Ольга Меньщикова: «Наша речь находится на кончиках пальцев»

«Когда же мой ребенок начнет говорить?» – кто из родителей не задавал себе этого вопроса. А когда начал, вопросов меньше не становится: «Будет ли он выговаривать букву «р»? «Когда начнет складывать слоги в слова»?..

336616 декабря 2017
Ольга Меньщикова: «Наша речь находится на кончиках пальцев»

Ольга Меньщикова, логопед-дефектолог, специалист по реабилитации инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Омского района, оказывающего в том числе и логопедические услуги, подобные вопросы слышит регулярно. «ВОмске» собрал самые распространенные и задал их специалисту.

Шесть популярных вопросов логопеду

1. Кажется, что детей с нарушением речи с каждым годом становится все больше. Так ли это?

– Да, это так, с каждым годом число таких детей растет. И, как правило, мы сталкиваемся со все более сложными нарушениями, от аутизма до общего недоразвития речи различного уровня. Факторов, влияющих на это, много: с одной стороны, продвинутая медицина, которая позволяет выхаживать сегодня даже очень тяжелых деток, с другой – не всегда правильное питание, стрессы… Если своевременно не скорректировать устную речь, нарушения перейдут и в письменную – это и пропуски гласных, и переставление слогов, и так далее.

2. По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста?

– Конечно, все индивидуально, но насторожить должно, что нет звуков даже в полгода, когда уже должен быть лепет. Фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трех лет. Не обязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по два-три слова. Если что-то тревожит, лучше обратиться к специалисту, а не ждать, что «не сегодня – завтра заговорит». Не стоит ориентироваться и на опыт других детей («У меня и старшенький долго молчал…»).

Если у ребенка нарушение речи, на это есть какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Один вариант – когда родители заняты и работают, мало времени уделяют ребенку, он в итоге замкнутый, застенчивый, разговаривает мало и редко. Ему особо не с кем общаться. Другой – когда нарушение речи вызвано церебральной дисфункцией, тогда без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. Логопед начинает заниматься с ребенком с 4–5 лет: «его» симптоматика – нарушение устной и письменной речи, неправильное произношение и так далее.

«Если вашему малышу исполнилось три года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к специалисту»

1

3. Помогает ли ребенку работа в группе?

– Перед глазами прекрасный пример: 16 ребят из малообеспеченных семей стали участниками проекта «Чисторечье» и получили возможность бесплатно посещать занятия по коррекции речевых нарушений в нашем центре. Весной мы подали заявку как участники программы социальных инвестиций «Родные города» по направлению «Новые горизонты» и в апреле вошли в число победителей грантового конкурса. На средства, предоставленные Омским НПЗ, мы закупили все необходимое для проведения занятий оборудование.

Теперь, благодаря поддержке нефтезавода, кабинет логопеда в центре оборудован по последнему слову техники. Есть четыре планшета и ноутбук, специальное «говорящее зеркало», индивидуальные зеркала, дидактический материал, логопедический тренажер «Дэльфа» – комплексная программа по коррекции устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами – от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи. Благодаря тренажеру мы корректируем речевое дыхание, осознаем особенности собственного голоса, развиваем лексико-грамматическую сторону речи. Главное – все эти очень серьезные процессы происходят в игровой форме и психологически не травмируют детей. На помощь нам приходят и куклы – участницы театрализованных представлений, и чудо-варежки, и другие пособия для развития мелкой моторики.

Полюбился детям бегемот: у него широко раскрыт рот, хорошо видны зубы, язык, и детям легко объяснить, как все устроено в их собственных ртах, как правильно расположить язык, чтобы получился тот или иной чистый звук. На планшетах – логопедические песенки и комплекс специальных игр: например, послушав звуки музыкальных инструментов, голоса зверей или людей, нужно правильно повторить последовательность.

Курс длился полгода, с июля по декабрь, сейчас уже завершающий этап. За это время прошло 130 занятий для 16 детей в возрасте от 4 до 7 лет, которых мы поделили на четыре группы. Ребятам очень нравится заниматься. Они приходят к нам два раза в неделю, каждое занятие длится полчаса.

А как довольны родители! Во-первых, их дети получают возможность бесплатно заниматься со специалистом, чьи услуги в городе, прямо скажем, недешевы. Во-вторых, они видят результат. И, конечно, сами участвуют в процессе. Для родителей в рамках проекта проводим методические часы, консультации психолога, учим правильно вести себя с ребенком, имеющим речевые нарушения, показываем, как правильно выполнить домашнее задание. Все в комплексе и дает результат.

«Чисторечье» – мой проект, мои детки. На нынешнем, финальном этапе мы уже развиваем связную речь и образное мышление: составить небольшой рассказ, пересказать его…»

4. Можно ли заниматься речью ребенка самостоятельно, дома?

– Конечно, если это легкие нарушения. Если у ребенка нет каких-то специфических проблем, а нужно лишь натренировать мышцы ротовой полости, то родители могут пробовать делать это дома, и у них даже может получиться. А если ребенок произносит неправильно несколько групп звуков, то лучше не рисковать. Ведь главное – не навредить. Мои детки получают карточки с домашним заданием, которое выполняют вместе с родителями. На первых этапах это артикуляционная и дыхательная гимнастика, потом – упражнения на мелкую моторику, рисование, ближе к концу курса – чистоговорки наизусть.

«Родители очень довольны, что их дети стали участниками проекта, отмечают, что очень полезными оказались и методические часы, стараются выполнять все домашние задания».

5. Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? 

– От одного занятия до одного года и даже больше: в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Все очень индивидуально. Иногда достаточно укрепить мышцы. Кому-то хватает нескольких месяцев, кому-то понадобится несколько лет. У кого-то проблемы с шипящими или свистящими, а у кого-то с несколькими группами звуков, кто-то говорит горлом – это нарушение, которое трудно исправить, потому что нужно понять, как правильно должен работать артикуляционный аппарат. Бывают и другие случаи: девочку дразнили, что она не выговаривает букву «р», а она села и за один вечер научилась. Просто повторяла и повторяла слова. У меня тоже была девочка, которая «зарычала» сразу, буквально за один урок, и мы начали закреплять это в слогах.

«По образованию я дефектолог, учитель-логопед. Всегда хотела работать с детьми, считаю, профессия моя – благородная и благодарная: помочь ребенку, вместе увидеть результаты, порадоваться им».

6. Существует ли универсальный совет родителям, который, читая эту заметку, они тут же смогут взять на вооружение?

– Пойти на кухню, почистить морковь и погрызть вместе с детьми. Не любят дети морковь? Тогда яблоко. Иногда родители дают ребенку исключительно перетертое, пюре, кашки, а это тоже отражается на речи. Если не есть твердую пищу, мышцы будут слабыми. Также родители берегут ребенка и не дают играть с колючими, шершавыми материалами и поверхностями. А ведь не зря говорят, что наша речь находится на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики – от игр с камушками и лепки фигурок из теста до занятий с современными интересными материалами, такими как кинетический песок, – очень влияет на развитие речи.

Посоветую с детства не «сюсюкать», говорить с детьми как с нормальными взрослыми людьми. Делать элементарные упражнения перед зеркалом, ту же «Обезьянку» – строить рожицы, показывать язык, двигать им вверх-вниз, тренировать все мышцы. Мое, как и детей «Чисторечья», любимое упражнение называется «Вкусное варенье». Широко открываем рот, облизываем верхнюю губу и нижнюю губу. Дома при этом можно намазать губы настоящим вареньем или медом!


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 34 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 178 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1022131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

69723 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

87121 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

101219 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

101213 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

57806 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

133329 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

202107 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1512104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх