Главная Герои родного города Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»
Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»
Считается, что изобразительное искусство — это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми.
5378126 ноября 2017
— А в чем вообще смысл «Черного квадрата» Малевича? — Этот вопрос чаще всего задают Ксении Романенко таксисты, услышав, что она художник. Девушка привычно улыбается и начинает рассказывать – о красоте, искусстве и вдохновении. Таксисты слушают, затаив дыхание. А тем, кому не довелось подвезти художницу, о Малевиче расскажет мультфильм, который Ксения создает вместе со своими учениками. С этого года благодаря поддержке Омского НПЗ Ксения учит детей не только пониманию сложных картин, но и мультипликации.
Считается, что изобразительное искусство – это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми. Потому что дети изобразительное искусство обожают. Особенно в виде мультфильмов.
1— Мультфильм – это ожившая картина, – рассказывает Ксения Романенко. – А детям нравится принимать участие в его создании. Не стоит думать, что все придумывают педагоги, а дети просто исполняют. Они полноценные творцы: пишут сценарии, придумывают персонажей и сами рисуют. Это проектная работа, и поэтому получается иногда интереснее, чем задумывалось. Дети привносят много неожиданного в результат.
Началось все почти спонтанно. Педагоги в детской художественной школе №1 им. Саниных – люди творческие, каждый год – новый проект. В процессе сотрудничества с НОУ «Поиск» родилась идея – создать серию мультфильмов о свадебных обрядах разных народов. Получилось не просто неплохо: мультфильмы серии «Свадебный переполох» заняли первое место на Международном конкурсе живописи и графики «На своей земле» в Беларуси, первое место получил и сам педагогический проект. После такого было грешно клепать шедевры на коленке. Необходимое для мультстудии оборудование было куплено на грант, предоставленный Омским нефтезаводом в рамках программы «Родные города», а сама Ксения Романенко оправилась в Москву для повышения квалификации в мультипликации. Были набраны две группы ребят – младшая и старшая – и работа пошла полным ходом.
– Темой мы выбрали творчество двух русских художников – очень разных, почти полярных – Марка Шагала и Казимира Малевича. Художники часто обращаются к старым мастерам, чтобы вдохновиться, поэтому для нас создание мультфильмов – это способ освоить технику мастеров, понять их эстетику. Так мы достигаем сразу двух целей – и учимся мультипликации, и изучаем историю изобразительного искусства.
Мультстудия работает на базе Детской художественной школы №1 имени Саниных. Это самая первая школа искусств, открытая в Омске – недавно она отпраздновала 55-летний юбилей. Необыкновенный коллектив и множество творческих традиций. Лучшего места для молодого преподавателя не сыскать, понимает Ксения Романенко. Занятия в студии мультипликации она ведет вместе со своей коллегой Юлией Кох.
Художницы, как птицы, летают между двумя кабинетами, где одновременно работают младшая и старшая группы. Зрелище захватывает: у каждого есть свое дело, но при этом каждый участвует в деле общем. И получается что-то невообразимое – талантливое и необычное.
Ксения Романенко о творчестве, детях и всеобщей любви к Шишкину
Дети и мультфильмы
— В детстве я с удовольствием смотрела мультфильмы, самым любимым был «Ёжик в тумане». Он очень красивый. Кто-то думает, что он про смерть, а для меня – про жизнь, дружбу, про своего создателя Норштейна и его жену Франческу. Ежик же приходит к Медведю и они пьют чай, значит, все хорошо кончилось.
Юрий Норштейн говорил, что, создавая мультфильм, вы одновременно создаете некое пространство, которое вместе с вами тоже начинает создавать мультфильм. И мы убедились, что это так. Мы тщательно продумываем сценарий, раскадровку, героев – и все равно каждый раз результат нас удивляет.
У каждого ребенка – свой багаж: жизненный, эстетический. И при обсуждении сценария все им делятся. Мы все «переопыляемся». Когда рисуем, выясняется, у кого в чем талант – кто-то лучше деревья рисует, кто-то – фоны. Кто-то в холодной гамме работает, кто-то – в теплой. И вот герой становится именно таким, каким увидел его ребенок.
Перекладная анимация – это создание мультфильма с помощью перекладывания вырезанных фигурок. Это техника для тех, кто в детстве не наигрался. На столе для раскладывания начинается настоящая игра с героями. Есть идеально выверенный кадр, а ты начинаешь играть – и получается гораздо интереснее.
У меня в детстве была маленькая бумажная куколка, для которой можно было вырезать одежду, мебель и играть с ней. Это близко к технике перекладной анимации. Поэтому даже самый маленький ребенок может принять участие в создании мультфильма – видя героев, он начинает с ними играть, экспериментировать, придумывать. И каждый может внести что-то свое.
Детям важно, чтобы все хорошо закончилось. Поэтому в нашем мультфильме «В траве сидел кузнечик», который мы делаем с младшей группой, лягушка не съедает кузнеца, а обнимает. У нас получилось, что эта история о дружбе.
Дети и Шагал
— Мы никого не отсеиваем. Очень часто более способные дети ленятся и из-за этого не развивают свои возможности. А вот ребенок пусть не с такими богатыми данными, но который очень любит рисовать и тянется к красоте, будет работать и перегонит изначально более способного ребенка.
И детям и взрослым нравятся Шишкин и его «Мишки в лесу». Их восхищает, что выписана каждая иголочка. Шагала и Малевича надо понять, проникнуться их эстетикой. И наша задача – показать, что не только Шишкин гениален.
Я не помню, сколько раз я беседовала на тему «Черного квадрата». Раз пять только с таксистами. У меня уже есть общий набор фраз, который должен убедить человека, что это не просто шутка и чтобы понять искусство, его нужно изучать.
Неподготовленному человеку сложно понять, почему у женщины на картине Шагала зеленое лицо. Человеку нужно сначала хотя бы узнать и полюбить импрессионистов. Детям иногда проще – они умеют воспринимать искусство не только интеллектуально, но и эмоционально. Они и сами не так давно рисовали корову розовым цветом, потому что им просто так захотелось и потому что это красиво. И поэтому они не требуют от художников только реалистичности.
Дети и творчество
— Одно из важнейших качеств, которые воспитывает художественная школа, – это самостоятельность. Мы даем детям задание – например, натюрморт, объясняем алгоритм, критерии оценки. Но после этого я не стою над душой и не вожу их кисточкой по листу. Дети сами выполняют задание и вносят свое видение. Он с произведением один на один и учится творить.
Каждый ребенок чувствует себя творцом и мало кто из детей замечает, что с ним работает преподаватель. Уже в сознательном возрасте они понимают, что были не одни и с ними работала, например, Ксения Сергеевна. А для меня они становятся творцами, когда я вдруг вижу в произведении ребенка что-то такое, что я ему не давала – стиль, техника, почерк. Конструкция моя, а все остальное ребенок нашел сам. Это проявляется далеко не сразу, но когда это происходит, это самый приятный для преподавателя момент.
Для художника работа с детьми – лучшая возможность для развития. На четвертом курсе я прошла практику в школе Саниных, и после окончания худграфа меня позвали сюда на работу. Я тут уже пятый год. Дети вдохновляют и учат. Чтобы объяснить им что-то, нужно сначала для себя разложить все по полочкам, а потом научиться это делать так, чтобы быть хотя бы на несколько ступенек выше. А еще общение с детьми заставляет все время относиться к себе и своему творчеству критически. Этого лишены многие художники, а ведь это так полезно.
Если вы можете творить, то вы почти гарантированно счастливый человек. Когда у меня какие-то неприятности, я ухожу с головой в творчество, и это всегда меня спасает. И я стараюсь научить этому моих ребят. Это намного важнее, чем просто научить рисовать.
Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом. Часто перед каким-то конкурсом я делаю какую-то серию, режу, рисую вечерами, а дома все стоит. И муж меня прощает.
Ксения и Омск
— У нас очень красивый город. Но выглядеть в нем красиво сложно, потому что грязно. Идешь по дороге и понимаешь, что твоим красивым сапогам недолго осталось.
Я очень увлечена омским деревянным зодчеством. Оно такое домашнее, красивое. Жаль, что многое в плохом состоянии, и от этого еще больше хочется все это запечатлеть, чтобы сохранить хотя бы на картинах. В Омске пока есть чем вдохновляться.
Художникам жить легче других. Идешь в плохом настроении, видишь красивое дерево или красивого человека – и становится легче.
Фотогалерея
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
97726 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
85627 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
769129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
—
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии