А мы все в белом стоим красивые…

«Вдох-выдох» в постановке Евгения Бабаша. Антипедагогика семьи и школы на сцене Лицейского театра.

221406 декабря 2017
А мы все в белом стоим красивые…

Пьеса Юлии Тупикиной «Вдох-выдох» получила приз на Волошинских чтениях в Коктебеле в 2015 году, а в 2016-м стала пьесой года «Кульминации» – нового драматургического конкурса, на который выдвигаются произведения, уже отмеченные различными жюри. В Лицейском театре её поставил Евгений Бабаш, задействовав в спектакле как профессиональных актёров, так и подростков-студийцев – в ролях их сверстников.

В курортном городке Черноморске живут мама Катя (Наталья Виташевская) с дочкой Машей (Маша Вьюшина). Переживающая, влюбчивая девочка, Маша остро реагирует на фальшь и несправедливость; она отдалилась от друзей и почти не выходит из дома, погрузившись в мир компьютерных игр. Усталая Катя чувствует себя матерью-героиней: с болезненной дочерью она, музыкант, переехала из Москвы в этот маленький городок у моря, отказавшись от творческой карьеры; растит Машу одна, обеспечивает как может. Несмотря на грубоватые подколки и мелкие взаимные претензии, у них тесный эмоциональный контакт. А главное – Катя всегда на стороне дочери в школьных конфликтах. Однако непростые отношения с одноклассниками (Миша Иванов, Кристина Орлова) и влюблённость в учителя (Евгений Трубкин) всё усложняют, и однажды буллинг, школьная травля, приводит к прямому насилию, преступлению против ребёнка.

Эталонное произведение, на десятилетия закрывшее в культурном и образовательном пространстве нашей страны тему подростковой травли, – гениальный фильм Ролана Быкова «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли – в пьесе Юлии Тупикиной присутствует непосредственно, без аллюзий и реминисценций – как индикатор возраста героев поколения «отцов». Фильм стал фактом биографии миллионов советских школьников: на «Чучело» водили всех поголовно – целыми классами, с непременным последующим обсуждением. Излечило ли это подростков от травли выбивавшихся из общего ряда одноклассников? Нет: искусство не лечит массы. Но к «Чучелу» как рецепту против школьных буллингов апеллируют по сей день.

В пьесе же Юлии Тупикиной нет ни поражения врагов, ни возвышения героев – только сухая прагматика нынешних школьно-семейных реалий. Проза современности, предпочитающей виртуальные контакты и новейшие технологии живому чувству, а большую сумму денег – моральному превосходству.

Режиссёр Евгений Бабаш использует технологии для заполнения сценического пространства – отдаёт должное свершившейся информационно-коммуникационной революции. Светящиеся панели «Вдох» – «Выдох», разрезающие сцену, – как вход и выход для каждой новой картины. Видеоблоги подростков – замена традиционным репликам в сторону, объясняющим происходящее. Темпоритм спектакля, в котором последовательно вместо смены декораций чередуются технологические приёмы, даёт возможность всем перевести дух.

Одновременно режиссёр играет с залом, провокативно вовлекая зрителей в свою постановку, закономерно полагая, что публика выберет сторону «умных и красивых». Фоном – назойливая попсовая композиция; на экране – любительские съёмки пляжного отдыха. И зрители охотно следуют заданному сценарию: смеются над видео, вызывающим неловкость за тех, кто в кадре. (А однажды, поверьте, из неглубокого этого зала крикнут: «Тагииииил!»)

Публика в спектакле – участник действия: на зрителей направлен свет в сцене родительского собрания – именно к ним обращается учитель, не знающий, как разобраться с проблемами в классе.

Ей, публике, с высоты присвоенной позиции морального арбитра понятен в целом мотив сближения взрослых персонажей этой истории: все вокруг какие-то не такие, по-английски никто не говорит, одни только мы – люди-дельфины, на виолончелях играем.

Осознаваемая инаковость — на грани чувства собственной исключительности — главных героев, оказавшихся среди «неправильных» людей в «неправильном» городе, не оставляет надежды на разрешение их внутренних проблем. Но сбежать отсюда – можно.

Когда Катя, героиня Натальи Виташевской, перестанет заедать свою нереализованность и примет решение изменить жизнь, она, наконец, сыграет на виолончели. Её неестественные, гротескные позы: напряжённое тело, вывернутые колени, судорожные пальцы – и монструозный, непропорциональный воображаемый инструмент, на котором она не то играет, не то борется с ним, – уже не мечта о музыке и возвращении к исполнительской карьере, а сама её изломанная, измученная душа.

…Но ты, конечно, беги, раз считаешь, что в той внутренней пустоте, которая не даёт тебе свободно дышать, виноваты этот город, отсутствие хорошей работы и лофтов, плохая экология и «не такие» люди.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 28 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 172 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

40813 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

342112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

44811 августа 2025

Валаам милосердный

На изломе советской власти было опубликовано много материалов об интернате для инвалидов войны, долгие годы располагавшемся на Валааме. Авторы смаковали подробности, вырвав проблему из конкретных исторических условий.

514206 августа 2025

Валаам: истории побывавших

Зачем люди едут на Валаам? - Причин тому множество…

731204 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

67329 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

148107 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

857104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2483223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх