Валерий Кокорин: «Мы из третьей столицы России превратились в первую. Мусорную»
Депутат Заксобрания, гендиректор строительной компании «АСК» Валерий Кокорин – об арендных ставках, «чокнутых» властях, честных способах отъема денег по Бендеру и путешествии в Антарктиду.
4367310 июля 2017
О «любимом» 108-м, логике и коррупции
До начала интервью Валерий Михайлович говорит по телефону: читает вслух стихи из сборника Юрия Сазанова:
«Нам до счастья – далеко,
И не поймана Жар-птица.
Быть счастливым – так легко,
Но трудней того добиться.
Всем известно – мир не прост,
В нем такие закавычки –
Тяжко тем, кто не прохвост,
В этой жизни с непривычки.
Ты – женат иль холостой
И поешь лихие песни,
Жить на пенсию – отстой,
А с деньгами – интересней!»
- Валерий Михайлович, кто такой Юрий Сазанов?
- Поэт, песенник. Живет в Авиагородке. Встречались там с ветеранами позавчера, вот он мне эту книжку дал. С удовольствием читаю, такой молодец, просто чудо… Тут вот и про Омск, и про интернет. У нас удивительные люди. Такие талантливые. Знает в разной степени десять языков, играет на четырех инструментах…
- У вас самого новых увлечений не появилось за последнее время?
- Мне старые бы сохранить, вы что… после сорока лет не приобретают новых друзей, вы знаете, и с увлечениями так же.
- Тогда будем говорить о вашем нынешнем «увлечении» - постановлении 108-п. Пожалуй, резко выросшие арендные ставки – одна из самых острых на сегодня для омского бизнеса проблем. Вы активно занимаетесь ее решением. Расскажите, какова ситуация на сегодня?
- Когда принималось это постановление, никто не просчитал, как это будет в реальности. А в реальности все повернулось как по выражению Черномырдина: что бы ни делали, все равно автомат Калашникова… Вопрос не в постановлении, а в людях и структурах, которые его применяют. Ни в одном сельском районе Омской области по договорам аренды, которые они ведут, нет ни одного судебного иска. По договорам, которые ведет минимущества, исков тоже нет. Когда они заказывали рыночную оценку, они давали честное задание… А какой у нас сегодня рынок земли? Он стоит, никто ничего не покупает. Оценка была сделана здравая, если платежи за аренду земельных участков и выросли, то выросли на 30, 40, может, даже на 100 процентов, и люди это как-то стерпели. А у нас в городе департамент имущественных отношений мэрии Омска, видимо, поступил совсем по-другому. Пригласил организацию, которая выиграла этот конкурс… Нет, конечно, выиграла, не выезжая из Санкт-Петербурга, провела оценку… Бендер говорил, что есть 300 способов честного отъема денег. Они применили 299-й, и, видимо, задание дали, чтобы рыночную оценку сделать не реальной, а исключительно завышенной.
Более того, сейчас выясняется, что по некоторым земельным участкам плата повысилась в 200 раз, а где-то снизилась. Возникает вопрос: а с чего? Где логика? Напрашивается вывод: значит, существует группа аффилированных лиц, которым снизили рыночную стоимость. Это уже называется коррупцией. И подтверждение тому – ряд судебных исков, которые арендаторы предъявляют департаменту имущественных отношений Омска, оспаривая эту рыночную цену. И суды ее снижают, признают неправомерность оценки. А это же злоупотребление правом, преступление в отношении тысяч землепользователей…
- Депутаты Заксобрания поддержали ваше обращение к губернатору по данному поводу. Что-то еще в этом направлении делается?
- Губернатор должен принять решение. Он может поступить честно, принять изменения в это постановление и привести его в соответствие с 2015 года задним числом, это его право. Что такое земельный участок? Вот стоит там, допустим, СТО, работает шесть человек. Выкатили им эту аренду – и не зарплату выдать, ничего!.. Есть у нас областная спортивная организация, которая тоже арендует землю, - и они тоже зарплату не могут заплатить. Областная организация! Развитие спорта… Не говоря уже о тысячах других землепользователей, которые оказались в такой ситуацию.
Если правительство не решится поступить таким образом, можно решить это иным способом. С 1 января 2018 приняли изменения, в три раза снизили коэффициенты… Можно это экономически обосновать, просчитать и снизить так, чтобы арендная плата повысилась максимум на сто процентов. Но не в 200 раз же! Никто не хочет считать. Из департамента имущественных отношений идет муть всякая! Есть конечный список договоров – покажите их всем, кому и что насчитали! Есть министерство экономики, есть экономический комитет…
Депутаты Горсовета попросили КСП проверить всю эту муть. Должны быть четкие цифры, а не так, что один скажет: две тысячи договор, другой – три, третий – шесть. Как такое возможно? Один говорит – 200 миллионов включили в бюджет, другой – 180, третий – 280. Вы проверьте!.. Третье – то, что депутаты Горсовета будут рассматривать вопрос представления экономической целесообразности рассрочки. Потому что их арендаторы уже попросту достали!.. И не так, как это делает администрация города, говоря о рассрочке на три года. Правильнее будет так: по каждой организации рассрочка должна быть экономически обоснована, но не приводить к повышению арендной платы в 200 раз. Процентов на 50-60 еще куда ни шло… Вот если прописать решение Горсовета, что штрафные санкции не применимы к тем, кто будет четко платить рассрочку. Кроме того, она должна быть на такое время, чтобы рассрочка на бюджет организации, которая это арендует, не превышала двойной размер по отношению к прошлому периоду. Хотя бы какая-то честность будет.
Думаю, в Горсовете это будет обсуждаться. А в правительстве, если не примут решение о «заднем ходе», может быть, стоит вернуться к порядку выкупа земельных участков, который существовал во время, когда это регулировалось постановлением правительства в отношении приватизированных предприятий. Там был льготный период и льготный процент. У нас сегодня цена выкупа земельных участков – 30% от кадастровой стоимости. Это запретительная мера, и по такой стоимости никто не выкупает. Если мы посмотрим эти несколько лет, то в бюджет области и города не попадают деньги от приобретения земельных участков, а мы говорим, что бюджеты страдают. Ну ты снизь вот этот процент, доведи до нормального – он был 2,5 процента, и сразу сотни миллионов придут в бюджет!
- Лично вы понесли какой-то ущерб из-за этого постановления? Накануне прошли новости, что департамент имущественных отношений подал три иска о взыскании в общей сложности более 66 млн рублей с ЗАО «Торговый центр «Континент»…
- Конечно, ущерб, конечно, как и у всех. У нашей организации десятки земельных участков, по каждому участку разные цифры…
- Можете какие-то еще в пример привести?
- Ну вот железобетонный комбинат, начислено 18 миллионов за период с 2015 по 2017 год за аренду земли. Задним числом! Комбинат стоит, работы нет. Задолженность по зарплате, налогам, электроэнергия, газ и прочее – 18 миллионов! Другой железобетонный комбинат – 12 млн. стоит уже 8 месяцев. И так далее. По каждому участку такие катастрофические вещи. У нас одна ситуация, у кого-то другая. У меня десятки обращений от Союза строителей, Союза предпринимателей и просто предпринимателей. Есть яркий пример: человек купил оборудование по дроблению брошенных железобетонных изделий. Он это дробит, получается щебень, металл. Взял участочек, установил оборудование, свозит туда железобетон, дробит и продает. А ему бах! - в 30 раз больше арендную плату! И что? И все! Кирдык. Власть всех направила в суд, там уже 200 обращений, а суды все это штампуют. В принципе, 108-е постановление законное. Но никто не вникает, что ситуация с оценкой сделана неправомерная, нечестная и, более того, преступная. Видимо, какие-то органы должны вникнуть, провести аналитику, и выяснить, где здесь чья заинтересованность.
Кризисные меры, выборные мэры и немного процессинга
- Вопрос такой. Времена кризисные, многие разоряются. А на чем вы сегодня зарабатываете? Кто такой сегодня Кокорин в первую очередь: строитель, владелец торговых комплексов, рантье?
- С торговыми комплексами ситуация кризисная, в строительстве кризисная. Нам пришлось многие проекты остановить на начальном этапе, но все равно вынуждены достраивать… Два дома в этом году уже сдали, где люди уже купили квартиры, и еще четыре должны, не обманывать же дольщиков. Занимаем деньги, доделываем, в этом году запустить надо. Люди столько ждут... Мы должны выполнять свои обязательства. У нас есть еще сельское хозяйство. Овощи, семеноводство картофельное, что меня радует. Одно дело - выращивать и продавать картофель, а выращивать семена в пробирочке - совсем другое дело. Дай бог!.. Они работают получше, с учетом своего профессионализма и того, что мы заложили в них за 6-7 лет.
Эксплуатируем свою недвижимость. Доходы значительно упали, конечно, по всем направлениям. Но мы не перескакиваем. Конечно, можно бросить и побежать колбасу делать, например, из крахмала, муки и сои, а продавать как мясную. Но каждый должен заниматься своим делом, вот и мы продолжаем. Стройматериалы не бросаем, рассчитываем на будущее. Сельское хозяйство, арендные дела… Стремимся улучшать содержание, хотя власть многого не понимает. В такой кризисной ситуации она задрала арендные платежи, приняла решение об обложении физических лиц по максимуму: 2 процента от кадастровой стоимости недвижимости. Это максимально разрешенный процент в Российской Федерации. В городе, в котором снижаются доходы, разоряются люди. Нельзя этого делать. Но - не понимают. Временные они какие-то у нас… Мне кажется, должно быть осознание, что нельзя семена съедать – потом весной посадить нечего будет. У нас сжирают все. Представьте, вы покупали в магазине булку хлеба по 25 рублей в течение трех лет, а теперь вам говорят, что вы должны этому магазину еще по 250 рублей за каждую до этого момента купленную булку.
У нас город Омск со времен Советского союза перенес несколько этапов перехода в новое состояние. В советское время он был центром шести областей: культурным, экономическим, логистическим. Петропавловская область, Павлодарская, Кокчетавская, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Омск был центром, которым стал сейчас Новосибирск. Но Союз развалился, появилась граница, и три области Казахстана «отвалились», что повлияло на нашу экономику. Потом, когда возникли президентские округа, и Тюмень отнесли не к Сибирскому, а к Уральскому, на моих глазах происходило строительство дорог и мостов на Урал. Сегодня из Москвы до Ханты-Мансийска ближе, чем до Омска, а огромные средства Ханты-Мансийского округа и Ямала направляются на развитие сельского хозяйства юга Тюменской области. Все продуктовое снабжение этих трех субъектов, которое шло из Омска, перешло на Тюмень и отрезало нас еще от трех регионов. И мы оказались в положении, когда мы - миллионный город в маленькой области. И нам нужно осмыслить новую экономическую политику. У нас остается много образованного населения, но зарплату оно получает меньше, чем в Новосибирске или на Урале. Конечно, здесь надо давать бесплатно землю предприятиям для развития производства, а у нас цены на аренду, наоборот, завышают. Чокнутые! Есть жилье, есть дешевая рабочая сила, можно производить здесь дорогущую продукцию и вывозить ее за тысячи километров, и транспортные расходы не будут определяющим условием. Надо привлекать таких инвесторов. А кто сюда пойдет? Здесь власть себя так беспардонно ведет, хоть бы с той же арендой за землю. Надо бесплатно давать! Это вернется через зарплаты, налоги. Должна быть какая-то, извиняюсь, ленинская политика. Как НЭП. Омскую область спасет только это. Но должны люди прийти, которые это осознают. А у нас приходят и говорят: в Новосибирске же больше, давайте и у нас поднимем! Не задирать надо, а вести такую политику, чтобы все поднялось, как опара, и само захлестнуло все.
- Кому вы сегодня доверили бы город? Можете назвать фамилии?
- Не могу. Все, кого я знаю, увешаны гирями традиционных представлений. Стоят как каменные стены. А мы давно уже не такие, как им кажется.
- Может, кто-то из молодых?
- Может. Но пока никто из молодых ничего здравого не говорит. Уезжают. Из всех городов едут, это нормальный процесс. Но после определенного количества это становится ненормальным. Люди едут, учатся, возвращаются, начинают работать здесь. У нас не происходит возврата, это уже переросло в необратимый процесс. А власть этого почему-то не признает. Надо признать и начать действовать.
Омску будет хорошо, когда власть, вместе с народными избранниками добьется прекращения процессинга в Омской области, когда налоги, которые собираются здесь, будут справедливо распределяться. Это связано не только с ОНПЗ, но и с оборонными предприятиями. И тогда Вячеслав Викторович, или Иван Иванович, или Юрий Петрович будут иметь деньги в городе и получат возможность строить дороги, тротуары, освещение, ремонтировать детские сады и школы. А так хоть кто, никакой разницы – мэр без денег. Мы из третьей столицы России превратились в первую. Мусорную. Это какие деньги нужны на весь это мусор? Надо земельные участки распределить, чтоб не было брошенных, чтобы за ними ухаживали, убирали – например, предприятия, которые расположены рядом. Но все бесхозное. В департаменте имущественных отношений сидят люди, которые не понимают, что у каждого клочка земли должен быть хозяин. И если будет хозяин, он будет свое холить, любить, убирать и у нас не будет мусора! А они над этим не работают. Многое можно сделать и без денег, одной лишь жесткой волей мэра.
- По поводу процессинга: насколько я понимаю ни вы, ни коллеги ваши не нашли пока нигде особой поддержки…
- Кто это вам сказал? Мы продолжаем работу. И будем продолжать. Самое главное, что на нашей стороне Ассоциация нефтепереработчиков России, которая вышла с поддержкой в Госдуму. Другое дело, что там не согласились. Но надо работать. Профессионалы говорят, что, во-первых, только 20 или около того процентов нефтеперерабатывающих предприятий применяют процессинг. Они считают, что этот экономический режим губителен для самих предприятий. Им назначается цена за переработку вышестоящей организацией «от фонаря» - и невозможно понять, какова эффективность работы предприятия. Оно просто погибает в жесткой конкурентной среде. Думаю, что спасение наших детей и внуков только в этой справедливости. Есть рабочая группа, куда входит Калинин, я, другие депутаты… Четыре года назад никто не говорил об этом. А сегодня об этом говорят все. А мы помним: если идея овладевает массами, она будет реализована.
Бизнес, Горсовет да любовь. К ближнему
- Валерий Михайлович, вопрос, на который вы так и не ответили публично. Зачем вы, депутат Заксобрания, принимаете участие в выборах в Горсовет?
- У меня на участке нет депутатов Горсовета. Я один там. Я продолжаю участвовать в жизни Горсовета, наверное, единственный депутат ЗС, который ходит на все заседания Горсовета, участвует в комитетах – потому что я должен отстаивать интересы своих избирателей. А вопросы там и так рассматриваются разные. В Горсовете они гораздо ближе к чаяниям людей. Для меня это важно, интересно. Считаю, что с учетом опыта я многое могу подсказать депутатам – чтобы поступить в пользу людей.
- Основная версия: выигранный вами мандат вы передадите другому члену партии. Так ли это?
- Не спешите с победой… Хотя мы, конечно, победим, а потом уже решение примем в пользу избирателей. Если будет кто-то достойный, кто готов будет отстаивать интересы людей на моем участке – хорошо. Но и другой вариант возможен.
- Спрошу о бизнесе. Вы активно работаете в Новосибирске. Хорошо ли у вас там сейчас обстоят дела?
- Да как хорошо… Хорошо они нигде сегодня не обстоят. Везде кризисная ситуация, везде приходится применять антикризисные приемы, ужиматься и так далее. Где проще работать? В последние годы всегда держу в голове некий совокупный коэффициент – экономический, культурный, нравственный… Омск – это единица. Новосибирск – шесть. Тюмень – пять. Екатеринбург – 8. Москва – 12. В связи с кризисной ситуацией все они уменьшаются, но пропорционально: у нас ниже, и там тоже ниже.
- У вас проекты во всех перечисленных вами регионах?
- Нет, в основном, кроме Омска, в Новосибирской области.
- Вы рассказывали, что будете поддерживать парусный центр Щербакова. Планировалось и открытие детской парусной школы на Левом берегу. Что на сегодня сделано?
- А вот сейчас Щербаков придет, его спросите. Открытие школы – не такой быстрый процесс, и опять мы возвращаемся к департаменту недвижимости Омска: полтора года не могут выставить на конкурс земельный участок, чтобы мы могли участвовать, выкупить его и делать там школу. Два года не могут сформировать участки у ДК Козицкого, где власть обещала нашему почетному гражданину Пушнице Дворец борьбы. Ничего не сделано. Все медленно, никто не заинтересован. Спросите про новую парусно-моторную яхту «Сила Сибири» - она способна выдерживать экстремальные условия путешествий в высоких широтах. Про переход в Европу спросите, про экспедицию в Антарктиду спросите…
- А вы в Антарктиду пойдете?
- Если капитан возьмет, почему нет? Если всерьез говорить о планах и чаяниях, надо закончить Чередовый микрорайон. Огромные планы были, мы и завод купили для этого… надо довести эту работу до конца, десятки тысяч людей должны там жить.
Фото:Ирина Губарева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— омичка
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии