Интервью с бывшими. Анна Бабанова
Режиссер, работавший в театрах от Калининграда до Сахалина, полагает, что города и театры, как рыба, гниют с головы...
3906110 февраля 2018
Анна не коренная омичка, но она прожила и работала в Омске несколько лет, ей есть с чем сравнивать, поэтому ее критичный взгляд на город извне органично дополняет другие публикации этой рубрики.
— Анна, где вы сейчас постоянно живете?
— Я сейчас живу в Норильске. Работаю главным режиссером в Норильском Заполярном театре драмы.
— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?
— Я не пыталась. Мне поступили предложения из нескольких театров, например, из Южно-Сахалинского театра. Также я вела переговоры с Краснодарским драматическим театром, но в результате выбрала Норильск. В Омске я была очередным режиссером, потом на место главного режиссера пришел Георгий Зурабович, ему не нужен был второй режиссер. А мне хотелось быть самостоятельным художником, чтобы самой руководить всем театральным процессом. И когда выпал такой случай, я благополучно уехала в Норильск.
— Кто был инициатором «развода»: вы или город?
Омск не был инициатором. В данном случае инициатором выступил Омский Драмтеатр, а конкретно Бывалин Мир Неонович и Цхвирава Георгий Зурабович, потому что со мной не был продлен контракт. Если бы договор был подписан, то я бы осталась на какое-то короткое время, а затем все равно приняла бы предложение Норильского драмтеатра.
— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?
— Сейчас я руковожу театром, насколько успешно, оценят скорее театральные критики. Я не могу сама про себя сказать: «Я успешна». Не я должна оценивать. Это можете посмотреть в интернете, позвонить Олегу Семеновичу Лоевскому. Недавно у нас на спектаклях были театральные критики, например, Владимир Спешков. Он написал отзыв в Фейсбуке. Вообще я не хвастаюсь. Отвечать на такой вопрос мне неловко.
— По кому и по чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?
— Ни по чему я не грущу. Время идет вперед, и зачем мне грустить по чему-то, что уже закончилось.
— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.
— Нет, не тянет. Моя семья здесь, у меня любимая работа. Омск не моя родина, я была человеком приглашенным. Тянет приехать в резиденцию к Дамиру Муратову.
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— Есть люди «пассионарии» и «антипассионарии». Первые собирают вокруг себя хороших людей, генерируют какие-то открытия, а вторые — все уничтожают. В Омске и тех, и других хватает, но я, к счастью, встречала больше хороших. У меня остались друзья в Омске, которые, буквально вчера посылку прислали. Я часто получаю от них посылки. Шлют варенье, носки теплые, как будто на севере мерзнем. Это очень приятно и трогательно. И мы им тоже что-нибудь отправляем.
В Омске очень интеллигентный зритель. Это одна из причин, почему я не согласилась работать в Краснодаре, потому что там зритель… другой. Хотя и говорят, что омский зритель консервативный, но мне кажется, что он способен воспринимать разный театр. Город развит и воспитан театрально. Это в нем не убито, хотя могло быть и лучше. Например, с ТЮЗом проблемы: был режиссер, а сейчас непонятно, что происходит. Видимо, и правда «рыба гниет с головы»: кадры не могут подобрать, интригуют, делят все, никак поделить не могут.
Возможно, дойдет до какой-то точки, и люди поменяются. У вас сменился министр культуры, может что-то и изменится, хотя вряд ли: сколько их уже приходило, и ничего не менялось.
Новости из Омска узнаю от театральных критиков, которые бывают в вашем городе, а потом приезжают сюда.
1Я пригласила несколько актеров из Омского ТЮЗа после того, как там все развалилось, например, Марину Журило. Она всем довольна: и работа есть, и зарплаты другие. Я приглашала троих ведущих актеров, но у кого-то родственники отказались сюда ехать, у кого-то другие причины. Еще ко мне просились артисты из Драмы, но актеры такой фактуры у меня уже есть.
Черты «омскости» — интеллигентность, доброта, — сразу видно, что это сибиряки. Это люди, которые могут дружить, помогают друг другу, склонны к правде, отзывчивые, без пафоса. Мне попадались люди без интриг, которые могут создать вокруг себя творческое поле. Я общалась и с художниками, и с людьми из кукольного театра, и из других сфер.
Про «антипассионариев» говорят «омское болото». Это те, которые давно сидят на своих местах, и они нацелены на уничтожение. Показательна история с Владимиром Золотарем. Среди таких людей распространено стукачество, интриганство, злость, пока они не добьют человека, они не успокоятся.
Причем все это не ради дела, а не понятно для чего. Вспоминаю, как на одном из сайтов люди постоянно травили кого-либо, причем некоторых комментаторов можно было узнать.
— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?
— Поддерживаю связь с Дамиром Муратовым. Он недавно приезжал к нам. В рамках лаборатории современной драматургии была организована его картинная галерея. При этом в своем родном городе Дамир, я считаю, недооценен, хотя это гениальный художник, которого знает весь мир, и может принести славу вашей земле. У меня есть небольшая коллекция его работ. Футболки с его картинами, не только с «Соединенными штатами Сибири», которые у всех есть, но и такие, которых ни у кого нет.
По моему приглашению как художник-сценограф он приедет в Норильск ставить спектакль с Евгением Ибрагимовым. Они вместе работали над спектаклем «Завирухи Шишова переулка: Василеостровские притчи» в Большом драматическом театре им. Г. Товстоногова.
Поддерживаю связь с актерами из драмтеатра, ТЮЗа, с сотрудниками литчасти. Иногда я к ним обращаюсь за помощью. Омский Драмтеатр я очень люблю. Также общаюсь с ребятами из молодежной студии Александра Гончарука, многие из них остались в Омске, многие уехали в другие города: Москву, Ярославль, Воронеж, кто-то у Николая Коляды выучился, пьесы теперь пишет.
В Норильске омского землячества нет. Здесь другая система: тот, кто прожил в городе больше пяти лет, автоматически становится норильчанином. Не важно, откуда ты: из Омска, из Москвы, или Санкт-Петербурга. Кто здесь задержался, становится членом братства. Потому что здесь все экстремально. Ты здесь как на острове — больше, чем где-либо развита взаимопомощь.
Я приехала в 2013 году, и меня уже записали в норильчанки, потому что я изучаю местную историю, которая очень интересна. Здесь располагался Норильлаг, и я уже поставила один спектакль на тему норильлага «Жди меня, и я вернусь». Сейчас выпустила «Норильские анекдоты» уже про современный Норильск.
Плохие люди здесь не задерживаются — их Норильск выплевывает. Поэтому здесь все с человеческим лицом, какое место бы ни занимали. Здесь очень много хороших людей, а может, мне такие попадаются. Не знаю. Мне здесь комфортно.
— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?
— Нет. Я думаю, что в одну реку дважды не входят. Из 30 человек, который играют в Заполярном театре, я привезла 18. Это много значит. У нас сложилась дружная команда.
— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Думаю, что не хватает кадровой политики. Многие города, например, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, расцветают, растут, а Омск — захолустный городочек. Построить станции метро, но не построить само метро, это уже даже не смешно. Дороги — самые ужасные в России. И это во всем.
Если будут городом руководить честные люди, то, может быть, что-то измениться. Может нужно уже менять руководство, может быть, кто-то слишком долго засиделся. Каждый омич на своем месте что-то делает. Еще раз приведу пример Дамира Муратова. Он что-то делает, но это никому не нужно. Слышала, карту Любинского проспекта выпускают, многие что-то делают, но отношения к их деятельности никакого, мне кажется, ничего из этого не выйдет. Чтобы что-то сдвинулось с мертвой точки, возможно, нужно кадры менять, ставить более молодых.
Биографическая справка:
Анна Бабанова окончила Российскую академию театрального искусства, актерский факультет (1994, курс В.Н. Левертова), режиссерский факультет (2005, курс Л.Е. Хейфеца). В течение пяти лет работала актрисой в Театре Российской Армии, в Камерном театре, в Театре под руководством Армена Джигарханяна. Как режиссер работала в Омском академическом театре драмы, сотрудничала с Омским театром-студией под руководством Александра Гончарука, Омским ТЮЗом, Новосибирским академическим театром «Глобус», драматическими театрами Кургана и Семипалатинска, Калининградским музыкальным театром, «Чехов-центром» на Сахалине. Участвовала во всероссийских и международных театральных фестивалях («Новая драма», «Золотой конек», «Академия», «Коляда-PLAYS», «Молодые театры России», Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, «Золотая маска» / «Маска Плюс») и режиссерских лабораториях (К. Гинкаса, С. Женовача). С 2013 года работает в Норильском Заполярном театре драмы им. В. Маяковского.
Фото:из аккаунта Анны Бабановой в Фейсбуке
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97014 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80615 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии