Художник, который «похоронил» Ленина
В честь столетия Великой Октябрьской революции 30-летний омский художник Никита Поздняков решил, наконец, похоронить Ленина.
340309 ноября 2017
Картина «Могила Ильича» с плачущей над холмиком земли женщиной в черном пока не выставляясь…
В большой и неуютной промзоне галерею Никиты Позднякова можно найти по табличке на двери – "Маячок".
1– Однажды в строймаге купил маячок с батарейками для огорода, – объясняет название галереи Поздняков. – Идешь ночью, темно, а на окошке – путеводный свет искусства в промзоне. Вся эта площадь в советское время была заставлена скульптурами, плакатами, стендами, – раньше Худфонд занимался оформлением города….
Галерея «Маячок» занимает две комнаты на третьем этаже старого здания с продавленными, серыми от грязи половицами.
– И коридор, – добавляет художник. – Тут же не только мои работы, а места мало. Приходят люди, смотрят, мы выставки проводим. Немного, конечно – человек 150 на миллионный Омск. Художники, студенты в основном. Не за раз, но лица всегда одни и те же. Покупают не омичи, конечно, у кого в Омске деньги есть? Москвичи, реже – питерцы. После того, как мне штраф за экстремизм дали, новые какие-то клиенты появились. Это же игра такая. Можно не уметь рисовать, главное – уметь мистифицировать. Говоришь, что я художник, и все верят, приходят интервью брать. Но я искренне играю.
В августе Поздняков прославился совершенно неожиданным для него образом. Благодаря своей татуировке: крест с загнутыми против часовой стрелки концами. Некий аноним сообщил в полицию, что обнаружил на страничке художника "ВКонтакте" "публичное демонстрирование нацистской символики", и, несмотря на то, что буддистский символ благополучия и счастья на тысячи лет старше нацизма, Позднякову влепили штраф на 1000 рублей по статье 20.3 Административного Кодекса РФ, о чем сообщили многие СМИ.
– Я буддист, – объясняет. – Лет в 20 начал задумываться, как все устроено. Примерно тогда же, когда и рисовать. Понял, что бога нет. Если есть, то противный: догматичный, ревнивый, мстительный. Я бы не хотел такого соседа. Христианство не дает ответов, нужно тупо верить и все. Но нелогично же: если люди изначально безгрешны, почему один рождается богатым, другой – бедным, одни больным, другой здоровым? Отвечать за грехи родителей несправедливо. А в буддизме все объясняется: это твоя собственная карма, ты живешь не первую жизнь, какое тело заслужил, в таком и родился. Когда лама в Омск приезжал, спросил у него, за что рождаются в России. Сказал: за воровство. Все верно: мы когда-то воровали, теперь нас обворовывают. Мы же сами создаем мир вокруг.
Рисовать Поздняков начал примерно тогда же: увидел какую-то «картинку» – так он называет и свои, и чужие произведения. Подумал, что тоже так сможет:
– До этого в школу ходил, на кладбище работал менеджером – памятники продавал. Там хорошо заработать можно – в сезон тысяч 40-80. Ну и вообще: дорожки, лес – спокойно. Отец у меня художник: классика, пейзажи всякие. А мне неинтересно было. Никогда не хотел никем быть, никогда не хотел работать. Фальшь мироустройства всегда чувствовал. Нас всех с детства готовят к определенной жизни: девочки – домохозяйки, мальчики – бойцы. На самом деле все люди – потенциальные гении, если могут услышать себя. Просто и образование, и воспитание сводятся к тому, чтобы сделать нас приемлемыми членами общества: закончить школу, институт, найти хорошую работу. Многие проживают чужую жизнь, так и не поняв этого. Памятник из металлокерамики – медаль за серое существование. За яркое – из гранита. Но вопрос не в стоимости, а в том, жить в удовольствие или постоянно преодолевать какие-то барьеры, чтобы быть «не хуже других», «как люди». Я делаю то, что нравится. Сегодня мне нравится рисовать, завтра – не знаю. Не строю планов. Я и бесплатно бы рисовал, просто сейчас получается этим зарабатывать. Хотя не так, как на кладбище, конечно. Сначала увлек процесс смешивания красок. Взял одну, взял вторую, самое интересное и получается в эксперименте. Сделал «Птичку с бородой», друзьям показал, все посмеялись. Потом появилась возможность с кладбища уйти. Зарабатывать же все равно нужно – у меня жена, дочке 8 лет, в Питере квартиру снимают. Я, конечно, безответственный отец, на жену все свалил, но ребенку помогать надо.
Когда Никита не в Санкт-Петербурге, он живет здесь же – одна из комнат слегка обустроена под жилище: кровать, застеленная солдатским одеялом, громозкий сейф вместо шкафа, электрическая плита на подоконнике. Улыбается:
– У меня все есть, что для жизни надо – краски, компьютер, даже душ. Три банки фасоли, крупы навалом – на распродаже купил. Холодильника нет, но зимой будет за окошком. Я счастливый человек. А техника мне не нужна. Не люблю учиться. Когда учатся, все одинаковые выходят. Учеба не сделает тебя художником, он сделает таким же, как твой преподаватель. Матрешки, ложки, портреты, пейзажи – это не искусство, это ремесло. А рисовать надо по доброй воле. Как в туалет ходишь – накопилось желание, надо выплеснуть из себя. Когда себя заставляешь, одно мучение, и это видно по картинке. Если есть у меня настроение, нарисую за полчаса. Быстро и хорошо. Картинка должна быть простой, простота всегда сильнее. Рисую все, что придет в голову. Не знаю, откуда берется – из пространства, наверное. Художник – как самогонный аппарат: накапливает впечатления, конденсирует и выливает как произведение искусства. Мой друг Дима Вирже говорит, что идеи нам присылают демоны. Ну не ангелы точно, с ангелами мы не общаемся. Они же скучные, как учителя в школе. Вот педерастов старых нарисовал. Почему, не знаю. Веселые. Может, они и не педерасты вовсе, может, просто из бани.
Со «старыми педерастами» мирно соседствуют деревянные распятия – «для красоты», и лосиные развесистые рога, по мнению Позднякова, гармонизирующие пространство.
– Люблю символику, – пожимает плечами художник, – кресты, значки, эмблемы типа «адидас», «найк», серп и молот: все из одной оперы. Над всем можно и нужно шутить: сексуальными наклонностями, национальностями, идеологией. Над смертью. У людей масса энергии уходит на то, чтобы ее не замечать. Боятся. А надо с нею разобраться, и будет проще. Шутить на эту тему, фотаться с покойниками. У подруги дядька умер, так я с ним селфачей наделал. Разбираюсь. В серии работ про чеченскую войну, например, ставил задачу не показать ее ужасы другим, а понять для себя. Ты ведь всегда решаешь какую-то внутреннюю задачу, искусство – просто побочный продукт самопознания. Большинству – 95 процентам, наверное, в России – оно не нужно. Когда человек думает об искусстве? Когда есть хлеб, крыша над головой… Да и думать мало кто хочет, а картинка – это как раз повод для размышлений. Когда выставка была, ребята мебельной фабрики как раз днюху праздновали, шашлыки жарили. Увидели, что народ идет, тоже зашли. Понравилось – один даже скульптурку купил за тысячу рублей. Правда, тут же сломал, пьяный. А обычно-то реакция: «У меня ребенок лучше нарисует».
…Колесо сансары – это классический буддистский мотив, изображающий цикл перерождения. Обычно изображают три нижних мира: животных, адский, мир голодных духов, а также три верхних: богов, полубогов, людей. Но приглядываюсь – чего-то в поздняковском колесе не хватает. Он доволен:
– Мое колесо отечественное, поэтому все миры – низшие. Боги – не высшие существа, а просто люди с хорошей кармой, голливудские звезды, к примеру. А мир голодных духов – вон, за моим окном. Металлоприемка та же: работают люди в грязи, им платят только, чтоб не сдохли. А менять что-то они боятся… Ад не место, а состояние ума. Однажды с городского ТВ-канала приезжали, я им про «колесо» задвинул и еще про одну картинку. Была у меня такая – собака съела человека: грызет череп, кости. Причем, из жизни. Несколько лет назад дочка в реанимации лежала с ротовирусом. Пошел в аптеку, а навстречу собака бежит с человеческой кистью в зубах. Там морг рядом, наверное, медсестра забыла утилизировать. Смешно, редактор про собаку в эфир пустил, а про колесо – нет, сказал, пессимистично.
Ленина с расстегнутой ширинкой по телевизору тоже вряд ли покажут. В галерее портретов вождя немало: и живого, и не очень. Маленький Володя с октябрятского значка вовсе не страшен, напротив, чем-то обижен – рот искривлен, из глаза вытекает слеза, а в параметрах картины значится: «Володина обида, 2017 г., сиденье от стула, масло». На холсте «Ленин и призраки детей» кажется, что вождь гораздо больше похож на явление с того света, чем окружающие его малыши.
– «Сказочный» персонаж, с которыми что ни сделай, все смешно. Коммунизм – большая глупость, в которую почему-то все поверили. В итоге пришли к тоталитаризму. Я-то их обоих – и Ленина, и тоталитарный режим – давно похоронил: у меня и наколочка на ребрах есть про могилу Ильича, нынче просто решил перенести ее на фанеру, – Поздняков задирает рубаху. – Коммунисты, правда, очень возмущались, когда я в апреле проводил выставку в честь Октябрьской революции, а «афишу» к ней сделал из надгробия. Тоталитарный режим – это страх, чувство, которое ничего полезного не дает, и, по-моему, лучший способ от него избавиться – смех.
Есть и чисто омский «мем» – Федор Михайлович Достоевский, который отбывал в Омске каторгу, чем городские власти почему-то очень гордятся.
– Наверное, потому что больше нечем, – усмехается Никита. – Это мы с Димой Вирже делали проект «Зона Достоевского». С понтом, что все тюремные понятия пошли от Федора Михалыча. Вот Достоевский, «простой омский пацан», отказывается работать на администрацию, вот набивает портаки, вот рассказывает, что нас губит – вино и бабы. «Красный пахарь», кстати, тоже чисто омская картина. У нас такая улица есть, а на ней СИЗО и спецприемник. Так что говорят: «меня на Красный пахарь посадили». Я тоже там был 5 суток: пьяный без прав на мотоцикле катался. Давно, дочке года не было. Может, и хорошо, что поймали…
Судя по тому, что у окна, где ярче всего, висит картинка с непонятными каракулями, шутит Никита не над каждой смертью:
– В мае ко мне в Питер приезжал режиссер Максим Шавкин, короткометражка его на международном кинофестивале победила. Кино собирался про Омск снимать. Пообщались как-то скомкано, видно было, что не в себе. Обещал завтра придти. И все… У меня же на районе вскрыл вены и утопился. Уходил с сумкой и моей картиной, куда делись, так и не нашли. Перед смертью шариковой ручкой что-то нацарапал на клочке бумаге, мне прислали его друзья. Сделал точную копию на фанеру, увеличил, пытаюсь разгадать: то ли ядерный взрыв, то ли мозг, то ли дерево.
Выставки Позднякова чаще проходят в Москве и Питере, чем в родном Омске. Но что-то периодически тянет его домой, в "Маячок".
- Москва, Питер давно коммерческие, а мы с ребятами знаем, что все равно ничего не заработаем, поэтому не пытаемся угодить, подстроиться, понравиться, – говорит Никита. – Постоянно жить в Омске, конечно, трудно, как и в России. Отдыхать от него надо. И за границу хочу, не был. Но жить… Я ж художник, что мне там делать? В России много страдания, экзистенции, а радостное искусство становится скучным…
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
815921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75218 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии