Почём опера для народа?
Новый проект омских служителей Мельпомены «4 сезона для оперы. Зима» заточен не только на лощёных ценителей высокого искусства.
3541812 декабря 2017
Мир переживает оперный бум. Наш город тоже в тренде. Чай, не обсевок в поле. 7 декабря знаменитый La Scala открыл сезон «Андре Шенье» с Анной Нетребко в главной роли, а уже 10-го эстафетную палочку принял Омск. Под сводами «Сан-Паулу всея губернии» — музыкального театра — меломаны наслаждались оперными хитами в исполнении молодых и, несомненно, талантливых дарований.
Что ни говори, а омичи держат руку на пульсе. Ну, какая мы периферия? Мы — музыкальный пуп земли. Сибирской!
Заслуженная артистка России Татьяна Боброва подала оригинальную идею, директор театра Нелли Бут её горячо поддержала, дирижёры Юрий Соснин и Михаил Сербиенко вдохновили оркестр, труппа прониклась и засучила рукава.
Новый проект омских служителей Мельпомены «4 сезона для оперы. Зима» заточен не только на лощёных ценителей высокого искусства. Музыкальный коллаж из фрагментов русской и зарубежной оперной классики, а также балетные дивертисменты в исполнении ведущих солистов и артистов оказались вполне доступны и министру, и пенсионеру, и школьнику.
Если стоите, то сядьте, если сидите, то лягте. Моцарт, Россини, Глинка, Чайковский всего за триста рублей! В какой Вене, в каком Линкольн-центре за такие деньги можно услышать хор охотников из «Волшебного стрелка»:
А день угасает,
Костёр запылает,
И чаша гуляет
С янтарным вином.
И в конце, помните, эдаким колокольчиком, как перекатывающийся за щекой леденец: «Ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля-ля!»
Где-то в глубине души я подозревала, что Омск — город большой музыкальной культуры. Но чтобы настолько! Количество желающих провести воскресный вечер в компании с Доницетти и Римским-Корсаковым потрясло. До сего момента я была уверена, что основной контингент музыкального театра — интеллигентные старушки — выпускницы Смольного и респектабельные пары за шестьдесят: он — в прюнелевом галстуке от Ermenegildo Zegna, она — в облаке старого доброго «Опиума».
Вечер 10 декабря взорвал, разнёс в клочья мои мещанско-обывательские представления. Потому что в оперу входила сплошь прогрессивная молодёжь. С рюкзачками за спиной, айфонами в руках и наушниками в ушах. Ария ли Сусанина была тому причиной, песня ли Варлаама из «Бориса Годунова», про то, каюсь, не спросила. Но омичи уверенно ступали в оперу. Шли целыми семьями: мамы и папы, дети и бабушки. Шли соседи по подъезду и дачному кооперативу, коллеги по работе и партнёры по бизнесу.
Министр культуры действующий (Юрий Трофимов) и бывший (Владимир Телевной), ныне исполняющий обязанности руководителя аппарата Заксобрания области, в едином порыве с народом прильнули к живительному источнику классики...
... и топ-менеджер ОГОНБ имени Пушкина Александр Ремизов. И директор «Арлекина» Станислав Дубков. И люди творческие — их было не меряно не считано.
Правильно кто-то сказал: хорошему человеку всегда не хватает оперы. Самые смелые театральные эксперименты сегодня ставятся в опере. Это самое модное и самое честное искусство: здесь невозможно спеть под фонограмму. К тому же оперный певец не просто поёт, мастерски владея голосом, он — драматический артист.
Опера — самое популярное искусство в мире. Кто бы знал про книжку Гюго «Король забавляется», если бы великий итальянец Верди не написал «Риголетто»? А стали бы вы зачитывать до дыр эту ни уму — ни сердцу «Даму с камелиями», когда б всё тот же неутомимый Джузеппе Фортунино Франческо Верди не сочинил «Травиату»?
Что может быть упоительней, чем зимний вечер в музыкальном театре?! Когда пушистый снег засыпает Красный Путь, и какие-то, по-видимому, лишённые музыкального слуха автолюбители уже затёрлись на перекрёстке у Сибзавода и готовы сорваться с гвоздя, ты — в таинственном полумраке слушаешь «Фауста» Гуно. Да—да, ту самую арию Маргариты: «Les grand seigneurs ont des airs si resolu,/ Avec cette douceur!», что звучала в исполнении непревзойдённой Сары Брайтман. И, чтоб вы знали, финальные ля второй октавы в омском варианте прозвучали ничуть не хуже, чем в хвалёном «Призраке оперы».
Когда можно позволить себе непозволительную роскошь — слушать любимые арии на языке оригинала и зрить бестелесных нимф, порхающих над сценой под звуки «Вальпургиевой ночи». Расслабься, ты — в опере, и пусть весь мир подождёт!
1А потом в антракте делиться впечатлениями с такими же, как ты, отравленными дивным ядом «Дон Жуана» и «Евгения Онегина».
«Ты посмотри, как распелся Вадик! Ай, молодец», — такую фамильярность в отношении Вадима Невзорова, блестяще исполнившего дуэт с Кариной Чемирзовой из «Лючии ди Ламмермур», мог себе позволить только заслуженный артист России, более полувека отдавший сцене.
Омская публика, в отличие от миланской, не избалована Сазерленд и Доминго. Она радушна, хорошо воспитана, лояльна, не жалеет аплодисментов и, не помня себя, кричит: «Браво!». Особенно стараются мужчины. Особенно, когда на сцене появляется заслуженная артистка РФ Ирина Трусова.
В первом отделении театрализованного концерта примадонна исполнила знаменитую каватину Нормы из одноимённой оперы мастера бельканто Беллини. Правда, меломан, пожелавший остаться инкогнито, назвал выбор певицы «рискованным»: «Норма» не для голоса уважаемой Ирины Борисовны. В этом произведении нужен тёплый, мягкий, объёмный звук, как у Марии Биешу или Марии Каллас. Каватина Нормы — это трепет крыльев за спиной, отрыв от бренной земли, свидание с ангелами. Я их, к сожалению, не увидел». Для остальных, менее искушённых в вокальных тонкостях, сработала магия имени.
Балет — вне всяких похвал. Анна Маркова и Андрей Матвиенко так выложились в па-де-де из «Жизели», что моя соседка не выдержала: «Я всегда в этом месте плачу навзрыд».
Кого-то порадовал хор: «Свежо и зрелищно», кого-то — ослепительные прелестницы в белом Наталья Емельянова и Иванна Цицей. Исполненная ими «Баркарола» — одно из красивейших мест в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Некоторые любители оперного искусства нашли, что дивы слегка придержали звук, и оттого их пение прозвучало несколько глухо.
Все хвалили обладательниц ярких меццо-сопрано Юлию Соловьёву и Ольгу Григорьевскую. Дуэт из оперы «Сказки Гофмана», в народе именуемый «Кукла», — невероятно сложный номер, «восхитительное недоразумение». Спеть такие колоратуры — это вам не баран чихнул. Но девушки справились с волнением и донесли образ до публики, за что заслужили аплодисменты, переходящие в бурные овации и крики «браво!»...
Посовещавшись с ценителями оперного пения, мы подсчитали, что в недалёком будущем у Омского музыкального театра есть все шансы стать приблизительно сто сорок третьим — сто сорок четвёртым оперным храмом планеты. Разумеется, после «Ла Скала», «Сан-Карло» и Большого. Театр переполняет энергия, на сцене — молодые, талантливые, красивые. Дело за малым — пригласить Бертмана.
Вот чем мы хуже бразильцев? Пусть Дмитрий Александрович и у нас «Леди Макбет Мценского уезда» поставит. А мы — в оперу!
Фото:Алексей Озеров, ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— омичка
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии