ЛИКующая леди
Ее семейный полнометражный фильм показывали в столичных кинотеатрах. Выпускники ее студии успешно снимаются в кино. А в Омске в ее студию «Лик» прибегают младшие школьники, чтобы, вооружившись микрофоном и камерой, отправиться делать свои первые репортажи…
3821213 ноября 2017
Елена Шиляева – дважды лауреат Международного телевизионного конкурса «Золотой бубен», неоднократный дипломант кино- и телефестивалей. В ее фильмографии – более 140 короткометражных детских кинолент. Впрочем, эту информацию легко найти в Интернете.
В жизни это обаятельная женщина. Про таких говорят: «уютная». Но при этом чувствуется в ней стержень, характер. И первое впечатление не обманывает.
1Елена Леонидовна встречает в своей детской киностудии «Лик»: здесь дети занимаются актерским мастерством, журналистикой, анимацией. Сами рисуют мультфильмы и познают азы журналистского мастерства под руководством настоящих профи. Они с юных лет узнают, что такое ток-шоу и пресс-релиз, какие вопросы стоит задать на интервью и как вести себя перед камерой. Актеры, педагоги, режиссеры, журналисты ведут здесь занятия по актерскому мастерству, сценическому движению, технике речи.
«Шесть раз в год наши актеры снимаются в детских короткометражках, – Елена погружает в мир детского телетворчества. – Два раза в год мы вывозим детей в Чернолучье на «Киноканикулы». Там пишем сценарии и снимаем фильмы. Это шесть дней съемки, монтажа и озвучки. Потом фильмы выходят на «Первом городском канале» и на «Антенне-7».
Ее дети-журналисты участвуют в конкурсе ЮНПРЕСС, имеют возможность выезжать в «Артек», «Орленок», «Океан» на медиасмены, учиться там у мастеров. Третий год делают на «Первом городском канале» «Школьные новости». «Студия игрового кино» подготовила в свое время цикл профориентационных программ. Передача омичей, посвященная профессиональной деятельности стюардессы, так заинтересовала столичную авиакомпанию «Трансаэро», что они командировали в Омск съемочную группу своего корпоративного ТВ и кроме стюардессы предоставили для интервью и своего опытного летчика…
…Елена Шиляева рассказывает о своем знакомстве с Хотиненко, Миттой, Гинзбургом, мастер-классе Чухрая. «Александр Митта, – вспоминает, – поразил своей фразой: «Никому не нужно мое кино». Я говорю: «Послушайте, если ваше кино никому не нужно, что делать нам, периферийным режиссерам, которые пытаются «спасти мир?» Он вздохнул: мол, то, что мы делаем, в лучшем случае окажется на телеэкране, а в кинопрокат-то поставить невозможно».
И тем не менее омичи попали. В самом хорошем смысле. В 2013 году в рамках кинофестиваля «Московские премьеры» в столичном кинотеатре «Эльдар» показывали полнометражную киноленту для семейного просмотра «Сказка о добре и Вре», созданную омским кинорежиссером Еленой Шиляевой. Съемки проходили в знакомых многим омичам местах: в «Камелоте», Омской крепости, на знаменитой омской каланче, Зеленом острове, в коттеджном поселке «Зеленая долина», Сибирском культурном центре и даже в Горьковском районе, на конно-спортивной базе «Белая вежа».
Оригинальный киносценарий вышел из-под пера Юлии Ермолаевой. Она же написала и музыку. Во взрослых ролях снялись заслуженная артистка России, актриса Академического театра драмы Татьяна Филоненко, известный омский режиссер коммерческого учебного театра «Данделеоны» Ольга Краскова, ее студенты, актеры «Студии Любови Ермолаевой», и, конечно, дети. Костюмы для полуторачасовой ленты придумала известный омский художник Татьяна Дашкова, а изготовила их Наталья Дьяконова. После омской премьеры «Сказку...» показали в Ханты-Мансийске на фестивале «Дух огня» Сергея Соловьева. А потом раздался и звонок от организаторов «Московских премьер»… Полнометражная лента, снятая на грант регионального правительства, демонстрировалась на нескольких кинофестивалях, и детские залы принимали ее на ура. Прокат сказки в омском кинотеатре «Вавилон» шел целый месяц.
В студии детям преподают профессионалы. «У меня восьмилетняя девочка в пятницу будет делать репортаж. Это нонсенс, но она хочет», – рассказывает Елена Леонидовна. И результат удивительный: выпускник студии Олег Гаас окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снялся в девяти фильмах. «Студийцы» поступают на актерские и режиссерские факультеты, в «Гнесинку»…
Побед много, а что же за ними? Ряд принципов, сформированных жизнью и опытом.
1. Не жди «особого момента»
– Почему красивый сервиз стоит в серванте? – всегда спрашивала я у родителей. Почему сейчас нельзя есть из красивой посуды? Все сколотые тарелки из дома выбрасываются безоговорочно. Так и во всем. Не нужно ждать. Нужно брать и делать, даже когда трудно, тяжело и будущее кажется беспросветным.
2. Рискуй. Это оправданно. Или как минимум интересно
– Три раза поступала на актерский. Мечтала стать актрисой, причем хорошей, известной. Но стала студенткой омского пединститута, потому что не поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Игорь Владимиров выбирал высоких стройных брюнеток, я, мягко говоря, не подходила. Была маленького роста, щуплая, рост 160 см, 45 кило, два хвостика… Выглядела как школьница. Срезалась на втором туре и тут узнала, что на режиссуру принимает Товстоногов. И решила пойти. Надо мной долго смеялись, потому что на режиссуру брали тогда с 25 лет: требовалось «устойчивое мировоззрение».
В итоге – училище, которое готовило киномехаников, секретарей-делопроизводителей… Освоила «слепой» десятипальцевый способ печати. Это очень мне пригодилось потом. Училась на филфаке, год работала секретарем-машинисткой…
…Или другая история о риске. Это уже на «Агаве», когда работала сценаристом. Частенько стояла за спиной режиссера «Утра» и смотрела, как, что и где он нажимает. Сейчас думаю: как можно было в форс-мажорных обстоятельствах, не моргнув глазом, сказать, что да, работала режиссером прямого эфира – и тут же сесть на его место?
История обычная: 10 минут до начала, а мы выйти не можем, режиссера нет на месте. Я сказала, что справлюсь. Спрашивают: «Ты работала?» – «Конечно!» Настолько, видимо, была убедительна, что меня никто не спросил даже, в какой передаче, а они же тогда наперечет были...
Нельзя показывать, что в чем-то сомневаешься. Села, отвела «Утро с Агавой». Опоздание режиссера предопределило мою будущую работу режиссером прямого эфира на полгода.
3. Ищи учителей
– Дорогу к режиссуре открыла для меня Любовь Иосифовна Ермолаева. Я училась в десятом классе, когда пришла к ней в Театр поэзии. Туда попадаешь раз – и остаешься навсегда. Любовь Иосифовна предупреждала: не надо тратить жизнь на разбирательства, что хорошо, что плохо, она сразу ограждала нас от плевел. Пинком загоняла смотреть Тарковского, давала список художественной литературы. За год-два мы напитывались хорошим творчеством. Учились говорить.
Мама подарила мне жизнь, Любовь Иосифовна подарила мне себя. До нее я была немтырь.
Могла, конечно, дома орать песни с воображаемым микрофоном-расческой. А тут все увидели, какая я есть. Она заставляла говорить. Посмотрели фильм, спектакль, прочитали книгу – и обсуждали. Причем отмолчаться было невозможно.
4. Выбирай свою дорогу
– С юного возраста предпочитала документальные фильмы. В то время не снимали постановочные «документалки»: режиссер с оператором селились в семью, в среду или коллектив, герои привыкали к «киношникам», к камере, и начинали жить своей обычной реальной жизнью. Реальность эта меня просто завораживала. Балетный класс, идут «живые» разбирательства, почему партия досталась одной девочке, а не другой… Меня завораживала эта телевизионная реальность. Родители меня не понимали, предпочитали художественные фильмы. А меня они разочаровывали своей «ненастоящестью».
5. …и иди выбранным путем
«А может, нам театральный кружок организовать?» – предложила мне директор школы, где я работала. А я в ответ предложила создать пластический: этим искусством я занималась у сына Любови Ермолаевой Юрия Шушковского в течение шести лет. Научила старшеклассников двигаться, шагать… Постановка имела успех. Помню, другие директора стали расспрашивать о театре, о том, кто его ведет. «А какое образование?» – «Филфак, пединститут». Одна директриса молвила: «Сразу видно, что дилетант ставил…» Меня это задело. Филиал Алтайского института культуры как раз объявил о наборе экспериментального курса Ольги Леоновой для студентов с базовыми образованиями. Я поступила, закончила – и отправилась на местное ТВ с идеей сделать детскую передачу. Она называлась «Мозаика»: советы, рубрика новостей и микрофильмы…
Спустя время поменялось руководство, канал продали. Мы стали называться «Агава», выучили слово «рентабельность» и его антоним. Через полгода «Мозаику» закрыли за нерентабельностью… Но я не сдавалась. Была права в том, что мне надо было «засветиться», чтобы меня стали узнавать, приглашать.
6. Работай не ради денег
– Школа, институт, «Агава», муж, двое детей и кот… Когда пришла на ТВ, мама спрашивала, платят мне там или нет. «Нет, не платят». Мне говорили, что это неправильный подход. А у меня он в принципе достаточно философский: я не зарабатываю, я учусь. Причем телережиссуре. Причем бесплатно. И через год меня стали приглашать на разные программы – это того стоило.
7. Мечтай
– В конце 90-х было трудно, но хороший знакомый, бизнесмен Владимир Ширшов, помог нам купить студию. Нашими заказчиками были завод «Дромасс», «Мостовик», «Добродея», МК «Любинский», «Титан», «Полиом», «Завод СК». Снимали и рекламные ролики, и корпоративные промо, и семейные мероприятия. Но грянул дефолт. Все рушилось… Распустили команду, остались вдвоем с мужем. Серьезные телеканалы демпинговали, делали ролики бесплатно, брали деньги только за эфир. Иными словами, все было очень плохо. Нам снова помогли: наш старый добрый друг и заказчик – руководитель строительной фирмы Константин Терещенко как-то услышал, как нам выговаривают за то, что мы третий месяц не платим за аренду, и выделил нам помещение бесплатно. В итоге благодаря ему родилась детская студия. Он сказал: хватит даром, «за шоколадку», делиться опытом. Он же предложил ориентироваться не на студентов, а на детей. Так появилась студия с партами и оборудованием. Так мы начали выпускать еженедельные «Школьные новости» на «Первом городском телеканале»…
8. Знай, что есть неравнодушные люди
– Как-то мы поняли, что невозможно все делать только своими силами. И подумали: было бы здорово иметь такого партнера, как Омский НПЗ... Мы получили грант в рамках программы «Родные города» – средства на обновление оборудования. Были просто счастливы! Профессионалы поймут: раньше у нас микрофон был с проводом, теперь без. Объектив не мог брать крупные планы, теперь есть такой, который может. Можете себе представить, что объектив стоит 104 тысячи? Даже если буду отказывать себе во всем целый год, мне все равно не хватит средств, чтобы его купить. Это очень на пользу передаче. Она идет десять минут, это два сюжета о разных школах и один короткометражный фильм. Например, сейчас готовится выпуск, там будет три сюжета: о юбилее школы, празднике осени и празднике первой отметки. Плюс короткометражка нашей студии. Без такого партнера, как Омский нефтезавод, было бы гораздо сложнее.
9. Будь счастлива в семье
– Счастливая женщина, прежде всего, – женщина любимая и любящая. Для меня семья – наивысшая ценность. Когда болела старшая дочь, я бросила все, у меня за два дня полностью поседела голова, настолько я эмоциональна. А когда диагноз не подтвердился, мы лет 10 делали подарки на Новый год гематологическому отделению омской областной больницы…
…Была работа в школе – русский язык, литература, мировая художественная культура… Но при этом было замужество и рождение дочерей. Первая дочь – Марина, вторая – Наталья. У меня уже двое внуков. Семья разъехалась в разные города, но в прошлом году собирались осенью все вместе. Смеются: все время готовим «Мясо по-французски». И не хватает обычной домашней кухни.
Хорошо готовлю. Для меня немного странно, когда творческий человек не готовит. Мне кажется, творчество должно проявляться во всем.
В свое время у нас по домоводству в школе была прекрасная учительница, и она к тому же научила нас шить. С шестого класса и до замужества я обшивала маму, сестру, мамину соседку и так далее. Была модной благодаря самой себе. Потом уже – журнал Burda. Ничего не боялась, кроила, носила оверложить в ателье…
Любим походы, палаточный отдых: костер, грибы, рыбалку... Алтай, Казахстан, Кавказ, с мужем, детьми. Дочки эту любовь тоже переняли. Никак не «поженимся» с «батонным» отдыхом, когда «отель пять звезд», «все включено» и прочее. На третий день подобного отпуска начинаю ставить метки в календаре.
С нашими детьми из студии ездим в Боровое. Родители говорят, что никак не ожидали, что всего один поход за одиннадцать дней меняет детей. Они начинают посуду дома мыть, убирать, становятся ответственными, взрослыми...
10. Пообещала – убейся, но сделай
– Работа в бизнесе «вытащила» из меня, творческой леди, деловые качества. Не надо спрашивать, как дела, если тебя это не интересует, переходи сразу к делу. Говори сразу, что нужно. В этом отношении тоже было очень приятно сотрудничать с «Газпром нефтью»: все четко, конкретно, по делу. Меня этому подходу научили еще в 90-е. Тогда я четко поняла: чего не можешь сделать – никогда не обещай. Пообещала – убейся, но сделай. Вот и весь секрет.
– Получается?
– Всегда.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83516 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
822921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75518 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии