Интервью с бывшими. Сергей Круглов

Бывший директор Омского аэропорта предлагает землякам избавиться от гигантомании и волюнтаризма и заняться конкретным делом обустройства среды обитания.

91771010 января 2018
Интервью с бывшими. Сергей Круглов

«Интервью с бывшими» — это цикл бесед с людьми, «попытавшимися покинуть Омск». Мы задаем всем им одинаковые вопросы и публикуем получившиеся интервью почти без правки. Это дает возможность увидеть город со стороны и с самых разных точек зрения... Предыдущие выпуски смотрите в подборке по тегу «интервью с бывшими».

Сегодня «ВОмске» представляет точку зрения одного из самых жестких критиков и, одновременно, самых преданных патриотов Омска, опытнейшего управленца, востребованного в другом регионе, бывшего директора Омского аэропорта Сергея Круглова.

— Сергей Федорович, где вы сейчас постоянно живете?

— Горно-Алтайск. Столица Республики Алтай. Россия.

— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?

— Попытки покинуть Омск, как самоцель, никогда не предпринимал по нескольким причинам. Во-первых, здесь проживает моя большая семья. Дети, внуки. Я богатый дед: у меня восемь внуков. Здесь живут мои друзья, всегда была и есть интересная работа и вообще мне здесь нравится. Я прожил здесь бОльшую часть своей жизни и принципиально менять среду обитания никогда не собирался. Хотя по складу характера я бродяга, в хорошем смысле этого слова. Мне интересно путешествовать, посмотреть, как говорится, что там за горизонтом. Наверное, поэтому и пошел в свое время в летчики.

1

Во-вторых, никогда не понимал людей, которые не могут найти применения своим силам дома, думая, что если они уедут куда-либо, то смогут себя реализовать, а здесь, дескать, делать нечего. Абсолютная глупость. Более того, если у тебя есть потенциал, то реализовывать его дома гораздо проще и эффективнее. Дома ведь и стены помогают.

— И тем не менее, вы уехали. Кто был инициатором «развода»: вы или город?

— А никакого развода не было. Просто было предложение от собственника аэропорта Горно-Алтайск поработать в республике, возглавив предприятие, у которого были некоторые проблемы. Компания «Сибмост», которая владела аэропортом, находилась в сложном финансовом состоянии и хотела этот актив выгодно реализовать, для чего нужно было привести его в порядок, чтобы получить хорошую цену. Сделать что называется предпродажную подготовку. Я сначала отказался по приведенным выше причинам, но мой визави был настойчив, и я, ознакомившись более детально с предприятием, дал согласие. Мне показалось, что у аэропорта Горно-Алтайск достаточно хорошие перспективы, которые пока в полной мере не реализованы. Понравилось также отношение к аэропорту руководства. И глава республики, и министры рассматривают его не как просто предприятие, а как ключевой объект, работающий на основной источник доходов региона - туризм, понимая, что без транспортной составляющей его развитие невозможно в принципе. И вот поэтому я уже почти два года здесь.

— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..

— Как я уже сказал, это не попытка покинуть Омск, а, скорее, длительная командировка. Тут два аспекта — личный и деловой. С точки зрения работы, проект действительно очень интересный. Впервые здесь я столкнулся с монополией перевозчика, а не аэропорта. Это характерно для небольших аэропортов, коим является Горно-Алтайск. Сейчас заканчиваю разработку программы экономического стимулирования авиакомпаний, для привлечения их на этот рынок. Чтобы и им это было интересно, и аэропорт развивался. Это вообще самый молодой аэропорт федерального значения в России. Ему всего лишь шесть лет отроду.

Когда я пришел на предприятие, текучесть кадров здесь составляла более 26% в год. Зарплата была крайне низкая. Первое с чего я начал, это как раз наведения порядка с командой, зарплатой и, естественно, бюджетом. Пришлось убеждать собственника, что платить такую низкую зарплату персоналу - себе дороже. Напомнил русскую классику: «Мертвые души» Гоголя. Были там два характерных персонажа Плюшкин и Собакевич, так вот у Собакевича крестьяне жили хорошо, сытно, в добротных домах — и отдача была соответствующая, а Плюшкин, наоборот, крестьян голодом морил и сам ходил как оборванец. Со специалиста только тогда можно требовать качественного выполнения квалифицированной и ответственной работы, когда у него соответствующие условия труда и зарплата. В среднем зарплату поднял на 80%, в конце года текучесть кадров упала до 7,6%. Провел ревизию договоров, тарифов, запустил новые рейсы. Получили хорошую прибыль. В ушедшем 2017 году поменялся собственник в предприятии. Сейчас основным собственником является АФК «Система». Они продлили со мной контракт, так что продолжаю работать здесь.

Есть планы помимо развития аэропорта как воздушных ворот республики, превратить его в Мекку для авиации общего назначения (АОН), по образу и подобию того как это сделано в Ошкоше, в США. Эффект тут двойной. Помимо экономики самого аэропорта, это еще и привлечет в республику дополнительное количество туристов. Этот сегмент гражданской авиации в России развивается пока медленно, в силу объективных причин, но за ним большое будущее. Кстати, развитие АОН в Омске на базе аэропорта Омск-Центральный — тоже очень перспективное направление. Новому руководству города и области стоит обратить на это внимание.  

С точки зрения среды обитания, республика Алтай — просто уникальное место. Климат тут значительно мягче. Красота просто неописуемая. Город очень чистый и ухоженный. Много зелени. Бросается в глаза то, что во время дождя абсолютно чистые машины. Причина до банальности проста: улицы постоянно убираются, трава выкашивается, кустарники подстригаются. Чувствуется в городе и республике хозяйская рука.

Буквально поразил один эпизод, с которым столкнулся первый раз. Еду утром на работу, еще темно, идет снег, и вдруг наблюдаю картину, как сотрудник ГАИ на пешеходном переходе, подсвечивая светящимся жезлом, остановив движение, провожает стайку школьников переходящих дорогу. Ну, думаю, какой молодец. Проезжаю через некоторое время, вижу аналогичную картину на другом переходе. Оказывается, в республике на самом высоком уровне принято решение, обязывающее сотрудников ГАИ в темное время суток, при плохой видимости сопровождать школьников на переходах в районе школ. Просто молодцы! И у нас в Омске, мне кажется, это начинание тоже бы не помешало.

— И все же, вы хотя бы иногда грустите по Омску, по кому и по чему: по людям, по местам, по событиям?

— Ну, особо скучать не приходится по двум причинам. Во-первых, некогда, работы много, а во-вторых, я все же несколько раз в год бываю в Омске. У меня есть еще и общественная нагрузка: я являюсь руководителем Омского регионального отделения Ассоциации частных пилотов и владельцев воздушных судов (АОРА Россия), объединяющего пилотов АОН Омской области. Расстояние до Горно-Алтайска — всего 1000 километров по прямой, поэтому мне проще: сел в самолет, взлетел и через три часа я в Омске. Кстати, я уже говорил, что АОН в России очень перспективна. Расстояния между населенными пунктами очень большие, дороги не везде, как у нас в Республике Алтай, и поэтому добираться на самолете и быстрее, и безопаснее. Самолеты АОН по стоимости соизмеримы со стоимостью хорошего автомобиля, а аэродромом для них может служить и полоса международного аэропорта, и просто ровная поляна на краю села.

В командировки я практически на машине не езжу — только на самолете. В тот же Новосибирск. На машине — семь часов в один конец, на самолете — максимум полтора часа. Гостиницы не нужно, успеваешь за один день обернуться, бензина, такого же автомобильного, тратишь почти в два раза меньше и главное - безопаснее.

Но все равно, конечно же, скучаю. Прежде всего по людям. Семья, друзья. У меня очень много друзей, коллег по работе, просто хороших знакомых. Не зря известный французский писатель Экзюпери сказал: «Величайшая роскошь — это человеческое общение». Кстати, он тоже был профессиональным летчиком.

— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.

— Все всегда когда-то заканчивается. Закончится рано или поздно и моя «длительная командировка» в красивейшее место России Горный Алтай. Конечно же, я вернусь домой в Омск. И, конечно же, буду скучать теперь уже по Горно-Алтайску. Так уж устроен человек.

— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?

— Нет, конечно. Мало есть регионов, которые накладывают свой неповторимый отпечаток на человека, там проживающего. Я, естественно, не имею ввиду чисто внешние, национальные признаки. Сразу видно человека с «крайнего Севера», по говору сразу видишь вологодских. Москвичей, не в обиду будет сказано, и по говору и по поведению сразу можно отличить. Омичей — наверное, нет. По крайней мере не берусь выделить какие - либо общие черты. Но вот когда в республике попадается машина с номером из 55-го региона, сразу хочется остановиться и поздороваться.

— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?

— Что такое «глобальная омская диаспора», мне неизвестно, а в Горно-Алтайске, к сожалению, выходцев из Омска нет. Но в скором времени будут. Одна из омских компаний выиграла тендер на солидный объем дорожных работ в республике и несколько лет будет работать здесь. Мне очень приятно, что это мои земляки, тем более мы давно знакомы.

— Можно представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?

— Я уже говорил, что по окончании моего контракта, скорее всего, вернусь в Омск. Слишком тут много того, что меня здесь держит. А что касается изменений, то да, я хотел бы многое тут изменить. Прежде всего экологию. Когда прилетаешь в Омск после долгого отсутствия, первое, что бросается в глаза — это черный снег и нефтегазовый аромат, от которого я в Горном уже отвык. Здесь в Горно-Алтайске нет ни одной котельной на угле, все переведены на газ. А до этого, как мне рассказывали, тут тоже все было черным - черно. Давно взят курс на альтернативную энергетику. Ежегодно вводятся солнечные электростанции. В этом году ввели первую очередь очередной СЭС прямо в районе аэропорта. Вообще экологией здесь занимаются очень серьезно. Для Омска, думаю, это более чем актуально. Хочу, чтобы дороги были в Омске не только хорошего качества, как в Горном, но и такие же чистые. Омск давно пора просто прибрать. Помыть, почистить, подстричь. И не только во время субботника, а делать это на постоянной основе.

— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.

— В общих чертах я уже рассказал о своих хотелках. Главная причина нашего омского «нестандарта», отставания от других регионов, — в гигантомании. То, что делалось в регионе последние четверть века, можно сравнить с ситуацией, когда человек, имея достаточно скромные доходы, вдруг замахнулся на строительство огромного трехэтажного коттеджа. Дескать, удивлю всех, пусть видят, какой я крутой. Реализовать задуманное, естественно, с его скромными доходами ему не удалось, вот он и живет много лет в полупостроенном каркасе дома, отделать который денег нет, окна везде вставить денег нет, подключиться к сетям, выполнить благоустройство на участке денег нет. Все заработанные деньги тратятся на то, что бы хоть как-то обогреть выгороженную часть дома, кое - как прокормить семью и выплачивать проценты банку за сдуру набранные кредиты. Продать этот горе недострой и купить дом или квартиру по своим доходам, он не может, в таком виде он никому не нужен. Вот и живет — мучается. Так и мы. Имея идеально расположенный аэропорт, загруженный на 10-15% своих мощностей, решаем удивить весь белый свет и построить «Международный  Мультимодальный бла-бла-бла Транспортный Узел» с пропускной способностью, превышающей все аэропорты Западной Сибири вместе взятые. Это всё равно, что построить в Кормиловке стадион с таким количеством мест, что всего населения трех ближайших районов хватило бы только до второго ряда.

Или взять метро. Тех денег, что ушли на эту стройку двух веков, хватило бы на то, чтобы в городе все перекрестки сделать в двух уровнях и решить транспортную проблему раз и навсегда. Быстро и без пробок. А вместо одного метромоста построить три автомобильных. Про плотину на равнинной реке, стоимостью во многие и многие миллиарды рублей, при этом даже без мостового перехода, я вообще промолчу. Тут логики нет вообще никакой. Экономика — дама хоть и капризная, но абсолютно точная. И такие фокусы у нее не проходят. Вот как только бросим заниматься возведением Нью-Васюков, а займемся конкретным делом обустройства среды обитания, — по генплану, выполненному специалистами, на основании выводов и прогнозов, сделанных специалистами, прекратив волюнтаризм, — так все и наладится. Планомерно и постепенно.

Автобиографическая справка С. Ф. Круглова

Родился в 1952 году под Владивостоком. Закончил школу №88 города Омска, затем Омское летно-техническое училище гражданской авиации (ОЛТУГА, 1973), Ордена Ленина Академию ГА в Ленинграде (1982), Московский государственный технический университет ГА (2002). Вся трудовая деятельность связана с омской авиацией, кроме последних двух лет.  

Автор:ВОмске

Фото:из личного архива и аккаунта Сергея Круглова в Фейсбуке

Теги:интервью с бывшимиСергей Круглов


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 141 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 119 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1427527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1718112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2829106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

875512 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх