Главная Стиль жизни Откровенная история Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»
Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»
«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История от Павла Кручинского, политика, предпринимателя и отца, чья дочь после Кембриджа предпочла вернуться в Россию и работать официанткой, старший сын, получив корочки престижного московского вуза, трудился помощником слесаря, а младший ушел из обычной средней школы после второго класса.
10860113 июня 2022
«ВОмске» продолжает проект, в котором известные омичи искренне делятся тем, почему они выбрали для своих детей тот или иной вуз или школу. Гендиректор агентства недвижимости «МИАРД» Павел Кручинский – о том, почему «фанатеет» от Владимира Спиваковского, автора книги «Если хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу».
– У нас с супругой Натальей трое детей. Лучшие инвестиции – в них. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, а нам бы хотелось видеть детей реализованными – это гораздо важнее.
1Еще воспитывая старших детей, стал считать кумиром Владимира Спиваковского, автора книги «Если хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу». Эта книжка не против школы, она за расширение кругозора. Помимо прочего, в ней много интересных и полезных вещей для родителей. В частности, если хочешь видеть своего ребенка успешным, создай условия для получения навыков, необходимых для самостоятельной жизни, а их перечень – убрать за собой, приготовить обед, сыграть на гитаре, починить розетку, печатать вслепую, разжечь костер – определи сам, не надейся на школу.
Алексей, старший сын. «Даже подростка можно учить через игру»
– Нашему старшему сыну Алексею, мы внушали, что жизнь – не черновик, который можно переписать и исправить. Хотя это придает ситуации определенную ответственность, драйв и адреналин, ошибка – это вовсе не неудача и не провал, а опыт. Иногда отрицательный опыт более важен и полезен, нежели положительный, потому что закаляет и увеличивает нашу мудрость.
Получив диплом московского вуза, Леша трудился помощником слесаря. Теоретически у него было право выбора: вернутся под отчее крыло, начать собственный бизнес… Но присутствие в компании отца волей-неволей поставило бы Лешу в приоритетные условия. Я сразу сказал ему: «Да, ты имеешь диплом менеджера, но ни я, ни один здравомыслящий руководитель сразу начальником тебя не поставит. Тебе нужна узкая специализация: тогда твоя цена на рынке сразу возрастет». На одном из тренингов я познакомился с ребятами – владельцами калининградской сети по обслуживанию, ремонту и продаже автомобилей. Леша же с детства увлечен техникой, с пяти лет его любимая забава – забраться на шоферское кресло и рулить… «Почему бы для начала, тебе не стать классным автомехаником?» – предложил я сыну.
Так Алексей оказался в Калиниграде. Пришел в мастерскую слесарем-третьеразрядником. Получал пять тысяч рублей. Машины менял как перчатки: то под одной лежит, то под другой. Снимал жилье, за которое сам и платил – предприятие давало возможность брать кредиты, да и зарабатывать – главное, вкалывай. За год прошел все «ступени» мастерской: от отдела снабжения до контроля качества. Получил пятый разряд.
В Калининграде ему не всегда хватало денег, чтобы себя обеспечить. В определенный момент я сказал: «да, тяжело, но если ты будешь всегда понимать, что есть на кого опереться, ты будешь менее эффективен. Представь, что ты за бортом, рядом есть спасательный круг – но ты попробуй выплыть сам, без него. Заодно научишься плавать».
Алексей воспринял совет буквально: от подоспевшей повестки в армию открещиваться не стал и пошел служить моряком на Балтийский флот. В военкомате недоумевали и украдкой крутили пальцем у виска, друзья Леши патриотический пыл не поддержали, но он с намеченного пути не сошел. Отслужил в штурманской бригаде на большом десантном корабле «Минск». Отвечал за навигационные приборы и прочее оборудование. Затем командир корабля перевел его на должность главного рулевого БДК. С юмором относился к тяжелейшему прессингу и порой парадоксальным приказам начальства. Спал по 3-4 часа. Там у них были свои традиции. После первого выхода в море звонит и хрипит. Спрашиваю: что с горлом? Оказывается, нужно было выпить литр забортной воды залпом, не пролив ни капли – такое вот «посвящение». А день стоял очень прохладный… После десятого выхода в море можно наколку делать. «Будешь делать?», - спрашиваю. «Не буду, конечно, но главное-то, что теперь можно!»
Учим детей – даже подросших – через игру. Когда Леша учился в Москве, мы с ним завели практику: он присылал мне денежные отчеты. Я объяснил ему: так ты сможешь контролировать свои расходы на питание, на связь, на аренду жилья, а там, глядишь, сможешь экономить. Такая вот практика для студента-финансиста. Со временем сын вошел во вкус, стал строить диаграммы. А в итоге сдал бухучет на пятерку.
2Потом Алексей занимался парой проектов здесь, в Омске, помогал мне, курировал направление, рассчитанное на работу с детьми, со школами. Весь его опыт, конечно же, ему пригодился. Вроде бы мелочи, но… Вы бы знали, как он знает и понимает конструкцию автомобиля! Даже я, инженер по образованию, этого не знаю. Обслуживание семейных автомобилей полностью на нем, и для него это – повод для гордости. Его увлечения и навыки сегодня выручают не только его, а помогают всей семье.
Анастасия, дочь. «Дать право выбора – но и ответственность за этот выбор»
– Один из главных принципов: всегда давать ребенку право выбора – с условием, что он несет за него ответственность. «Хочу учиться в Англии», – сказала мне Настя, когда ей исполнилось 14. «Мое мнение, что тебе ехать туда рано, если не сложится, кого будешь винить?» – спросил я ее. «Вас не буду в любом случае», – ответила дочь. Она несла ответственность за свой выбор и когда решилась на учебу в кембриджском колледже, и когда бросила один московский институт и поступила в другой, более соответствующий ее требованиям, и когда перевелась на заочное, чтобы самостоятельно зарабатывать. Ей не зазорно было работать официанткой в московском кафе до того, как она нашла более престижную работу во французской рекламной компании.
У Насти правильно расставленные ценности. Всегда есть что-то главное, за что она держится и что оберегает. Всегда старались поддерживать в детях веру в себя, вычеркнув из лексикона фразы «У тебя не получится», «Ты не сможешь». Относимся к ребенку как к свободной личности и помогаем ему стать таковой – и видим результаты. Сегодня Настя сама уже мама, живет в Москве, воспитывает маленькую дочку, учит ее одновременно и русскому, и английскому языку.
Григорий, младший сын. «Создавать «искусственные барьеры»
– Младший Григорий – продукт другого времени. Новые технологии вносят свои коррективы, к примеру, он считает, учить таблицу умножения – бессмысленная работа. Есть же калькулятор! Зачем усложнять себе жизнь!..
Старшие дети учились в обычных школах: Настя до девятого класса и отъезда в Англию – в 115-й, с английским уклоном, Алексей заканчивал 64-ю. Григорий пошел в обычную школу рядом с домом. Я считаю, что изначально нужно выбирать не школу, а первого учителя. Даже большое количество детей в классе – не проблема. Талантливый учитель может с ними справляться, может прививать любовь к учебе любому количеству детей. Мне в свое время, повезло. Как сейчас помню Лидию Ивановну Шнель, да и всю жизнь буду ее помнить, хотя учился у нее лишь один год, потом мы переехали… Больше такого учителя «от бога» не встречал. Она любой материал давала с любовью, мы могли даже домой к ней прибежать, если забыли записать домашнее задание. Выходила к нам, все растолковывала, не отказывала… У нас было счастье этого дополнительного общения с учителем.
У Гриши же особо не сложилось… Каков критерий оценки? Лишь один: ребенок хочет или не хочет идти в школу. У сына особого желания не было. Поэтому после второго класса он перешел в другую, частную школу. Учитывая, что парень он шустрый, непоседа, решили, что класс, где он будет учиться, должен быть меньше – тогда внимания ему будут уделять больше.
До обеда сын был в школе, дома делал уроки. Жена помогала: она гуманитарий, они вместе много читали, пересказывали, сочинения писали, как ездили в ротари-парк… Плюсом – спортивные тренировки по киокушинкай – это стиль карате.
Мы поддерживали любые его увлечения. Он ходил на кружки технического творчества, клеил, вырезал, паял, делал модели… Был период увлечения сборкой «Лего», и дома на полках стоят целые коллекции. Он прошел эти рубежи. Увлекался фото- и видеосъемкой. Ставил штативы-софиты, забрал у меня Canon, слушал рассказы про выдержку-диафрагму, размытый фон, регулирование глубины резкости… Экспериментировал. А иногда готовил нам круассаны с шоколадной начинкой. Сестра ему подарила книжку с рецептами, мама немного помогала.
3Стараемся привить желание кроме базовой программы изучать что-то еще. Советуем больше читать, причем вслух. Он начал делать это бегло и быстро, даже чрезмерно, и это влияет на качество произношения. Полтора года назад начали практиковать чтение вслух – и стал лучше излагать свои мысли, лучше писать, более свободно общаться. Видно, что это дало настоящий интеллектуальный толчок.
Не нужно ни к чему принуждать ребенка. Хотя бывают и другие моменты... Пару раз Гриша пытался бросить киокушинкай. Это сложный вид спорта, он требует определенного мужества. Когда ты тренируешь удары и выходишь на поединок, это, как минимум, больно, но через это надо пройти. Нам повезло – сына тренировал Станислав Литвиненко, чемпион России. Мы знаем, что желание сбежать из этого спорта у Гриши есть. Важно перетерпеть. Желание заниматься спортом закрепляет победа в соревнованиях: когда ты получаешь медаль или еще что-то, то хочешь двигаться дальше. Мы ему так и говорим: «Перетерпи, так надо, это пригодится в жизни». А в знаниях, которые ему нужно впитать, мы предоставляем ему возможность выбора.
На мой взгляд, формирование дополнительных навыков у ребенка имеет колоссальное значение. После школы уже трудно. Все, что есть у ребенка, он вбирает в школьный период. Спортивные его достижения, музыкальные способности и другие – все это приобретается, как правило, в юном возрасте. А потом уже вырабатываются привычки. Надо максимально поддержать увлеченность и сопроводить его там, где он, может быть, что-то не понял. Возвращаясь к выбору. Если мы его предоставляем, то ребенок несет ответственность за результат. Грубо говоря, «мы поддержали твое желание деньгами, будь добр использовать это по назначению».
Считаю, что нужно создавать ребенку искусственные барьеры, пока он не стал самостоятельным и независимым. У младшего сына был в свое время период «купи мне все». Для того чтобы получить очередной предел мечтаний – игрушечный бластер – он должен был выполнить ряд заданий: порядок в комнате каждый день, выученные уроки, нет замечаний от тренера…
Мы это продолжаем. В свое время был такой случай. Уупил в магазине модную суперсовременную настольную лампу, и Гриша тут же захотел такую же, хотя у него своя достаточно хорошая. Пришел, утащил… «ну нет, дорогой!» Предлагаю ему договориться: он покажет, какие у него успехи в школе, условно – пять «пятерок» по любому предмету, причем не формальных, а поддержанных знаниями. Вскоре он отчитался: осталась одна. С удовольствием отдам ему лампу.
Такие барьеры должны быть. Примеров много. В этом возрасте детям много чего хочется купить в интернете. Увлекся спиннерами, у него их уже штук десять. Мне важно, с какой целью он их берет: определяет скорость, замеряет время, выясняет, какой подшипник лучше. В общем, техническое понимание процесса. Ради этого можно купить очередной.
На карманные расходы деньги даем, но стараемся ограничивать. А то увидел он часы… А зачем? Уже ведь есть, и не одни. Их детско-юношеская мода сейчас может «съедать» любые деньги, если удовлетворять все их запросы… Он должен объяснить, зачем ему это надо, убедить нас, родителей, выполнить определенные условия… Мы каждый раз такие игры придумываем. А когда мы «на глазок» видим, что он «утонул» в гаджетах или интернет-играх, говорим ему сменить род деятельности. Или вместе едем куда-нибудь, показываем ему природу, обращаем внимание на облака. Иногда приходится отнимать телефон… На полную самоответственность не уповали в юном возрасте.
Как итог. Не будем преуменьшать значение школы, но будем отдавать должное семейному воспитанию, образованию, обучению навыкам – это делает его более свободным и независимым. Объясни ему все на его языке, но по-взрослому, лучше – в режиме диалога. Когда ты ему задаешь вопросы, ты его постепенно подводишь к тому, чего он хочет добиться. И, если он сам логически выводит цель, тогда сам «включает» в себе желание взять новую высоту.
4Фото:предоставлено героем
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
97726 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
85627 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
771129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— Врач-сексолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии