Художник, который «похоронил» Ленина

В честь столетия Великой Октябрьской революции 30-летний омский художник Никита Поздняков решил, наконец, похоронить Ленина.  

340309 ноября 2017
Художник, который «похоронил» Ленина

Картина «Могила Ильича» с плачущей над холмиком земли женщиной в черном пока не выставляясь…

В большой и неуютной промзоне галерею Никиты Позднякова можно найти по табличке на двери – "Маячок".

1

–  Однажды в строймаге  купил маячок с батарейками для огорода,  – объясняет название галереи  Поздняков. – Идешь ночью, темно,  а  на окошке – путеводный свет искусства  в промзоне. Вся эта площадь  в советское время  была заставлена скульптурами, плакатами, стендами, – раньше Худфонд занимался оформлением города….

Галерея  «Маячок»  занимает две комнаты на третьем этаже старого здания с продавленными,  серыми от грязи половицами.

– И коридор, – добавляет художник. – Тут же не только мои работы, а места мало. Приходят  люди, смотрят, мы выставки проводим. Немного, конечно – человек 150 на миллионный Омск. Художники, студенты в основном. Не за раз, но лица всегда одни и те же. Покупают не омичи, конечно, у кого в Омске деньги есть? Москвичи, реже – питерцы. После того, как мне  штраф за экстремизм дали, новые какие-то клиенты появились. Это же игра такая. Можно не уметь рисовать, главное  – уметь мистифицировать. Говоришь, что я художник, и все верят, приходят интервью брать.  Но я искренне играю.

В августе Поздняков прославился совершенно неожиданным для него образом. Благодаря своей татуировке: крест с загнутыми против часовой стрелки концами. Некий аноним сообщил в полицию, что обнаружил на страничке художника "ВКонтакте" "публичное демонстрирование нацистской символики", и, несмотря на то,  что буддистский символ благополучия и счастья на тысячи лет старше нацизма, Позднякову влепили штраф на 1000 рублей по статье 20.3 Административного Кодекса РФ, о чем сообщили многие СМИ.

– Я буддист, – объясняет. – Лет в 20 начал  задумываться, как все устроено. Примерно тогда же, когда и рисовать.  Понял,  что бога нет. Если есть, то противный: догматичный, ревнивый, мстительный.  Я бы не хотел такого соседа.  Христианство  не дает ответов, нужно тупо верить и все. Но нелогично же:  если люди изначально безгрешны, почему один рождается богатым, другой – бедным, одни больным, другой здоровым?  Отвечать за грехи родителей несправедливо.  А в буддизме  все объясняется:  это твоя собственная  карма,  ты  живешь не первую жизнь, какое тело  заслужил,  в таком и родился. Когда  лама в Омск приезжал, спросил  у него, за что рождаются в России. Сказал:  за воровство. Все верно: мы когда-то воровали,  теперь нас обворовывают.  Мы же сами создаем мир вокруг.  

Рисовать Поздняков  начал примерно тогда же:  увидел какую-то «картинку»  – так он называет и свои, и чужие произведения.  Подумал, что тоже  так сможет:

– До этого в школу ходил, на кладбище работал менеджером – памятники продавал.  Там хорошо заработать можно  –  в сезон тысяч 40-80. Ну и вообще: дорожки,  лес –  спокойно.  Отец  у меня  художник: классика, пейзажи всякие. А мне неинтересно было. Никогда не хотел никем быть, никогда не хотел работать. Фальшь мироустройства всегда чувствовал. Нас всех с детства готовят к определенной жизни: девочки – домохозяйки, мальчики – бойцы. На самом деле все люди – потенциальные гении, если могут услышать себя.  Просто и  образование,  и  воспитание сводятся к тому, чтобы сделать нас приемлемыми членами общества: закончить школу, институт, найти хорошую работу.   Многие проживают чужую жизнь,  так и не поняв  этого. Памятник из металлокерамики – медаль за серое существование.  За яркое  – из гранита. Но вопрос не в стоимости, а в том, жить в удовольствие или постоянно преодолевать какие-то барьеры, чтобы быть «не хуже других», «как люди».  Я делаю  то, что нравится. Сегодня мне нравится рисовать, завтра – не знаю. Не строю планов. Я и бесплатно бы рисовал, просто сейчас получается этим зарабатывать. Хотя не так, как на кладбище, конечно. Сначала увлек процесс смешивания красок.   Взял одну,  взял вторую,  самое интересное и получается в эксперименте.  Сделал «Птичку с бородой», друзьям показал, все  посмеялись.  Потом появилась возможность с кладбища уйти.  Зарабатывать же все равно нужно – у меня жена, дочке 8 лет, в Питере квартиру снимают. Я, конечно, безответственный отец, на жену все свалил, но ребенку помогать  надо.

Когда Никита не в Санкт-Петербурге, он  живет здесь же – одна из комнат слегка обустроена под жилище: кровать, застеленная солдатским одеялом,  громозкий сейф вместо шкафа, электрическая плита на подоконнике. Улыбается:

–  У меня все есть, что для жизни надо – краски, компьютер, даже  душ.  Три банки фасоли, крупы навалом – на распродаже купил. Холодильника  нет, но зимой будет за окошком. Я счастливый человек.  А техника мне не нужна. Не люблю учиться. Когда учатся, все одинаковые выходят.  Учеба не сделает тебя художником, он сделает таким же,  как твой преподаватель.  Матрешки,  ложки,  портреты,  пейзажи – это не искусство, это ремесло.  А  рисовать надо по доброй воле.  Как в туалет ходишь –  накопилось желание,  надо выплеснуть из себя.   Когда себя заставляешь,  одно мучение, и это видно по картинке. Если есть  у меня настроение, нарисую за полчаса. Быстро  и хорошо.  Картинка  должна быть простой, простота  всегда сильнее. Рисую все,  что придет в голову. Не знаю, откуда берется – из пространства, наверное.  Художник –  как самогонный аппарат:  накапливает впечатления,  конденсирует и  выливает как произведение искусства.  Мой друг Дима Вирже говорит,  что идеи нам присылают демоны. Ну не ангелы точно, с ангелами мы не общаемся. Они же скучные, как учителя в школе.  Вот педерастов старых нарисовал. Почему, не знаю. Веселые. Может,  они и не педерасты вовсе, может, просто  из бани.  

Со «старыми педерастами» мирно соседствуют деревянные  распятия –  «для красоты», и лосиные развесистые  рога, по мнению Позднякова, гармонизирующие пространство.

– Люблю символику,  –  пожимает плечами художник, – кресты, значки, эмблемы типа «адидас», «найк»,  серп и молот: все из одной оперы.  Над всем можно и нужно шутить: сексуальными наклонностями,  национальностями, идеологией. Над смертью.  У людей  масса энергии уходит на то, чтобы ее не замечать. Боятся. А надо с нею разобраться, и будет проще. Шутить на эту тему,  фотаться с покойниками. У подруги  дядька умер, так я с ним селфачей наделал. Разбираюсь.  В серии работ про чеченскую войну, например, ставил задачу не  показать ее  ужасы другим, а понять  для себя. Ты ведь всегда решаешь какую-то внутреннюю задачу, искусство – просто  побочный продукт самопознания. Большинству – 95  процентам, наверное,   в России –  оно не нужно. Когда человек думает об искусстве? Когда есть хлеб,  крыша над головой…  Да и думать мало кто хочет, а картинка – это как раз  повод для размышлений.  Когда выставка была, ребята  мебельной фабрики как раз  днюху праздновали, шашлыки жарили. Увидели, что народ идет, тоже зашли.  Понравилось – один даже скульптурку купил за тысячу рублей. Правда, тут же сломал,  пьяный.  А обычно-то реакция: «У меня ребенок лучше нарисует».

…Колесо сансары –  это  классический буддистский мотив, изображающий  цикл перерождения.  Обычно изображают три нижних мира:  животных, адский, мир голодных  духов, а также три верхних: богов,  полубогов,  людей. Но приглядываюсь – чего-то в поздняковском колесе  не хватает. Он доволен:

– Мое  колесо отечественное, поэтому все миры  – низшие.  Боги – не высшие существа, а просто люди с хорошей кармой, голливудские звезды, к примеру.  А  мир голодных духов –  вон, за моим окном. Металлоприемка та же: работают люди в грязи,  им платят только, чтоб не сдохли.  А менять что-то они  боятся…  Ад не место,  а состояние ума. Однажды  с городского ТВ-канала приезжали, я им про «колесо» задвинул и еще про одну картинку. Была  у меня такая  – собака съела человека: грызет череп, кости.  Причем, из жизни.  Несколько лет назад дочка в реанимации  лежала  с ротовирусом.  Пошел в аптеку, а навстречу  собака бежит с человеческой кистью в зубах. Там морг рядом, наверное, медсестра забыла утилизировать. Смешно,  редактор про собаку в эфир пустил, а про колесо – нет, сказал, пессимистично.  

Ленина с расстегнутой ширинкой по телевизору тоже вряд ли  покажут. В галерее портретов  вождя немало:  и живого, и не очень. Маленький Володя с октябрятского значка вовсе не страшен, напротив, чем-то обижен – рот искривлен, из глаза вытекает слеза, а в параметрах  картины значится: «Володина обида, 2017 г., сиденье от стула, масло».  На холсте «Ленин и призраки детей» кажется, что вождь гораздо больше похож на явление с того света, чем окружающие его  малыши.

– «Сказочный» персонаж, с которыми что ни сделай, все смешно. Коммунизм – большая глупость, в которую почему-то все поверили.  В итоге пришли к тоталитаризму.  Я-то их обоих – и Ленина, и тоталитарный режим –  давно похоронил: у меня и наколочка на ребрах есть про могилу Ильича, нынче просто решил перенести ее на фанеру, – Поздняков задирает рубаху. – Коммунисты, правда, очень возмущались, когда я  в апреле проводил выставку в честь Октябрьской революции, а «афишу»  к ней сделал из надгробия.  Тоталитарный режим – это страх,  чувство, которое  ничего полезного не дает,  и, по-моему,  лучший способ от него избавиться – смех.

Есть и чисто омский «мем» – Федор Михайлович Достоевский, который отбывал в Омске каторгу, чем городские власти  почему-то очень гордятся.

– Наверное, потому что  больше нечем, – усмехается  Никита. – Это мы с Димой Вирже делали  проект «Зона Достоевского». С понтом, что все тюремные понятия пошли от Федора Михалыча.  Вот Достоевский,  «простой омский пацан»,  отказывается работать на администрацию, вот набивает портаки, вот рассказывает, что нас губит – вино и бабы. «Красный пахарь», кстати, тоже чисто омская картина.  У нас такая улица есть, а на ней СИЗО и спецприемник. Так что говорят: «меня на Красный пахарь посадили».  Я тоже там был 5 суток: пьяный без прав на мотоцикле катался. Давно, дочке года не было. Может, и хорошо, что поймали…

Судя по тому, что у окна, где ярче всего, висит картинка с непонятными каракулями, шутит Никита не над каждой смертью:  

– В мае ко мне в Питер приезжал режиссер Максим Шавкин,  короткометражка его на международном кинофестивале победила. Кино собирался про Омск снимать. Пообщались как-то скомкано, видно было, что не в себе.  Обещал завтра придти.  И все… У меня же на районе вскрыл вены и утопился. Уходил с сумкой и моей картиной, куда делись, так и не нашли.  Перед смертью шариковой ручкой что-то нацарапал на клочке бумаге, мне прислали  его друзья.  Сделал точную копию на фанеру, увеличил, пытаюсь разгадать: то ли ядерный взрыв, то ли мозг, то ли дерево.

Выставки Позднякова чаще проходят в Москве и Питере, чем в родном Омске. Но что-то периодически тянет его домой, в "Маячок".

- Москва, Питер давно  коммерческие, а мы с ребятами  знаем, что все равно ничего не заработаем, поэтому не пытаемся угодить, подстроиться, понравиться, – говорит Никита. – Постоянно жить в Омске, конечно, трудно, как и в России. Отдыхать от него надо. И за границу хочу, не был. Но  жить… Я ж художник, что мне там делать? В России много страдания, экзистенции, а радостное искусство становится скучным…

Оригинал на сайте «Сибирь. Реалии».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

19821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

934104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3344114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4391210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6202106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1041912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх