Музей имени М. А. Врубеля: в 93 начинается самое интересное
Прошло совсем немного времени с тех пор, как взоры музейной России были прикованы к Омску. Сочетание «Эрмитаж-Сибирь» звучало настолько фантастически, что иные переспрашивали: где-где?
360113 декабря 2017
Визит Михаила Пиотровского на Музейную, 4, подарил городу светлое культурное завтра. В 2019-м обновлённое здание «Саламандры» превратится в новый корпус Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и примет центр «Эрмитаж-Сибирь».
«Если всё пойдёт по задуманному плану», — уточняет его директор Фарида Буреева. Накануне 93-летия музея она рассказала, почему идея создания представительств Эрмитажа по стране оказалась жизнеспособной, как в предстоящем году «выстрелят» айны Хирасавы, и каким образом омские музейщики вместе с компанией «Норильский никель» будут «осваивать Север».
— С момента отъезда Михаила Борисовича прошло совсем мало времени, чтобы принимать кардинальные решения и строить планы. Он пообещал к нам вернуться. Приехать на открытие центра «Эрмитаж-Сибирь».
Но главное, что Пиотровский увидел, как мы работаем и на что способны. В ходе общения, — а мы разговаривали не только за директорским столом, но и посещали реставрационные мастерские, фондохранилища, встречались с коллегами из других учреждений культуры, — выяснилось, что идея создания представительств Государственного Эрмитажа по стране оказалась жизнеспособной. К примеру, «Дни Эрмитажа» в Екатеринбурге, где будет создаваться «Эрмитаж-Урал», прошли раньше, чем в Омске. На базе музея был организован мастер-класс по реставрации графики, и омичи приняли участие в этом обучающем семинаре. А сотрудники Екатеринбургского музея изобразительных искусств приезжают к нам, чтобы пройти «школу фандрейзинга». Взаимодействие между центрами существует, и сеть, которую выстраивает Эрмитаж, работает.
1Ещё один яркий пример — премия «Искусный глагол», учреждённая Эрмитажем и Благотворительным фондом В. Потанина при инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств и поднимающая проблему культурной журналистики. Мы говорим о том, что журналист — это прежде всего индикатор, показатель уровня культуры того или иного региона. Как много здесь зависит от журналистов, насколько профессионально они способны транслировать в мировое пространство то, что задумано на местах. Премия «Искусный глагол» объединяет людей, пишущих об искусстве, из разных регионов, где будут созданы или уже существуют эрмитажные центры. В итоге они встретятся на площадке Государственного Эрмитажа, где состоится вручение Гран-при. Музей приглашает всех журналистов принять участие в этом конкурсе.
Мы наконец-то увидели лицо первого директора
21 декабря у музея день рождения. Дата некруглая, но очень важная для нас. Мы не будем открывать новых выставок. В музее работают долгосрочные проекты «Звери, птицы, рыбы», «Площадь Революции», «Ремесло как искусство». В Генерал-губернаторском дворце по-прежнему можно увидеть «12 стульев из дворца», а к Новому году вниманию посетителей будет представлено очень любопытное собрание ёлочных украшений из частной коллекции.
Прошедший год стал юбилейным для основателя нашего музея Фёдора Васильевича Мелёхина. По большому счёту именно 2017-й год «подарил» нам Мелёхина. Мы наконец-то увидели его лицо. До этого момента были некоторые сомнения, но — спасибо нашим коллегам из историко-краеведческого музея! — они их наконец-то развеяли. Спустя почти столетие в музее рассмотрели, как выглядел наш первый директор. Поэтому 2017-й оказался для нас ещё и чудесным годом открытий.
Нынешний день рождения коллектив отметит в домашнем семейном кругу. Но не за горами 95-летие. Впереди — большое торжество, и наша задача состоит в том, чтобы разработать обширную программу подготовки к знаменательной дате и ее реализовать.
Будем апеллировать к «гению места»
Ресурсы музея огромны, поэтому в будущем году мы должны посмотреть внутрь себя. Нам нужно подняться на несколько иной уровень интерпретации и подачи той коллекции, которой мы обладаем.
Будем апеллировать к локальным особенностям, к местным резервам. Музей наметил несколько крупных выставочных проектов, связанных как раз с омской темой. А идею предполагаем реализовать главным образом на основе собственного собрания.
2018 год — перекрёстный Год культуры Японии и России. В связи с этим мы планируем показ очень интересного, объёмного проекта, связанного с «Омской сенсацией», — 12 акварелями Бёзана Хирасавы (В Омске хранится самая крупная в мире коллекция айну-картин этого японского художника. К примеру, в Токийском национальном музее всего 4 работы мастера — прим. авт.). Эта тема интересна с точки зрения истории поступления работ, их реставрации и изучения японскими и омскими специалистами.
Японская коллекция — лауреат первого конкурса, объявленного Благотворительным фондом В. Потанина в рамках программы «Первая публикация». Омское собрание опубликовано в прекрасном издании, которое было презентовано уже многим уважаемым коллегам, и в том числе Михаилу Борисовичу Пиотровскому.
Тема айнов получила продолжение в творчестве знаменитого омского мастера Дамира Муратова. Он создал серию работ «ОкеАйн, или Следы в океане». Мы будем объединять эти материалы, и в таком многомерном ракурсе попытаемся раскрыть всю историю «Сенсации». Хочется, чтобы это была не планшетная выставка, где много текстов, которые довольно скучно читать. Наша задача — найти приём, позволяющий зрителю задержаться на экспозиции подольше и понять не только специфику коллекции нашего музея, но и по большому счёту нашего города.
Норильский никель — омская тема
Совместно с «Норильским никелем» музей планирует большой проект под названием «Иртыш течёт на Север».
В этом году известная российская горно-металлургическая компания инициировала межмузейную программу «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Три года, с 2017 по 2019-й (к столетию открытия Норильского месторождения), музеи различного профиля девяти регионов, от Кольского полуострова до Таймыра, будут вести выставочный «рассказ» о яркой, полной драматизма и захватывающих приключений истории русского пути на север. Своеобразная антология его освоения получит своё продолжение в публикациях: будут изданы большие альбомы-каталоги, содержащие не только описательную часть, но и исследовательские статьи специалистов.
Омск неспроста пригласили принять участие в проекте. Дело в том, что в 1919 году на Таймыре экспедиция Н. Н. Урванцева открыла месторождение никеля. Разведывательная партия отправилась из Томска, но разрешение и материальная поддержка были получены в Омске у Александра Васильевича Колчака. Поэтому тема Севера и норильского никеля близка Омску.
Наш город принял активное участие в освоении Северного морского пути. Идея перевозки хлеба из Сибири в Архангельск через Северный Ледовитый океан появилась в 1919-м при Колчаке, но в этот год Карская экспедиция не состоялась. Этим путём прошли только в советское время. В Омском музее изобразительных искусств хранится работа Виктора Ивановича Уфимцева «Карская экспедиция», есть материалы о ней в историческом архиве, музей речного училища и института водного транспорта располагает артефактами с судна, штурмовавшего арктические воды.
До 14 августа 1944 года границы Омской области доходили до Карского моря. В годы Великой Отечественной войны случилась трагедия конвоя БД-5 (Внутренний арктический конвой БД-5был потоплен 12 августа 1944 года в Карском море немецкой подлодкой. Трагедия унесла жизни нескольких сотен военных, женщин и детей, отправившихся на остров Диксон на полярные станции для смены зимовщиков —прим.авт.), и материалы о ней также будут представлены в проекте.
А со второй половины XX века начинается промышленное освоение севера Сибири, в том числе добыча углеводородов. Этот этап истории нашел отражение в творчестве отечественных художников.
Выставка получится разноплановая, она будет включать в себя не только художественный материал, но и архивные документы, фотографии.
Ларионов уедет — Эрмитаж вернётся
Поскольку следующий год — Год театра, а музей обладает интересными коллекциями эскизов декораций и костюмов к различным постановкам, у нас запланирована выставка, посвящённая этой теме. В 2018-м исполнится сто лет с момента гибели царской семьи — какие-то проекты будут отражать и это событие. Кроме того, мы помним, что в 1918-м Омск становится белой столицей России, а значит, омичи обязательно увидят произведения художников той эпохи.
Пока нет здания, где Омск может принимать масштабные проекты из Государственного Эрмитажа, но в следующем году в городе обязательно пройдут «Дни Эрмитажа». Осенью музей в третий раз ожидает гостей из Санкт-Петербурга.
В будущем году Государственная Третьяковская галерея организует выставку работ Михаила Ларионова. В омском музее находятся две работы мастера — «Павлин» и «Цирковая танцовщица». Они приглашены принять участие в проекте. Самое любопытное, что «Цирковая танцовщица» поступила к нам в 1932-м году как раз из собрания Третьяковки. К тому моменту в области искусства утвердилось одно направление — соцреализм. Дабы спасти коллекцию русского авангарда, москвичи приняли решение о распределении произведений по региональным музеям. К нам приходит русский авангард. Сегодня он востребован не только в России. Часть омской авангардной коллекции находится сейчас в Екатеринбурге, но уже в январе вновь вернётся в музей.
Фото:с сервиса Яндекс.Карты
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— омичка
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии