Мать медвежонка, который катался с горки у цирка, убили браконьеры
На днях в омском информпространстве появился ролик, где снегурочка с медвежонком катаются с горки в ледяном городке у цирка. Помимо восторгов и умиления ролик вызвал несколько негативных отзывов…
462803 января 2018
…зрителям показалось, что медвежонок несчастен и его мучают неприятными ему трюками. Что для животного лучше – воля или цирк и как дрессируют медведей, мы поговорили с дрессировщицами Такшантовыми – Надеждой и ее дочерью Алией, – которые сейчас выступают в программе омского цирка с потрясающим номером с дрессированными медвежатами.
1Корр.: Я посмотрела всю вашу репетицию и так и не увидела палок и электрошокеров. Только печенье, только ласка. Но, конечно, читатели могут заподозрить, что это просто показуха для СМИ. Признавайтесь, бьете медведей?
Алия: Зачем нам это?
Корр.: Чтобы быстрее достичь результата.
Алия: Конечно, чем быстрее результат, тем агрессивнее методы, но я считаю – есть у мамы такое выражение – торопиться надо при ловле блох. Если бить медведя, то рано или поздно он дрессировщика съест.
Корр.: Единственный предмет, который я заметила у вас в руках, это тоненькие прутики, которым вы дотрагиваетесь то до лап, то до спины медвежат во время сложных трюков.
Алия: Это стеки, они нужны, чтобы показать животному, что, например, ножку надо поднять, лапу вытянуть, потрясти головой. Это часть рыболовной снасти – мягкий наконечник, им невозможно ударить, он очень гибкий.
Надежда: Более того, если этим стеком нечаянно коснуться шкуры животного чуть сильнее – не до боли, а просто до сильного нажатия, медвежата сразу недоуменно на нас смотрят и прекращают работать, настолько им непривычно давление.
Корр.: Боятся медведи выходить в манеж первый раз?
Алия: У всех по-разному, как и у людей. Есть наглые, борзые, которым не страшно, а есть те, кто смущается. Хорошо, что у нас был такой опыт. Мы только начинали с медвежатами выступать и приехали в Нижний Тагил в цирк, который находился в стадии ремонта. Мы пробыли там три месяца и репетировали при звуках дрели, постоянно снующих людях, проверке светомузыки, разных работающих инструментах. Я очень благодарна всем этим раздражителям, медвежата поняли, что может происходить что угодно, их задача работать и печенье получать. Хотя до сих пор, как это бывает у лошадей, они иногда придумывают себе испуг и начинают бояться.
Корр.: Например, чего?
Надежда: Да чего угодно. Шарик лопнул, ребенок закричал. Сейчас наша Лизонька придумала себе «врага» и мы пытаемся ей показать, что ничего не страшного не происходит.
Корр.: А вам они доверяют?
Алия: Доверие надо заслуживать. Когда они были совсем малыши, они прятались за меня как за мать, сейчас повзрослели и стали самостоятельными. У Потапа до недавнего времени вообще было недоверие ко мне. К счастью, вот уже последние две недели вроде ситуация меняется. А то это было бы катастрофой.
Надежда: Если доверия нет, медведь ожидает, что с ним сделают что-то неприятное и, предваряя кажущуюся опасность, может кинуться. И нужно его убедить в том, что ничего страшного не будет, его никто не обидит и не накажет. Плюс – поощрительная подкормка.
Корр.: А вы встречали дрессировщиков, которые используют жестокие методы?
Алия: К сожалению, да. Цитируя Эдгара Запашного, в семье не без урода. Но это всегда плохо кончается. В случае нападения дрессированного животного на дрессировщика, виноват всегда дрессировщик. Любое животное не любит, когда ты ни с того ни с сего причиняешь ему боль, и оно это запоминает. Например, со слонами в Индии обращаются очень жестоко и поэтому нередки случаи, когда они мстят. Я видела ролик, где слон разорвал дрессировщика как тряпочку.
Надежда: Животные всегда предупреждают. И лев, и слон, и медведь. Говорят, медведь непредсказуемое животное. Неправда, он очень предсказуем. Он заранее предупреждает, чуть ли не за неделю.
Корр.: А как он предупреждает?
Надежда: Это наш секрет (улыбается).
Алия: Мама мне говорит в таких случаях: Алия, тебя пасут. И через какое-то время происходит нападение. Я начинаю следить, быть более аккуратной, пытаюсь сбить агрессию.
Корр.: А бывало, что нападали?
Алия: Конечно, несколько раз. И, повторю, в нападении всегда виноват дрессировщик. Например, в прошлом году моя принцесса объяснила мне, что я была не права, не додала ей положенный четвертый кусочек печенья. Мама говорила – дай, она привыкла к четырем, а мне было несподручно в той ситуации, надеялась, что обойдется.
Надежда: Не обошлось.
Алия: Не обошлось, да. Краем глаза я вижу, как она надувается и в мгновение я оказалась под двухсоткилограммовой тушей медведицы и она меня два раза укусила. У меня остались дырки на этой куртке как напоминание – все должно быть правильно. Медведи – хорошие учителя по жизни.
Надежда: Снимали о нас фильм, как мы ухаживаем за медведями, работаем с ними. И вот работает съемочная группа, мы чистим медведя, и все происходит за тысячные доли секунды. Алия не дала печенье, когда должна была, и тут же получила лапой по голове.
Алия: Этот момент вставили в трейлер и мои друзья даже не хотели смотреть фильм, потому что боялись, что там будет дальше.
Корр.: Это что же все время нужно давать лакомство, чтобы тебя не покалечили?
Надежда: Только тогда, когда нужно, когда медведь привык его получать и ждет. Медведица, которую чесала Алия, обожает целоваться и за это всегда получает печенье. Она раз поцеловала – получили печенье, второй, третий, а на восьмой Алие надоело, и она печенье не дала. Ну и получила.
Алия: И не права я. Ну привык ребенок получать за поцелуи печенье. Не хотела я его давать, нужно было сделать так, чтобы она не могла меня целовать, с другой стороны подойти, отвлечь.
Корр.: Неужели вы никогда не обижаетесь на животных после такого? Всегда разум говорит: я виновата – вот и получила?
Надежда: Ну а за что за них обижаться?
Алия: Я обижаюсь. Когда укусят, у меня прямо слезы, но не от боли, а от обиды – я вкладываю всю душу, а ты так себя ведешь. Уже потом, когда успокаиваешься, понимаешь, что за ситуация возникла и что правда сама была в ней виновата.
Корр.: Представляю, что бы с вами было, примени вы палку.
Алия: Да это в принципе невозможно. У нас связь с ними уже на каком-то генетическом уровне. Это бред, всегда ходить с палкой, чтобы на тебя не напали. Они же чувствуют наши эмоции, откликаются на них. Если перед выступлением меня кто-то стрессанет, работа будет такая… Моя Соня прямо надутая, ей совершенно не в кайф работать, начинает характер показывать.
Надежда: Только взаимопонимание. Вот наши малыши ворчат, я уже по голосу слышу, какое у них настроение, что они хотят. Взгляд у медведей очень выразительный.
Корр.: А что делать, когда посреди номера животное отказывается работать?
Надежда: Наказание точно не поможет. Пробуем другой вариант, чтобы заинтересовать. У меня вот с моей «девушкой» так, она со мной уже 27 лет, идем по жизни бок-о-бок, и вдруг она стала отказываться работать на представлении. За кулисами, на репетиции она сделает всё идеально, как выходить на работу, она просто не хочет. Вот такой вот она теперь академик. И хоть что придумывай, она не будет и всё.
Алия: Был у моей Сонечки период – то ли загул, то ли спячка, в общем, какой-то свой процесс, и она начала бегать по манежу. Мы делаем какой-то трюк, вдруг ей становится весело и она начинает носиться. Мы работали в Казахстане, и мои друзья-каскадеры как раз присутствовали на таком вот моменте. И они рассказывали, что им было очень интересно, чем дело кончится – либо я сдамся и уведу ее домой, либо мы продолжим работу. В итоге она все-таки подошла ко мне, я её успокоила, мы с ней поговорили, и она закончила трюк. И это было намного круче, чем мы бы просто безупречно исполнили номер.
Корр.: Вы относитесь к медведям как к равным?
Алия: Есть легенда, что у медведей человеческая душа. Я в это верю.
Надежда: Они и внешне похожи на человека. Я видела один раз освежеванного медведя, у меня был шок – руки, ноги, пальцы, внутренние органы – все как у человека. Я была в ужасе.
Корр.: Давайте поговорим о случае на горке. Как вам кажется, что так возмутило зрителей ролика?
Алия: Мы открывали ледяные горки у цирка, выводили медвежонка. Она походила туда-сюда со Снегурочкой, скатилась с горки. Я смотрела фотоотчет – все очень весело и мило. И вдруг директор цирка мне говорит, что в сети какой-то скандал, якобы мы мучили животное, издевались над ним. Я думаю, что это делают люди, которым очень хорошо живется. Зачем такое придумывать, неужели так скучно? Вы посмотрите, сколько жестокостей в мире, я уже соцсети начинаю ненавидеть, потому что не могу видеть, как издеваются над животными, какие зверства творят живодеры, браконьеры. И вы хотите сказать, что издеваются над этими медведями – холеными, медведями, которые каждый день едят красную рыбу, разнообразные фрукты в таких количествах, что не каждая семья себе может позволить, которых чешут, моют, любят? Почему не порадоваться празднику, общению с животным, зачем нужен негатив?
Надежда: Позитива тоже много. Когда мы антракте выходим пофотографироваться, люди восхищаются, какие у нас собаки, какие медведи.
Корр.: Мне самой была странна такая реакция людей на позитивный, в общем-то, ролик. Но факт таков – многие люди уверены, что цирк для животных – зло и нужно всех выпустить на волю.
Надежда: Давайте я вам расскажу о том, какой была судьба наших четверых медвежат на воле вольной. Дело было в Красноярском крае. Малышам было по месяцу, у них только начали открываться глазки. Их нашли в берлоге, у входа в которую лежала их мать – ее жестоко убили, отрезали лапы, достали желчь и бросили тело рядом с берлогой.
Алия: Я как раз собиралась в отпуск, мне оставалось только нажать кнопку «Купить билет», когда увидела информацию об этих медвежатах в Фейсбуке. Тут же начала звонить, мама подключилась и в итоге мы смогли договориться, чтобы медведи оказались у нас, а не в реабилитационном центре.
Надежда: После выращивания медвежат в реабилитационном центре их отпускают на волю. Это верная смерть, нет в России воли для животных дольше, чем на год-два. У нас медведице 27 лет и она прекрасно себя чувствует. Вы в природе хоть одного медведя такого возраста видели? Да еще в таком состоянии, как у нас – больших, с блестящей шерстью, активных, любопытных.
Алия: Люди пожалели медвежонка на празднике. А когда они видят чучело и фотографируют с ним своих детей, им не жалко живого зверя, которое убили, содрали шкуру, вставили ему стеклянные глаза?
Надежда: Мы привезли этих медвежат, у каждого был домик, чистый, свежее сено на подстилку, игрушки, шестиразовое питание. Мы практически не спали, все время были с ними, знакомились с ними. Вот Лиза наша – мы ее бабушкой дразним за ее ворчание – она Алию приняла за маму, все время ползала по ней. Росли колобочками такими. Подсматриваем, что им нравится, делаем трюки.
Алия: Они иногда сами придумывают себе трюки, мы просто закрепляем. Это лучшие трюки. Сонечка у меня почти все придумала сама, даже жонглировать булавами. Мы вели ее мыться в душевую, она нашла камешки на асфальте и все думала, как выпросить печенье. И вдруг пульнула этот камешек, чуть папе очки не разбила. Для нас звоночек – вот он трюк. Теперь она жонглирует булавами. Или крутка – Юля крутится под музыку – она сама любит это делать. Ладушки Потап тоже сам сделал, глазки сам придумал. Так что никакой особо изощренной дрессировки нет, тем более, никакого насилия.
Корр.: Сколько сейчас медвежатам?
Надежда: Им по десять месяцев. Есть дрессировщики, которые считают, что в манеж нужно выводить как можно позже, но по моему опыту работы с медведями – а у меня он больше сорока лет – уже после полугода медведи начинают что-то сознавать.
Алия: А в год полноценно работать. Наши малыши начали понимать, что мы от них хотим, совсем недавно, до этого мы «набивали» у них мышечную память: приучали к вычесыванию, надеванию намордника. Начинали уже на второй-третий день их пребывания у нас: они еще с сосками были, я выводила из их берложки, ставила их к клетке и чесала. Какие-то движения мы просто делали механически, чтобы тело запоминало положение, вырабатывали рефлексы.
Надежда: Они стали понимать, что все хорошо, безболезненно, без наказаний, чисто на подкормке. Дали лапочку – получили молоко. Начали нам доверять.
Корр.: Спасибо вам за возможность познакомиться с этими потрясающими животными. Оставим за читателем право сомневаться, но я увидела на репетиции вашу искреннюю привязанность к вашим подопечным и их преданность вам.
Надежда: Я не представляю себе другой жизни. Когда прихожу в медвежатник, я забываю обо всем – о проблемах, болячках. Мы играем, репетируем, возимся, я себя всю отдаю и это такое удовольствие, когда видишь плоды, знаешь, через какие трудности прошел.
Алия: Может и не стоит это писать, но вот мы сейчас готовим сольный номер. И когда на манеже все получается, да еще под музыку, я прямо начинаю реветь. Это так трогательно и мне так это нравится! Очень хочется, чтобы и зритель почувствовал этот кайф.
℗
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1020921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
86718 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
75818 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии