Дмитрий Иванов: «Когда я впервые попал в цирк, мне жутко не понравилось…»
Гендиректор компании «Росгосцирк» дал «ВОмске» эксклюзивное интервью об антикризисных мерах и успехах российского цирка, о Монте-Карло, Магнитогорске, покупке слонов, юбилейных планах, а также о том, почему юношей он долгое время отказывался ходить в цирк.
593014 февраля 2018
- Дмитрий Евгеньевич, в сентябре 2016 года вы получили в наследство большое и сложное хозяйство и оценивали состояние компании как критическое. Удалось ли воплотить в жизнь антикризисный план? Какими самыми яркими достижениями вы гордитесь?
- Я возглавил компанию, у которой был долг в 700 миллионов рублей. Все счета были заблокированы, люди не получали заработную плату, животных невозможно было кормить, перевозить… Вся система циркового конвейера была парализована. Я понимал, что компания стоит в одном шаге от края пропасти и все может закончиться плачевно. Если мною не будут предприняты решительные шаги, последует крах всей системы.
1- Не могу не спросить, почему так случилось?
- Если коротко – думаю, причиной стало халатное отношение предыдущего руководства к уплате налогов, фондовых страховых выплатах и так далее… Все организации на это очень быстро реагируют и блокируют счета, чтобы побудить руководителей филиалов закрыть долги. Но этого сделано не было, всё было пущено на самотек и привело к финансовому коллапсу.
- С чего вы начали и на чем, точно знали, будете делать акцент?
- Первоочередные задачи – в течение года произвести финансовую стабилизацию всей компании. Отрегулировать работу артистического конвейера. Погасить долги и открыть счета, чтобы люди могли работать. До конца 2016 года это удалось сделать. В январе 2017 года началась разблокировка счетов, и «Росгосцирк» постепенно вернулся к возможности спокойно и планомерно работать.
Затем мы провели творческий анализ существующих программ, и в результате годовой работы сократили 51 цирковой номер, который не пользовался спросом. Это были номера, которые не соответствовали художественному уровню, их не хотели брать ни директора, ни прокатчики. Были номера, которые десятилетиями держались на временных простоях – есть у нас такое понятие. Артистов не увольняли, они не работали в конвейере, но, тем не менее, находились при цирке, получали зарплаты… Почему их не увольняли раньше, мне и доселе неизвестно. Мы привлекли к работе экспертную комиссию, в которую входят уважаемые люди, решение не принималось мною единолично, а было коллегиальным. Таким образом, мы провели «инвентаризацию» творческого состава, оставив лучших. Мы не «рубили сплеча», давали возможность продемонстрировать потенциал, помогали, разговаривали, обсуждали, кто-то был направлен на репетиционный период... Тем не менее, расформированные сегодня номера – это своего рода скидывание балласта.
К тому же мы внимательно проанализировали все штатные расписания наших филиалов и поняли, что есть проблемы. Например, в одном из филиалов было пять водителей и всего одна машина. В одном из цирков были парикмахеры, визажисты, садовники, официанты, а где-то – восемь газосварщиков. В результате около 1100 человек мы вынуждены были сократить. Тем не менее, цирки работают, и они работают продуктивно: в результате оптимизации нам удалось высвободить денежные средства и увеличить заработную плату по всей системе в среднем на 7,5 процентов.
- Часть номеров сократили, но наверняка появились новые?
- Что касается новых номеров, мы очень активно начали работать с подведомственным нам Центром циркового искусства. Его основная задача – создание, модернизация и обновление циркового конвейера. Плюс к этому мы – и это беспрецедентный факт! – сделали новую программу на базе выпускного курса училища циркового и эстрадного искусства им. Румянцева (Карандаша). Несмотря на не очень большое бюджетное финансирование в общем объеме, мы создали две программы. Одна шла по линии государственно-частного партнерства, когда есть продюсер, финансовые ресурсы, возможности… Мы соединили наши усилия и создали программу «Цирк на льду». Я был удивлен, ведь, оказывается, во всей системе не было ни одной программы на льду, хотя в советские времена их было две, и они шли с успехом – как одно из интересных, пользующихся спросом направлений. В нашей новой программе, премьера которой состоялась летом 2017 года в Тверском цирке, помимо артистов на коньках на лед выходят белые медведи. Все это в сопровождении качественных световых эффектов, хорошего звука, - и очень красиво, зрелищно.
Вторая программа называется «Звездный круиз», и очень приятно видеть в ней молодые лица. Все же артистический конвейер старится, очень важно вести работу с молодежью. Но нельзя просто «выбрасывать за борт» тех людей, которые долгие годы проработали. Мы ведем с ними беседы, предлагаем преподавательскую и наставническую деятельность, чтобы их номера и их опыт постепенно перенимали молодые руки, – и у нас это получается.
- «Звездный круиз» - это, по сути, спектакль, а какова сюжетная линия?
- Рассказывать о спектакле словами достаточно сложно, лучше один раз увидеть. Но та идея, которая была предложена сценаристами, режиссерами, композиторами и художниками по костюмам – весьма оригинальна. Это новое или, скорее, слегка забытое старое слово в цирковой драматургии, когда воедино соединяется и театр, и юмор, и животные, и костюмы, и декорации - и все это со сквозным сюжетом. Спектакль, конечно, требует доработки, потому что у нас не фиксированный вид искусства. Цирковое представление – это не изданная книга или фортепианный концерт, его можно и нужно совершенствовать, «рихтовать».
- Дмитрий Евгеньевич, небольшое «лирическое отступление»: какой вы сами любите цирк, артистам какого амплуа отдаете предпочтение?
- Никаких предпочтений, признаюсь честно: я люблю смотреть на искусство талантливых людей. Мой ценз: талант, обаяние, артистизм, трюк, дрессура – именно это формирует отношение и к артисту, и ко всей программе.
- Вас, наверное, нередко спрашивают о первом походе в цирк и о впечатлениях...
- Вы знаете, когда я первый раз пошел в цирк, мне жутко не понравилось. Это было в моем родном городе (Дмитрий Иванов – уроженец Ижевска – прим. ред.), провинциальном, слегка депрессивном, закрытом, связанном с военно-промышленным комплексом: его патронировал Дмитрий Федорович Устинов, министр обороны СССР. Туда никого не пускали, оттуда не особо выпускали… Но волею судеб – и силами военнопленных – в 1942 году там был построен цирк. Война в разгаре, и вдруг в маленьком городишке открывают цирк – представляете, как, должно быть, опешил Гитлер, узнав об этом!..
Прошло много лет, сейчас мне трудно вспомнить, кто тогда выступал. Скорее, «сработали» другие факторы: был жуткий мороз, около -40 градусов. В цирк я шел по холоду, внутри помещения тоже было не шибко тепло, системы вентиляции в то время не было, сильно пахло животными… Видимо, программа меня не очень впечатлила, закончилось представление поздно, так что домой надо было возвращаться почти в ночь по лютому морозу. Не могу сказать, что это был лучший вечер в моей жизни. (Смеется.)
Так возникла пауза: длительный период моего необщения с цирком. Когда мне говорили: «Пойдем в цирк!» - я отвечал: «Да никогда!» В приоритете был театр, филармония, выставки и другие рафинированные виды искусства. Поскольку появилось музыкальное образование, я слушал классику, также много читал. Когда же судьба привела меня в цирк в Екатеринбурге, и я посмотрел одну из программ, то понял, что же я в этой жизни упустил!.. Кстати, это был «Цирк на льду» под руководством, как сейчас помню, Николая Рыжкова, и я был потрясен спектаклем. Как это было талантливо, эстетично, красиво… И во всех смыслах тепло! Тогда я начал семимильными шагами нагонять то, что не увидел, не посмотрел, пропустил…
- Вернемся в наше время. Вы сказали, что повысился уровень зарплат. Можете привести в пример другие финансовые показатели успешности вашей деятельности?
- Мы выполнили те задачи, которые обсуждали с министерством культуры. У каждого руководителя подведомственного учреждения есть планы с целевыми показателями эффективности. Так вот, свои сегодня мы выполнили и даже перевыполнили – от 8 до 75 процентов плюсом. Это показатели по валовой выручке, по количеству представлений, по ценообразованию, по околоцирковой деятельности… Мы перевыполнили план по всем семи позициям, заданным учредителем, и это замечательно. Смело могу сказать, что та задача, которую я сам перед собой ставил и о которой вы спрашивали в самом начале – стабилизировать процесс и работать в нормальном режиме – нами решена. Это большая командная работа.
Плюс к этому – огромное количество поездок за год. Завтра я выезжаю в Нижний Новгород, через неделю – в Ставрополь. Осталось десять филиалов, которые я не посетил, из них два недействующих, тем не менее, их судьбу надо решать. Остальные посещу в ближайшее время. Не «пощупав» все на месте, не пообщавшись с директором, с губернатором, представителями региональных властей, сложно давать оценки и делать выводы.
- У вас есть, наверное, личная «карта» регионов-«отличников» - и наоборот…
- Есть «отличники», есть «ученики» послабее… Вот сейчас неприятности в Магнитогорске с директором цирка: он был задержан за получение взятки. Хотя, честно говоря, когда возвращался накануне с фестиваля из Монте-Карло, у меня уже созрело решение о его увольнении – возможно, интуитивно. Но вопрос решился сам собой. В целом мы обращаем внимание на директорский корпус, работаем с ним, вчера на собрании совета директоров разработали план обучения топ-менеджеров, в этом году откроем в школе-студии Московского художественного театра целый курс по набору управленцев. Кадровый резерв для нас очень важен. Это основа будущего циркового благополучия.
- Дмитрий Евгеньевич, финансовые успехи, конечно, показатель четкий и ясный, а есть ли обратная связь от зрителей или другие реакции, ориентируясь на которые, вы видите, что дело меняется к лучшему?
- Без сомнения. Один из основных таких показателей – победы артистов компании «Росгосцирк» на международных фестивалях. Например, в прошлом году на всемирном фестивале циркового искусства «ИДОЛ», который проводится в Большом Московском цирке под руководством братьев Запашных, из девяти наград шести были удостоены артисты Российской государственной цирковой компании. Я только что вернулся с фестиваля, который является самым значимым в нашем цирковом мире – это 42-й фестиваль цирка в Монте-Карло. Принимал в нем участие в качестве члена жюри. Российские артисты там из девяти наград получили три, из этих трех две достались артистам «Росгосцирка». Это очень серьезный показатель.
Мы начали приобретать животных, в частности, лошадей для номеров наших артистов. Впрочем, с лошадьми, как и с хищниками, которые размножаются в зоопарках и в цирках, проблема не так велика, гораздо бОльшая – со слонами. Долгие годы они не приобретались, поскольку существует запрет вывоза из тех государств, где они живут, но это вопрос межправительственного соглашения. Решение не будет стремительным, но если этим заниматься, вполне возможно будет усилить аттракционы. Кстати, у вас в Омске сейчас работает замечательный аттракцион под руководством народного артиста России, лауреата государственной премии Николая Павленко. Он получил «золото» в Монте-Карло, это действительно один из моих любимых аттракционов и мы в этом году приложим усилия, чтобы сделать эту программу еще более достойной. Николай Карпович всю жизнь отдал дрессуре, и он знает все о хищниках. Посмотрите, с какой легкостью и элегантностью он работает с ними, аналогов в мире по дрессуре для меня не существует. Так что вам повезло, что у вас сейчас такой аттракцион!
Активизировалась зарубежная работа. Мы продолжили налаживать связи с западными импресарио. Мне очень приятно, что расширилась география наших гастролей, и мы включили в этот «оборот» и те цирки, которые не входят в состав компании: это и ближнее зарубежье, и некоторые цирки на территории РФ. Они начали работать в конвейере, более того, уже есть обращения тамошних губернаторов о передаче региональной собственности в федеральную – это тоже показатель.
- Какие международные туры ждут россиян в ближайшее время?
- Буквально пару дней назад начались переговоры с итальянской семьей Тони, которая сегодня находится на Украине и хотела бы организовать тур по России. У меня есть предложение о создании спектакля в Санкт-Петербурге с одним из выдающихся итальянских режиссеров Антонио Джарола. Вчера по ту сторону телефонной трубки был Павел Брюн, один из лучших цирковых режиссеров, который работал и в Цирке дю Солей. Он передал, что и легендарный режиссер Франко Драгоне, поставивший для «Цирка солнца» восемь неповторимых шоу и работавший с мировыми звездами (в России, например, с Филиппом Киркоровым), проявляет интерес… Тем более, впереди у нас важная и знаменательная дата. В 1919 году был подписан закон о создании государственного цирка, поэтому в следующем году мы будем праздновать столетие советского российского цирка!
- Какие планы вы ставите на 2018 год?
- Создание нескольких спектаклей, создание отдельных номеров и аттракционов, продолжение работы по модернизации цирков, потому что, как известно, многие были построены и введены в эксплуатацию в 70-е годы и сегодня требуют пристального внимания. Очень благодарен министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому, что обратил внимание на эту проблему. В прошлом году было введено в эксплуатацию три цирка: во Владивостоке, в Кисловодске и в Нижнем Тагиле. Это рекордное количество за все это время! Мы продолжаем эту работу, потому что я убежден: люди должны приходить в комфортное здание, с хорошим светом, звуком, удобными креслами – чтобы для них это было удовольствие, радость, праздник! И, без сомнения, безопасность.
- Сами вы сегодня – частый зритель циркового представления?
- Еженедельно посещаю представления в разных городах. На неделе, к сожалению, не имею возможности смотреть программы, поэтому совмещаю приятное с полезным, выезжая в регион: осматриваю здание, общаюсь с директорами, заодно смотрю программу, делая определенные выводы. И всегда думаю о том, что в этой профессии, профессии циркового артиста, можно оставаться, только обладая определенной степенью фанатизма.
- Последний вопрос. Вы сидели в разных креслах: и концертмейстера, и депутата, и гендиректора цирка, и министра культуры Удмуртии… В вашей нынешней должности вам комфортно? Интересно? Нравится?
- Вы знаете, когда получается – нравится, когда не получается – не нравится… Я прошел большой путь, пожалуй, но, скажу честно, я не стремился сюда. Говорю об этом откровенно. Но когда все чаще слышал от артистов и коллег, мол, ты должен это сделать, это твоя миссия, иначе развитие российского цирка может пойти по другому пути, - это стало для меня решающей аргументацией. Да, очень непросто, много проблем, в том числе психологического и эмоционального порядка, потому что ты работаешь с людьми, и людьми непростыми… А организационно система монопольная, простирающаяся от Владивостока до Калининграда. Огромные расстояния, постоянные климатические, временные, температурные перемены – приходится все это держать на контроле.
℗
Фото:со страницы героя в Facebook
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии