Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»

Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК, ТЮЗ, Музыкальный театр, — считает известный омский архитектор.

3946115 августа 2017
Ефим Фрейдин: «Иск архитектора Лунина в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях...»

Иск архитектора в защиту своего авторского права на проект цирка в Омске интересен в нескольких плоскостях. Первая — авторство. В источниках обычно упоминается три автора, один из которых — Анатолий Лунин, он отвечает и за своих ушедших коллег. Согласование изменений облика с авторами — это нормальная практика, учитывая, что архитектор отвечает не только за эскиз, но и, как правило, участвует в разработке рабочей документации, отвечает за воплощение эскиза в реальность в той же степени, что и конструктор, строитель. Сложные общественные здания — продукт сотрудничества большого коллектива, качество которого сильно зависит от проработанного проекта. Уважение авторства в этом случае означает признание роли архитектора в проектировании и строительстве. О согласовании с авторами говорили при реконструкции Речного вокзала, торгового центра «Омский». Другой практикой является включение автора первоначального проекта в качестве консультанта в новый коллектив проектировщиков, это часть этики работы в таких ситуациях.

Вторая плоскость — ситуация быстрого проекта реконструкции цирка, без длительного этапа эскизирования и конкурсной составляющей, хотя это не последнее здание города, важный объект инфраструктуры детства. Хотели успеть к дате, почти не обсуждали проект (вероятно, делали без эскизной стадии), информировали о шагах согласования, реализовали вовремя, но не в полном объеме (тут вопрос про маломобильные группы уместен, доступность — один из поводов реконструкции по идее, так как здания 1960-х, к сожалению, мало приспосабливались к нуждам пожилых людей и маломобильных групп, кроме специализированных сооружений). Если есть федеральное финансирование, почему бы не делать всё планомерно и в полном объеме. Когда эскиз оказывается декорацией для строительных работ, мы теряем качество пространства.

1

Концертный зал Омской филармонии после реконструкции в 2011 году. Фото Бориса Сухорукова.

Третий аспект — факт реконструкции здания 1960-80-х годов. Последние года три-четыре в мире возник интерес к позднему советскому модернизму — архитектуре и градостроительству этого периода — издают путеводители и книги (целая полка издательства Татлин), формируют выставки, ведут паблики — brut и совмод. Конструктивизм перешел в разряд классики, брутализм и современное движение сменили его на пьедестале «нового наследия». Мир вырабатывает отношение к брутализму 50-х, учится его сохранять и реставрировать: здания слишком велики, сравнимы с готическими и классическими соборами, конструкции новы для реставраторов. В Омске к этому периоду относятся заремонтированные цирк, Дом профсоюзов, концертный зал филармонии, Речной вокзал, Дворец Пионеров, гостиница Омск, музтеатр и краеведческий музей, здание проката на Зеленом острове. Под угрозой — главпочтамт, СКК, автовокзал и левобережный рынок, ТЮЗ и так далее. В более или менее безопасности — торговый центр «Омский». Вспомогательную функцию выполняют элементы среды — монументы, бульвары, светодиодные вывески. Целостные фрагменты среды, крупные архитектурные объекты могут стать опорой для сохранения этого культурного слоя, который созвучен омской ностальгии по космосу, частью туристического бренда. Недаром на логотипах мы видим силуэт музыкального театра.

Омский Театр юного зрителя (ТЮЗ). Фото Виктора Корба.

К сожалению, понимание ценности может прийти слишком поздно — когда будут утрачены или трансформированы редкие скульптурные элементы, характерные фасадные материалы, просто смысл пространства в результате ремонта фасадов, остекления чем-нибудь цветным, пристройки и украшения козырьками, или когда возникнет фигура автора, который оказывается чуть ли не единственным защитником своего права и своего произведения.

Ремонт крыши Омского музтеатра в 2009 году. Фото Бориса Сухорукова.

Важно действовать на опережение — не допустить подобной ситуации с такими важными для городской культуры зданиями как СКК (автор — Ирина Голенко), ТЮЗ (автор — институт Гипротеатр), музыкальный театр (автор — институт Гипротеатр, интерьеры — А. Каримов, В. Десятов, если не ошибаюсь). Проекты таких объектов должны выполняться с учетом современного понимания их архитектурной ценности, в том числе как символов города, примеров своего стиля, авторских решений.

Торговый центр «Омский». Фото Владимира Кудринского 

Фото:Фейсбук автора, Открытый Омск

Теги:архитектурациркСККМузтеатрскандал


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54018 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

85803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

212927 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

205823 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх