
Ольга Меньщикова: «Наша речь находится на кончиках пальцев»
«Когда же мой ребенок начнет говорить?» – кто из родителей не задавал себе этого вопроса. А когда начал, вопросов меньше не становится: «Будет ли он выговаривать букву «р»? «Когда начнет складывать слоги в слова»?..
327716 декабря 2017
Ольга Меньщикова, логопед-дефектолог, специалист по реабилитации инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Омского района, оказывающего в том числе и логопедические услуги, подобные вопросы слышит регулярно. «ВОмске» собрал самые распространенные и задал их специалисту.
Шесть популярных вопросов логопеду
1. Кажется, что детей с нарушением речи с каждым годом становится все больше. Так ли это?
– Да, это так, с каждым годом число таких детей растет. И, как правило, мы сталкиваемся со все более сложными нарушениями, от аутизма до общего недоразвития речи различного уровня. Факторов, влияющих на это, много: с одной стороны, продвинутая медицина, которая позволяет выхаживать сегодня даже очень тяжелых деток, с другой – не всегда правильное питание, стрессы… Если своевременно не скорректировать устную речь, нарушения перейдут и в письменную – это и пропуски гласных, и переставление слогов, и так далее.
2. По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста?
– Конечно, все индивидуально, но насторожить должно, что нет звуков даже в полгода, когда уже должен быть лепет. Фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трех лет. Не обязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по два-три слова. Если что-то тревожит, лучше обратиться к специалисту, а не ждать, что «не сегодня – завтра заговорит». Не стоит ориентироваться и на опыт других детей («У меня и старшенький долго молчал…»).
Если у ребенка нарушение речи, на это есть какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Один вариант – когда родители заняты и работают, мало времени уделяют ребенку, он в итоге замкнутый, застенчивый, разговаривает мало и редко. Ему особо не с кем общаться. Другой – когда нарушение речи вызвано церебральной дисфункцией, тогда без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. Логопед начинает заниматься с ребенком с 4–5 лет: «его» симптоматика – нарушение устной и письменной речи, неправильное произношение и так далее.
«Если вашему малышу исполнилось три года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к специалисту»
1
3. Помогает ли ребенку работа в группе?
– Перед глазами прекрасный пример: 16 ребят из малообеспеченных семей стали участниками проекта «Чисторечье» и получили возможность бесплатно посещать занятия по коррекции речевых нарушений в нашем центре. Весной мы подали заявку как участники программы социальных инвестиций «Родные города» по направлению «Новые горизонты» и в апреле вошли в число победителей грантового конкурса. На средства, предоставленные Омским НПЗ, мы закупили все необходимое для проведения занятий оборудование.
Теперь, благодаря поддержке нефтезавода, кабинет логопеда в центре оборудован по последнему слову техники. Есть четыре планшета и ноутбук, специальное «говорящее зеркало», индивидуальные зеркала, дидактический материал, логопедический тренажер «Дэльфа» – комплексная программа по коррекции устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами – от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи. Благодаря тренажеру мы корректируем речевое дыхание, осознаем особенности собственного голоса, развиваем лексико-грамматическую сторону речи. Главное – все эти очень серьезные процессы происходят в игровой форме и психологически не травмируют детей. На помощь нам приходят и куклы – участницы театрализованных представлений, и чудо-варежки, и другие пособия для развития мелкой моторики.
Полюбился детям бегемот: у него широко раскрыт рот, хорошо видны зубы, язык, и детям легко объяснить, как все устроено в их собственных ртах, как правильно расположить язык, чтобы получился тот или иной чистый звук. На планшетах – логопедические песенки и комплекс специальных игр: например, послушав звуки музыкальных инструментов, голоса зверей или людей, нужно правильно повторить последовательность.
Курс длился полгода, с июля по декабрь, сейчас уже завершающий этап. За это время прошло 130 занятий для 16 детей в возрасте от 4 до 7 лет, которых мы поделили на четыре группы. Ребятам очень нравится заниматься. Они приходят к нам два раза в неделю, каждое занятие длится полчаса.
А как довольны родители! Во-первых, их дети получают возможность бесплатно заниматься со специалистом, чьи услуги в городе, прямо скажем, недешевы. Во-вторых, они видят результат. И, конечно, сами участвуют в процессе. Для родителей в рамках проекта проводим методические часы, консультации психолога, учим правильно вести себя с ребенком, имеющим речевые нарушения, показываем, как правильно выполнить домашнее задание. Все в комплексе и дает результат.
«Чисторечье» – мой проект, мои детки. На нынешнем, финальном этапе мы уже развиваем связную речь и образное мышление: составить небольшой рассказ, пересказать его…»
4. Можно ли заниматься речью ребенка самостоятельно, дома?
– Конечно, если это легкие нарушения. Если у ребенка нет каких-то специфических проблем, а нужно лишь натренировать мышцы ротовой полости, то родители могут пробовать делать это дома, и у них даже может получиться. А если ребенок произносит неправильно несколько групп звуков, то лучше не рисковать. Ведь главное – не навредить. Мои детки получают карточки с домашним заданием, которое выполняют вместе с родителями. На первых этапах это артикуляционная и дыхательная гимнастика, потом – упражнения на мелкую моторику, рисование, ближе к концу курса – чистоговорки наизусть.
«Родители очень довольны, что их дети стали участниками проекта, отмечают, что очень полезными оказались и методические часы, стараются выполнять все домашние задания».
5. Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата?
– От одного занятия до одного года и даже больше: в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Все очень индивидуально. Иногда достаточно укрепить мышцы. Кому-то хватает нескольких месяцев, кому-то понадобится несколько лет. У кого-то проблемы с шипящими или свистящими, а у кого-то с несколькими группами звуков, кто-то говорит горлом – это нарушение, которое трудно исправить, потому что нужно понять, как правильно должен работать артикуляционный аппарат. Бывают и другие случаи: девочку дразнили, что она не выговаривает букву «р», а она села и за один вечер научилась. Просто повторяла и повторяла слова. У меня тоже была девочка, которая «зарычала» сразу, буквально за один урок, и мы начали закреплять это в слогах.
«По образованию я дефектолог, учитель-логопед. Всегда хотела работать с детьми, считаю, профессия моя – благородная и благодарная: помочь ребенку, вместе увидеть результаты, порадоваться им».
6. Существует ли универсальный совет родителям, который, читая эту заметку, они тут же смогут взять на вооружение?
– Пойти на кухню, почистить морковь и погрызть вместе с детьми. Не любят дети морковь? Тогда яблоко. Иногда родители дают ребенку исключительно перетертое, пюре, кашки, а это тоже отражается на речи. Если не есть твердую пищу, мышцы будут слабыми. Также родители берегут ребенка и не дают играть с колючими, шершавыми материалами и поверхностями. А ведь не зря говорят, что наша речь находится на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики – от игр с камушками и лепки фигурок из теста до занятий с современными интересными материалами, такими как кинетический песок, – очень влияет на развитие речи.
Посоветую с детства не «сюсюкать», говорить с детьми как с нормальными взрослыми людьми. Делать элементарные упражнения перед зеркалом, ту же «Обезьянку» – строить рожицы, показывать язык, двигать им вверх-вниз, тренировать все мышцы. Мое, как и детей «Чисторечья», любимое упражнение называется «Вкусное варенье». Широко открываем рот, облизываем верхнюю губу и нижнюю губу. Дома при этом можно намазать губы настоящим вареньем или медом!
Фото:Екатерина Василенко
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 158 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 26 марта 2025 года
107625 марта 2025
Гороскоп на 27 марта 2025 года
103126 марта 2025
Николай Бобровицкий: «Кто, если не мы?»
94526 марта 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11327405 марта 2025
— Travel-коуч
— Психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии