Главная Диалог Игорь Меркулов: «Мэр — это менеджер, чтобы вырастить хорошего управленца, требуются годы»
Игорь Меркулов: «Мэр — это менеджер, чтобы вырастить хорошего управленца, требуются годы»
Глава Омского отделения Сбербанка Игорь Меркулов — о том, почему все же не идет в мэры.
396403 ноября 2017
— Игорь Алексеевич, уже во второй раз ваша фамилия фигурирует в списке потенциальных кандидатов в мэры Омска. В первый раз ее озвучивал теперь уже бывший губернатор Назаров, в этот раз — вице-губернатор Компанейщиков, но и в тот, и в этот раз вы даже не подали документы в комиссию выборщиков. Почему?
— Про первый раз расскажу подробно. 24 декабря прошлого года мы встречались с Виктором Ивановичем, подводили итоги года. Он сказал: грядут выборы мэра, не интересно ли?..
1— Ваша реакция?
— Почему бы нет? Но надо подумать. Это не означает, мол, «поуговаривайте меня». Это означает именно то, что сказал, — нужно поразмыслить… Задал тогда губернатору пару вопросов.
— Каких?
— Первый — насколько сам губернатор заинтересован в таком кандидате как я? Для меня схема такова: губернатор должен быть готов нести ответственность за свои решения и за человека, которого сейчас, по сути, он выбирает. Ленинская кухарка, запросто управляющая государством, — это миф. Предпринимателями рождаются, а управленцами нет. Мэр — это менеджер, чтобы вырастить хорошего управленца, требуются годы, и здесь очень важно, чтобы губернатор и мэр были частью одной команды.
Второй вопрос, который я задал, — насколько мэр самостоятелен в своих кадровых решениях?
Губернатор меня выслушал, спросил мое согласие на проверку персональных данных, и больше к этому вопросу мы с ним не возвращались, свой выбор он в итоге сделал.
— А вы реально хотели быть мэром Омска?
(Задумывается, подбирает слова).
— Это непростой вопрос. Я понимаю, что это колоссальная ответственность. Прежде всего, считаю, перед собой. Лукавят те, кто говорят, что сначала несешь «ответственность перед народом», а потом уже перед собой. Перед собой — первично. Четко знаю, что эта работа не благо, а тяжелый и неблагодарный труд. Взвесил — и, да, готов был разделить ответственность с людьми, которые меня рекомендовали. Это вовсе не вопрос «хотелок», понимаете? Многие, подавая документы, не понимают, что такое дефицит бюджета, отопительный сезон, перевод школ на одну смену, житель, замерзающий на остановке в тридцатиградусный мороз, и так далее, и тому подобное… Все это — непростые задачи, и наш город — такой как есть, со своим бюджетом, жителями, сибирскими проблемами и снегом.
— По инсайдерской информации вас якобы заставили отказаться от выдвижения в мэры, «прижав» неким «компроматом» о каком-то уголовном преследовании…
— Я десять лет работаю в Сбербанке. Если бы это было правдой, мог бы я работать управляющим крупным отделением?
— Второй раз по поводу мэрства вы говорили уже с врио губернатора Бурковым и он, как мы поняли, вам или не предложил, или и вовсе отсоветовал выдвигаться на этот пост…
— Александр Леонидович — очень взвешенный политик. Мы встретились сразу после того, как он был представлен в новом качестве. Разговор — минут 40. Я был интересен Буркову, в первую очередь, как носитель информации, поскольку клиенты банка — это и малый бизнес, и крупнейшие предприятия, и оборонка, и подавляющее большинство жителей региона… Мы обсуждали специфику экономики, как и на чем она строится, почему не менее 65 процентов внутреннего валового продукта делается федеральными компаниями и так далее. Политики мы касались только с точки зрения, как должен развиваться город. Мое мнение: с бюджетом у нас, конечно, плохо, но он, как в анекдоте, не «ужас-ужас-ужас».
— Была и вторая встреча?
— Да, недавно была вторая встреча, договорились, что на своем месте я принесу региону больше пользы.
— Испытываете некое разочарование? Хотели бы все же какого-то, скажем, политического развития карьеры?
(Отрицательно качает головой.)
— Что такое политическая должность? Депутат Горсовета, например, в моем понимании — это общественная должность. Неравнодушный гражданин, который в свободное от работы время, трудится на пользу округа и города. Раньше это называлось общественной работой, сейчас — политикой… Разочарования и обиды нет. Я по знаку зодиака Телец — не витаю в облаках, твердо стою на земле, решаю задачи. Есть цели, есть стратегия, есть планы развивать определенные навыки… Обижаться — на кого? Это не мое. Пройдено на этапе детского сада. Еще очень много не сделано там, где я сейчас нахожусь. У меня есть драйв от работы, четкие цели, желание их достигать, и я убежден, что находясь здесь, я и региону принесу пользу, да и будущему поколению найду, что передать.
— Вы обсуждали вашу возможную карьеру на посту градоначальника с Германом Грефом?
— Нет. Хотя Омск ему, конечно, небезразличен. Сбербанк активно участвует в развитии и социальной жизни региона.
— Однако «Стратегию развития Омской области» , в разработке которой участвовали и структуры, связанные со Сбербанком, многие считают некой профанацией
— Стратегия — это набор целей, куда надо идти. К любому подобному документу нужно приложить еще план действий, а потом — в хорошем смысле — бегать и делать. Глобально разработанная стратегия во многом отражала ту экономическую ситуацию, в которой был регион, и пути, куда он мог идти. Мы разве не знаем, что имея больше трех миллионов пахотных земель и собирая урожай, не можем никуда на месте пристроить больше полутора миллионов тонн зерна? Нам столько не нужно… Мы разве не понимаем, что наш регион находится на расстоянии 3000 км от одного порта, в Новороссийске, и на расстоянии почти 5000 км от другого порта, во Владивостоке? Соответственно, это дополнительные транспортные затраты. Мы разве не понимаем, что нужно развивать сельское хозяйство здесь и вывозить продукцию с более высокомаржинальной стоимостью? Или развивать нефтехимические предприятия? Это очевидные вещи, которые были прописаны в «Стратегии». Надо делать? Надо. Что-то получилось, что-то нет, но стратегия-то здесь при чем?
— Какой ваш ответ в дискуссии: кто все-таки должен возглавлять город — «хозяйственник» или «политик»?
— Я уже говорил: менеджер. Процитирую Питера Друкера: «Работа управляющего состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался — бизнесом или работал в больнице, в правительственном учреждении или в профсоюзном комитете, университете или в армейском подразделении, — от него требуется правильное выполнение задач. Совершай определенный набор управленческих действий и достигнешь результата».
Любую проблему можно разбирать по частям. Один из комментаторов в социальных сетях весной сказал: мол, я плохо разбираюсь в городском хозяйстве. Да, говорю, пока слабо разбираюсь в «трубах». Но, уверяю вас, это нормально. Для этого есть инженеры , а я знаю, как ставить цели, разрабатывать планы действий для их, вдохновлять, мотивировать и оценивать людей. А при желании можно разобраться и в «трубах», и в городском транспорте — в этом отношении у меня, кстати, уже есть определенные успехи.
— А как вы оцениваете отмену прямых выборов мэра?
— Считаю, что существующая на сегодня в Омске модель выборов — это правильно. Мне ли вам рассказывать, сколько людей пришло на выборы Вячеслава Двораковского? В странах развернутой демократии число голосующих — до 60 процентов.
Власть — это ответственность. Горожане пришли на выборы, избрали сорок депутатов Горсовета. Они работают в разных округах, общаются, встречаются, с жителями. После этого депутаты принимают решение, кто будет городским главой. С другой стороны, губернатору тоже необходимо выстраивать вертикаль власти. Если работает четкая вертикаль, то нет конфликтов, в том числе, между мэром и губернатором.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии