И дольше века длится акт…

Два часа секса от актеров Лицейского театра глазами неангажированного зрителя: еще немного о «Хороводе» Шницлера и Шальши.

6610218 октября 2016
И дольше века длится акт…

Скандальная театральная постановка по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера «Хоровод», которая была написала в 1897 году, долгое время считалась непристойной. Позже отношение к ней изменилось, жители Европы увидели эту постановку. Однако в 21 веке в сибирском городе вокруг нее разыгрались нешуточные страсти.

Искра, из которой разгорелось «пламя», незамысловата: изначально премьеру «Лицейского» назначили на 8 июля, День семьи, любви и верности. Постановку анонсировали на телевидении, и после этого раздался звонок из омской Епархии: мол, негоже такой день ТАК отмечать. И понеслось… Директора департамента культуры Владимира Шалака, конечно, не оставили в стороне. Несмотря на то, что тот прекрасно знал о готовящейся постановке (по логике именно он должен был подписывать контракт с банком, который выделял спонсорские сотни тысяч на постановку пьесы), чиновник высказался категорично. Да, негоже. Особенно для «лицеистов». А с учетом того, что на самом пике в тот момент была история с новосибирским «Тангейзером», постановку тут же с ним и сравнили: «повторения хотите?» Тему с радостью подхватили охочие до любых инфоповодов СМИ. Раздули пожар. В красках расписали, что Шалак распорядился снять спектакль в связи с его порнографической направленностью.

1

В результате к спектаклю, премьеру которого резко отменили, намертво приклеилось определение «скандальный».

Что получается, когда люди идут на «скандальный» спектакль, а он таковым не является? Разной степени разочарование.

Именно его так или иначе выражали те, кто прогуливался по холлу театра Ермолаевой, который в итоге и «приютил» труппу «Лицейского», в антракте спектакля. «Не вижу ничего скандального», «Ожидали спектакль-провокацию, получили спектакль-быль, картинки из жизни», «Может быть, когда-то подобным и можно было удивить, но сейчас…»,

Сюжет пьесы, которую на омской сцене поставил австрийский режиссер Петр Шальша, незатейлив. Десять мини-новелл, два героя в каждой. Старт «хороводу любви» дают солдат и уличная девка: короткая беседа, короткий секс, короткое вербальное «послевкусие». После солдат пристает к горничной (схема развития событий та же). Горничную соблазняет молодой господин, который в следующей новелле оказывается в объятиях молодой дамы. Дама делит брачное ложе с супругом. Ее супруг проводит вечер с премилой девушкой. Та занимается любовью с поэтом. Поэт домогается актрису. Актриса имеет связь с графом. Граф наконец-то замыкает порочный круг и просыпается в одной постели с уличной девкой. Никакой морали, финал, занавес, аплодисменты.

Как выглядит секс по-австрийски на сцене омского театра?

Самым пуританским образом: полностью спрятан за ширмой, под одеялом, за стеной и так далее (иногда только ноги торчат или тени мелькают). Для того, чтобы углядеть в происходящем на сцене порнографию, нужно обладать недюжинной фантазией (или, например, удостоверением сенатора СовФеда). Что там порно: на сцене в эти моменты и самих героев углядеть невозможно!..

Чтобы в те краткие моменты, когда сластолюбцы сливаются в невидимом порыве страсти, зритель не заскучал, режиссер выгнал на сцену четверку молодых вокалистов: джинсы, бейсболки, серые футболки с надписями (названиями известных парков, ресторанов, отелей в Вене, где и происходит действие пьесы). Пока двое актеров где-то там, в глубине сцены, изображают акт любви, «студиозусы» услаждают зрительский слух фрагментами оперетт и милыми песенками Марлен Дитрих в современных аранжировках.

Гораздо более сильное впечатление, чем игра актеров, производили сидящие в зале служители омской церкви – хотя те и не играли. Лица обоих священнослужителей не оставляли ни малейших сомнений в греховности происходящего – и не оставляли спектаклю никаких шансов на иное мнение. В антракте священники даже с места подняться не могли, сидели как пригвожденные, молча страдали. «Мы рукоплескали своей погибли», - в лучших традициях русской православной церкви высказался потом один из них. В общем, и здесь разочарование – но не отсутствием, а явным наличием скандала.

Конечно, сколько людей – столько и мнений. Свое лучше составить, посмотрев  спектакль своими глазами. Быть может, вы увидите в видеозаставках с фотохроникой, разделяющей новеллы, лишь виды Вены – а возможно, для вас обыденность пейзажей подчеркнет обыденность происходящего на сцене. Может быть, возмутитесь, что «на сцене унижают женщину и попирают любовь», — а может быть, подумаете, что женщины хотят секса не меньше мужчин, а мужчины хотят любви не меньше женщин. Может, найдете в спектакле глубинные смыслы и будете долго рассуждать о «страстях и пороках человеческих», а может, и не найдете. И не будете.

…А в Омске уже – новое «шоу-маст-го-он». По примерно тому же сценарию разворачивается новое действо под названием «а Борис Ротберг против!» Директор омского музыкального театра отказал в «пристанище» петербургскому театру и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Как сообщает «Радио Балтика», «угольком» в новом «костре» недовольства стало официальное обращение активистов общественного движения «Семья, любовь, Отечество», по мнению которых творчество Эндрю Ллойда Уэббера – это  «непрерывное богохульство с попиранием сакральных смыслов».

Вот он, настоящий хоровод нашей жизни, где религия, искусство и капиталы имеют друг друга с завидным постоянством, переменным успехом и сомнительным удовольствием.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 114 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 104 человека



























Блог-пост

Олег Клишин

— Писатель

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

261812 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

284511 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

293806 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3000203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх