Главная Общество Что Александр Бурков сделает с Картой социальной активности омского бизнеса, или Чем мы хуже Хужира?
Что Александр Бурков сделает с Картой социальной активности омского бизнеса, или Чем мы хуже Хужира?
Помимо врио губернатора, совместным продуктом ЦСП «Платформа» и МА «Делфи» уже заинтересовались и представители других регионов, участвовавшие в «ИННОСИБ-2017». Но пойдет ли дело дальше ознакомления? – примеров успешной реализации предлагаемых идей в крупных российских городах пока еще нет.
2878323 октября 2017
На следующий день после прошедшей 18 октября «кулуарной» презентации, Карта социальной активности бизнеса, разработанная совместно московским Центром социального проектирования «Платформа» и омским маркетинговым агентством «Делфи», была представлена участникам и гостям открывшегося VII Международного Форума социальных предпринимателей и инвесторов «ИННОСИБ», причем дважды.
1Сначала глава ЦСП Алексей Фирсов коротко рассказал о карте на открывавшем Форум пленарном заседании, заинтересовав своим докладом и временно исполняющего обязанности губернатора Омской области Александра Буркова, а затем вместе с руководителем МА «Делфи» Евгенией Климановой они выступили на дискуссионной площадке «Финансовый капитал. Социальное инвестирование: новые механизмы и риски».
Аудитория в первый день и во второй заметно отличалась – сначала такие известные городские активисты как эколог Сергей Костарев, архитектор Ефим Фрейдин, продюсер проекта «Город решает» Илья Севастьянов, представители омских СМИ, затем – социальные предприниматели самых разных «калибров» из разных уголков России и даже из-за её пределов.
На дискуссионной площадке доклад г-на Фирсова был одним из двух наиболее адекватных заданной теме – он поведал о существующих (порой, правда, только в народном сознании) социальных инвесторах и указал на незанятые ниши, на инвестиции в которые есть запросы от омичей. (Второй плюс – за доклад Алексея Матвеева из фонда, собирающего и распределяющего средства благотворителей на развитие музея им. Врубеля, - он действительно показал и использованные механизмы, и рассказал о рисках.)
Больше всего, как выяснилось, омичи мечтают о вложениях инвесторов в благоустройство городской среды и улучшение экологической обстановки (37% и 36% соответственно). Почти треть (29%) опрошенных омичей вспоминали о классической благотворительности (забота о престарелых, людях с ограниченными возможностями etc.). «Всего» 18%, желающих частных вложений в спорт, и втрое меньшая доля (6%) упомянувших культуру, удивила, кажется, только столичных исследователей – омичи, видимо, считают два данных направления и без того сносно финансируемыми из разных источников.
Собственно, о карте (иллюстрировала материал о презентации). Признаюсь честно – увидев её в первый раз, примерно пару секунд не мог отыскать на ней ту компанию, которую комментировавший слайд руководитель направления по работе с экспертами ЦСП «Платформа» Дмитрий Лисицин только что назвал абсолютным лидером.
Просто разрыв между лидером и всеми остальными оказался столь велик, что синий кругляш «Газпром нефть» (подразумевавший также вложения материнского «Газпрома») едва ли не вылез из графика, пристроившись в правом верхнем углу рядом с лого авторов исследования. Особо отмечались вложения компании (-ий) в то самое желанное благоустройство и в спорт.
- Мы эту карту воспринимаем как некую командную игру, это должна быть командная игра, когда не кто-то впереди или позади, а все должны образовывать некое пространство социальной активности, - комментирует результаты Алексей Фирсов. - Наверное, для «Газпром нефти» это хорошо, что они так далеко – с точки зрения репутации. Но и то не очень – потому что много ожиданий от компании: «Вот вы такой лидер – тогда и тут сделайте, и там, и везде…». Хотя идея, конечно, не в том, чтобы их вернуть назад к остальным, а в том, чтобы, наоборот, сделать полноценную историю, остальных игроков подтягивать, скажем так, в верхний угол карты.
- Сейчас решивший инвестировать игрок попадает под двойной пресс – с одной стороны, ему говорят: «Больше, больше давай», а с другой, скептически: «Эти вроде вкладывали, но ничего не смогли, кормят нас какими-то подачками». Налицо системное противоречие, престиж социальных инвестиций пока низок, его надо повышать совместными действиями, - добавляет Дмитрий Лисицин.
Помимо констатации фактов, специалисты «Платформы» взяли на себя смелость предложить эти самые действия – так называемые «Пять практических шагов».
Первый начинается с предложения «Пересборка Омска как социального города» - честно говоря, больше хочется применить его ко всему предлагаемому процессу. А вот более конкретное предложение в шаге №1 – формирование условного «Социального клуба Омской области» с обязательным участием трех сторон – власти, бизнеса и активной общественности. Когда это предложение было озвучено на дискуссионной площадке, её модератор – замминистра экономики Денис Кушнер – тут же в тему форума вспомнил о Клубе менторов, уже не первый год существующем при Омской Школе социального предпринимательства.
Сам г-н Фирсов не раз, полушутя, предлагал взять за основу Клуб читающих бизнесменов, созданный г-жой Климановой. Однако, если серьезно, у этих и многих других существующих в регионе формальных и неформальных объединений, как минимум, один серьезный минус – это, в лучшем случае, двусторонние «союзы».
Власть у нас периодически говорит с бизнесом (чаще кулуарно), бизнесмены, когда вынужденно, а когда и по доброй воле сотрудничают с «активистами», не так давно и власти вроде бы стали пытаться наладить диалог с общественниками (в правительстве Виктора Назарова этим довольно активно занимался, например, вице-губернатор Владимир Компанейщиков). А вот свести на продолжительное время в некий единый работоспособный орган сразу три этих стороны – таких примеров не вспоминается.
Впрочем, дело не в какой-то особой несговорчивости омичей – на просьбу корреспондента «ВОмске» привести успешный пример формирования подобного клуба в каком-либо крупном российском (или даже нероссийском) городе Алексей Фирсов навскидку смог вспомнить лишь «малоформатный» пример: поселок Хужир на байкальском острове Ольхон. Там действительно для того, чтобы наладить жизнь в поселке и в целом на острове, объединились все – и власти, и местный бизнес, и простые селяне. В итоге выиграли грант фонда Геннадия и Елены Тимченко и за очень короткий промежуток времени уже добились разительных перемен.
Объединить, «раскачать» миллионный город, в котором из-за «моды на нелюбовь к Омску» готовы #прямо_сейчас участвовать лично в благотворительных проектах и волонтерских движениях меньше четверти из числа опрошенных, гораздо труднее. Но, с другой стороны, и возможности Омска – человеческие, индустриальные, финансовые – несоизмеримо больше.
В тех же «Пяти практических шагах» специалисты «Платформы» предлагают максимально поощрять и культивировать проявление социальной активности в бизнесе, популяризировать наиболее удачные кейсы, каждый успех региона, максимально содействовать инициативам населения – и так постепенно корректировать региональный бренд. Возможно, такие или похожие цели по отдельности ставились и раньше – но особого продвижения не видно. Сейчас Алексей Фирсов надеется на инициированную федеральным центром перезагрузку власти в регионе. Врио губернатора Александр Бурков, как уже было сказано, Картой заинтересовался. Благо, задача, которую поставил перед ним президент, по сути, совпадает с той, ответ на которую искали в «Платформе» - как сделать Омск удобным для жизни.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1034921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
87718 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
76818 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии