких денег — но я полностью выполнила рабочий проект, включающий в себя все до мелочей: от цветочка и особенным образом подстриженного кустика до плиточки, которой выложены  дорожки. Я нарисовала все веранды, малые формы, качели и т.д. Потом приходила с авторским надзором, смотрела. Все было воплощено в жизнь — и это было столь же приятно, сколь и ответственно. То, о чем вы говорите, имеет полное право на существование, более того, может быть прекрасным поводом включения молодежи в жизнь. Но в начале их нужно хорошо научить. Можно было бы и проектным организациям подключиться, мы могли бы помочь: это не основная наша сфера, хотя, сейчас мы разрабатываем концепции благоустройства для некоторых других городов. Там будут сформулированы основные подходы, предложены и малые формы, и принципы освещения, и принципы переходов к цветовым решениям фасадов, и так далее.  Я думаю, что это очень полезно.

— Анна Николаевна, пару слов про мэра: если не хозяйственник, то…

— Это должен быть стратег, но вот как объяснить, кто такой стратег… Человек, который должен быть сильным, уверенным, который умеет видеть далеко вперед и умеет организовывать работу. Это очень устремленный, умный, широко образованный, глубокий, интеллигентный человек, который должен быть лидером, причем лидером от рождения. Не верю, что настоящие лидерские качества можно воспитать. Бывают очень умные и талантливые люди, но за ними не пойдут. А за этим человеком должны идти. Он, конечно, должен быть хорошим организатором, но это уже следствие, а не причина. Человек должен понимать суть задач, уметь определять далекие и близкие цели, уметь планировать и организовывать работу команды. А хозяйственник… Ну да, хозяйственник – это хорошо, важно, ответственно, но кухарка не может руководить государством. Никак.

— Вопрос напоследок: сами вы не передумали, на кресло градоначальника не будете претендовать?..

— Нет. Нынешняя система выборов для меня неприемлема. Я думаю, эта история не будет иметь никакого успеха. Чуда по поводу нынешних выборов не произойдет. Двенадцать назначенных человек будут выбирать мэра — а как, из кого?.. Риторические вопросы.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 139 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 117 человек



























Блог-пост

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1162527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1527112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2605106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

857012 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх