Божественный цвет

В омской галерее «Квадрат» проходит выставка «Сны цвета моря». Представленные на ней картины Натальи Прониной и Лидии Зарембы — шедевры цветовой гармонии.

307703 марта 2018

Наталья Пронина — гений цвета. Мы видим на ее картинах не буквальное прочтение визуального образа цветов, а изображение метафизической красоты, которую те в себе заключают.

Наталья Пронина

У ее цветов нет четких очертаний — они заполняют все пространство холста без остатка, вытесняя собой все остальные объекты материального мира. Она воспевает воплощенную в них абсолютную гармонию и делает это совершенным образом.

Наталья Пронина. «Прохлада летнего луга». Б., акв. 2016 год

Художник видит цветы взглядом крылатого существа, летящего над ними и воспринимающего их как краску, упавшую с Божественной кисти, но не достигшую поверхности земли, а волею Творца зависшую пятном в воздушном пространстве.

Наталья Пронина. «Безмятежность сада». 2017 год.

Она воссоздает ландшафт внутреннего сада, в котором «нет белого и черного, нет контрастов, всегда сумерки и запахи цветов, смесь дня и ночи». Ее образы ничего не выражают и ничего не обозначают. В них нет конкретности, зато есть легкость недосказанности с бесчисленными нюансами, полутонами и градациями.

Наталья Пронина. «Нежный олеандр». 2017 год.

Картины Натальи Прониной — это интуитивная живопись, которая становится возможной только на пределе творческой концентрации. Ее предназначение — замедлить внутреннее время до частоты, позволяющей воспринимать красоту, которая в другом, более динамичном состоянии остается неразличимой для глаз.

Наталья Пронина. «Повеяло свежестью». 2018 год.

На картинах Натальи Прониной это потоки света — они пронизывают полотно, и мы можем наблюдать его вибрации: свет солнца, свет луны заполняют собой пространство и превращают его в единое целое — в нем «грезы исчезают при свете дня, но тени остаются в его глубине».

Наталья Пронина. «Белый шиповник». 2012 год.

Такой мир не воспроизводит внешнюю реальность и не отражает ее. Он существует сам по себе. Входя в это пространство, не понимаешь, что с тобой происходит, ты ничего не ждешь и ни от кого не зависишь. В этот момент ты максимально близок к идеальному образу своего внутреннего «я». Ты оказываешься в символической сверхтекучей реальности, которая обволакивает тебя и напитывает экстрактом счастья.

* * *

Лидия Заремба упивается красотой женщины. Для того чтобы увидеть ее настоящей, она преодолевает внешнюю форму и обращается к ее внутреннему пластическому образу.

Лидия Заремба

У художницы сущность женщины выражается в цветовых отношениях, в которые та вступает с окружающим миром. Она отдается реальности, подхватывающей ее, как волна, и несущей дальше — в неизвестность.

Лидия Заремба. «Волна». 2017 год.

Картины написаны так, чтобы зритель думал, будто женщина заполняет собой пространство картины до тех пор, пока на нее смотрят. Она демонстрирует себя, но стоит отвести глаза, как она исчезнет, унесенная световой волной. Женщины находятся в непрерывном развитии, они необъяснимы и непредсказуемы. Они пребывают в состоянии непрерывного становления, подчиняют себе окружающий мир, меняющийся вместе с ними.

Лидия Заремба. «Жар». 2017 год.

Героини картин Лидии Зарембы обнажены, но лишь для того, чтобы мы лучше видели исходящий от них свет, который непрерывно движется в пространстве картины и наполняет собой всех, кто способен его видеть.

Лидия Заремба. «Где твои крылья». 2015 год.

1

Галерея «Квадрат» находится в том самом здании, где больше тридцати лет назад в Омске прошла первая выставка первого за пределами европейской части страны экспериментального художественного объединения — ЭХО. Художественно-графический факультет местного педагогического института (ныне университета) едва ли не с момента основания в начале шестидесятых и на протяжении всего советского периода был центром притяжения интеллектуалов — именно здесь они искали применение своему потенциалу. Вторая половина восьмидесятых стала временем, когда накопившаяся за десятилетия энергия прорвала идеологические препоны, и омская живопись и графика предстали во всем своем невероятном разнообразии. Это была высшая точка концентрации художественных талантов в Омске — на родине Михаила Врубеля, проведшего здесь первые три года жизни. «Сны цвета моря» — отзвук тех прекрасных лет, золотого перешейка между советской предопределенностью и непредсказуемостью нового времени.

Вячеслав Суриков,
редактор отдела культуры журнала «Эксперт».

Публикуется с разрешения редакции.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

140228 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 11 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 162 человека

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

143727 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

129323 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

146421 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

431925 апреля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх