«Задруканный» руководитель как образец для подражания
...не «задрюканный», нет, а начитавшийся Питера Друкера: неологизм родился на очередном заседании Клуба читающих бизнесменов, где обсуждали книгу знаменитого экономиста «Эффективный руководитель».
430631 августа 2017
Книгу американского ученого австрийского происхождения, экономиста, публициста и одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века представил Игорь Журиков, директор компании «Лексфорт». «Мощнейший автор. Оставляла его книгу на десерт», - призналась хозяйка Клуба Евгения Климанова: можно пофантазировать, что сегодняшнее заседание условно завершило «летнюю сессию» Клуба.
- Женя, спасибо за подставу! Взял, прочитал и понял, что не знаю, как пересказать сей труд за двадцать минут, - признался Игорь Журиков и поделился небольшим жизнеописанием Друкера: оно, мол, не менее интересно, чем книга. Родился ученый в Вене, жил в Германии, Англии, США. Прожил 95 лет. Написал 39 книг, получил 19 докторских степеней, вел колонку в журнале и работал буквально до последних дней. Экономист, публицист, один из основоположников менеджмента и маркетинга. В 1997 году попал на обложку Forbes с подписью Still the Youngest Mind – «По-прежнему самый молодой ум». По его принципам жили крупные компании. Большинство его идей до сих пор актуальны. «Мне мысли Друкера показались скучноватыми, - рассказывал Журиков, - но для его времени то были прорывные вещи. Например, людей он назвал самым ценным ресурсом организации – и это в эпоху конвейера».
1Игорь Журиков выделил две основные идеи книги Друкера. Первая: главное качество руководителя – эффективность, способность добиваться целей. Второе – этой эффективности можно и нужно научиться, она обусловлена не талантом и уж точно не гениальными способностями человека.
- Книгу читал с трудом, она показалась скучной и неоднозначной, - не стал лукавить спикер. – Хотел высказаться критически, но когда сел готовить доклад, понял: это сочинение мне очень напоминает учебник по ключевым дисциплинам. Что такое учебник? Невероятно нудный, зараза, но по сути – компиляция вещей, которые ты обязан знать и понимать. Так и Друкер: читать скучно, а знать – нужно.
Игорь Журиков привел собравшимся и несколько цитат - «не в бровь, а в глаз». Например:
«...решение проблем не приносит результата, результат приносит использование возможностей».
«…нужен универсальный гений, каковых в реальной действительности практически не существует. Весь опыт существования человечества показывает, что в мире царит универсальная некомпетентность. Именно поэтому мы вынуждены комплектовать свои организации людьми, которые в лучшем случае обладают одним из перечисленных качеств, и, как правило, каждый из реально функционирующих работников лишь в самой малой степени наделен всеми остальными».
«...время — это самый «скоропортящийся» продукт, и его невозможно хранить, именно поэтому оно всегда дефицитно и совершенно незаменимо. В определённых пределах мы всегда можем заменить один ресурс другим, например алюминий медью. Мы можем заменить человеческий труд на капитал. Но мы не можем ничем заменить время».
«...время руководителя принадлежит кому угодно, только не ему самому».
Что предлагает Друкер, чтобы быть эффективным? Управляй не сотрудниками, а собой. Знай и контролируй свое время. Задавай вопрос: «Какой вклад я могу внести в успех своей организации?» Не оценивай себя и сотрудников по слабым сторонам. Помни: для того, чтобы принять серьезное решение, недостаточно 15 минут – этому необходимо посвятить время, не разбитое, не дискретное. «Расчищай» длинные промежутки времени, не отвлекайся на другие дела (звонок президента или жены не в счет).
Тут и началось самое интересное. С разных сторон одновременно понеслись реплики неравнодушных. В их числе – Юрий Шиян («Шаурмастер»), Виктор Шкуренко (ТД «Шкуренко»), Игорь Семакин (автошкола «Перекресток»). Обсуждали эмоционально и с пристрастием: пусть свое время – как рубашка, ближе к телу, а вот чужое? Время сотрудников? «Дробишь» чужое время излишним контролем – во вред или на пользу делу? Каково твое отношение к сотруднику: изначально думаешь, что он занят работой или уверен, что сидит в соцсетях? И вообще: если ты пребываешь в уверенности, что он не занят делом, почему он вообще на тебя работает?..
Горячился Кирилл Хариби («Россювелирторг»):
- Будь ты сто раз эффективным управляющим, ты все равно живой человек. Допустим, иду на деловую встречу, случайно встречаю одноклассника – и не смогу не остановиться, чтобы перекинуться парой слов. Да, я буду в этот момент неэффективен, да, эти десять минут будут «ни о чем», но я человек! Все мы люди, а не компьютеры.
Кирилла поддержал Виктор Шкуренко: ничто человеческое не чуждо руководителю. А если чуждо – это может стать и поводом для увольнения:
- Если я, приехав в магазин, общаюсь с управляющим, и в это время подходит посетитель, какая-нибудь старушка, а управляющий не прерывает разговор с собственником, это для меня очень тревожный знак... Ценности компании важнее ритуалов и эффективности «для галочки».
Шкуренко поделился и еще одним откровением – на тему эффективности и отношения к чужому времени:
- Мне 45 лет, и лишь недавно я преодолел личный комплекс: когда в шесть вечера на рабочем месте половины офиса нет, меня это внутренне напрягает. Я никогда не говорил об этом вслух, но сотрудники чувствовали. А ведь это в корне неправильно…
- Знаю компанию, где все сотрудники начинали работать после 18.00, потому что до этого не могли сосредоточиться, отвечая на звонки, переговариваясь и прочее, - привела пример Евгения Климанова.
- Я вот заставляю сотрудников мне звонить, когда им необходимо мое мнение. И прошу группировать задачи, - добавил Александр Саенко («Пять звезд»). – Оптимизировать и их, и мое время.
Не все желающие смогли присутствовать на нынешнем заседании Клуба: кто-то в командировке, кто-то в отпуске. Под актуальную шутку про досрочные выборы для тех, кого нет в городе, Игорь Журиков зачитал собравшимся письмо от Олега Мирошника («Биомедсервис») - небольшое «эссе на тему». Квинтэссенция послания такова: для эффективности директору и собственнику малого бизнеса необходимо еще одно качество – состояние счастья. Оно запускает творческие процессы. Счастливый директор верит в успех и мотивирует сотрудников на свершения, делясь эмоциями и вдохновением. «Это не моя выдумка, а целое направление от Барбары Фредриксон, психолога, которая изучает влияние позитивного мышления на нашу работу, здоровье и жизнь», - вот что написал Олег Мирошник.
Может ли счастливый директор быть эффективным, и наоборот? – тут же задались вопросом предприниматели.
- «Звезданутость» нужна до того момента, как компания станет известной на весь мир, - тут же поделился мнением Виктор Шкуренко. – Малый бизнес или стартап – да, там руководитель может быть счастливым или, как я это называю, «звезданутым», но когда компания растет, на первый план выходит все же эффективность, а не «заигрывание» с сотрудником, клиентом и рынком. У банка «Открытие» [возникли проблемы], потому что для эффективной работы руководителю, наверное, недостаточно окончить вуз, надеть галстук и спонсировать московский «Спартак»…
- …а Марина Николаевна лезет во все процессы, вплоть до покупки моющего средства – потому что ей так нравится и в этом она находит эмоции и счастье, - привел в пример свою поистине легендарную в предпринимательских кругах маму Кирилл Хариби. – Она неэффективна? Вовсе нет.
- Я становлюсь счастливее, когда становлюсь эффективнее, - не сдавался Виктор Шкуренко. – Сейчас изучаю английский, и когда иду на урок неподготовленным, несчастлив. Пожалуй, даже когда отменяю занятие, то более счастлив, чем когда иду без сделанной домашней работы… Сейчас стараюсь ничего не отменять, усердно готовлюсь – и по этому поводу счастлив.
- Мы, собственники бизнеса - творцы, создатели, порой нас тяжело усадить в рамки планирования, а с другой стороны мы постоянно ищем способы стать эффективными, - подытожил Олег Ананьев (НП «Энергоэффективный регион»), в этом спиче «родивший» прекрасную фразу о том, что хороший руководитель умеет «талантливо разбазаривать свое время».
В книге Друкера тем громадьё. Обсудить успели несколько – и фактически каждая вызывала яркий всплеск дискуссионной волны.
Кого мы двигаем по карьерной лестнице? Тему затронул Евгений Лупинос (Most Consulting), который признался: когда читал книгу, искал цитаты, которые кажутся необычными и дискуссионными. Для себя отметил следующую: «Подчиненные видят реальность своими глазами, и чем более способный сотрудник, тем больше отличается его взгляд на компанию и ее развитие. Но при этом мы продвигаем по карьерной лестнице тех людей, чьи взгляды максимально похожи на наши». Выход - старайтесь не говорить подчиненным, что нужно делать, а задавайте им вопросы. Так вы синхронизируетесь, двигаясь из разных точек.
Слушать отчеты сотрудников либо декларирововать и доминировать на совещании? Совмещать нельзя. Диктовать или, по выражению Евгении Климановой, «заткнуться и слушать»? «Специально прихожу позже. Иначе – какой бы ни была обстановка и отношения, на тебя смотрят снизу вверх», - делился личным опытом Игорь Журиков.
Закрывать ли глаза на слабости сильных сотрудников? Вот пример из книги самого Питера Друкера. Когда президенту Линкольну сообщили, что его новый главнокомандующий генерал Грант любит прикладываться к бутылке, тот сказал: «Если бы я знал, какой сорт вина он предпочитает, я бы послал целую бочку с этим напитком некоторым другим генералам». Из всех генералов Линкольна Грант был единственным, кто мог остроумно спланировать и успешно реализовать военные операции, а его назначение главнокомандующим стало поворотным пунктом в ходе Гражданской войны. Это было эффективным назначением: Линкольн выбрал Гранта, основываясь на его проверенной способности выигрывать битвы, и больше ни на чем.
…и пока Игорь Журиков рассуждал о пьяном юристе, который может сорвать судебное заседание, Кирилл Хариби был краток: «Если перед важным совещанием сотрудник напился, то пошел он в ...» Обозначение финальной точки маршрута потонуло в одобрительном гуле.
Два часа пролетели незаметно. Подвели итог: слабости и профессиональные некомпетенции подчиненных различать. На совещаниях чаще держать ухо востро, а язык – за зубами. Время – свое и сотрудников – ценить, а Друкера – читать, потому что быть «задруканным» по науке руководителем вовсе даже неплохо.
Следующий Клуб читающих бизнесменов будет авторским: Виталий Антощенко представит омским предпринимателям свою книгу «Ух ты! Сервис», посвященную теории и практике оказания услуг клиентского сервиса.
Фото:Клуб читающих бизнесменов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
814921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75218 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии