Если лётчики поют, значит, это кому-нибудь нужно

В семье Поддубных никто не думал о музыке как о профессии.

265704 марта 2018
Если лётчики поют, значит, это кому-нибудь нужно

Он родился в победном 1945-м на омской окраине в семье украинца Ивана Поддубного, практически тёзки знаменитого русского атлета, и капризной польской панночки. Термоядерная смесь…

От отца унаследовал пламенную любовь к музыке и русской песне, от матери – прямую спину и гордый дух «кичливых ляхов».

Виктор Поддубный имел самые что ни на есть рабочие корни и жизненную перспективу сделаться потомственным слесарем. Или мастером. Как отец. Детство и молодость Ивана Никитовича прошли в Феодосии. Война застала его в Кишинёве. Потом была эвакуация в Петропавловск-Казахстанский, а оттуда — в Омск, на секретный завод имени Баранова.

«На «Баранова» работали мои родители, сестра, её муж, — рассказывает Виктор Иванович, — и я пятнадцатилетним пацаном пришёл сюда. Мы все вышли из «Баранова». Если сложить наш семейный трудовой стаж, то получится больше двухсот лет! И как поётся в одной замечательной песне, «мне ни за что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».

В семье Поддубных никто не думал о музыке как о профессии. Просто без музыки, без душевного пения под баян — так, чтоб сердце стискивало двумя руками, чтоб до жгучих слёз, — они не представляли своё существование. Музыка была их спасением. В прямом и переносном смысле.

«В лихие 90-е годы моя семья выжила благодаря тому, что я играл на баяне, — признаётся певец. – Представляете, «обслуживал» и бандитов и милицию! За мной приезжали на машине, увозили в какой-нибудь шалман, а я играл. Лишь бы заплатили. Потому что на заводе нам с женой зарплату не выдавали по полгода. А у меня два сына, и за квартиру платить надо, и жить вообще как-то надо. Ночь-полночь, драгоценная моя супруга Валентина Фёдоровна у окна стоит, ждёт-пождёт.

Я отдавал ей все заработанные деньги. А утром она шла в магазин: покупала хлеб, молоко, пряники… Так что баян и песни меня выручили».

Старший лейтенант запаса, слесарь-инструментальщик 6-го разряда, выпускник вокального отделения Омского музыкального училища имени Шебалина, тенор Виктор Иванович Поддубный в свои 72 года находится в прекрасной творческой форме.

Красиво войдя в «осень патриарха», он по-прежнему носит в голове «планов громадьё» и полон идей. Сейчас серьёзно готовится к майскому выступлению в госпитале для ветеранов войн…

«И вот я выхожу на сцену, — с улыбкой вспоминает он один из своих первых концертов, — небольшого роста, худенький, лысый. По залу гул, смешки. Разве скажешь, что я — лётчик, потомок польских дворян?! Но когда звучит песня, все вопросы отпадают сами собой. Потому что у меня такая установка – петь душой».

Русский тенор с украинской фамилией Поддубный на дух не выносит страстного и картинного исполнения народных песен. И величает всё это «непотребство» не иначе как «итальянщиной». Говорит, петь душой так, как это делают русские, не может никто в мире. Даже голосистые потомки Ромула и Рема. У русских, если хотите, другое звукоизвлечение, другая внутренняя вибрация, другой посыл.

Вот и теноры-кумиры Поддубного тоже не «импортные» – наши, родные: Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский. Благодаря им, Виктор Иванович открыл для себя удивительный и неисчерпаемый источник вдохновения – народную песню с её невероятной амплитудой переживаний: от буйного, безудержного веселья до могильной, стирающей до кровавых мозолей сердце тоски. «Я люблю русские народные песни, — говорит он, — а романсы – это вообще мой конёк».

Так и идёт Поддубный с песней да с романсом по жизни.

А ещё раньше в его судьбе случился учебный авиационный центр «Подгорная-1». Работал, говорит, себе слесарем, работал, а тут старший товарищ возьми да и расскажи про лётчиков, про полёты, прыжки с парашютом. Да с таким восторгом и воодушевлением!

Судьба Поддубного была решена в одночасье: «Мне было восемнадцать лет, и я загорелся стать пилотом. Прошёл сначала медицинскую комиссию, следом мандатную. Польские родственники по материнской линии насторожили, но не испугали. Социалистическая Польша была членом Варшавского договора, поэтому мне дали «добро» и красный свет.

Два года я самоотверженно учился летать на «Як-18». Нас готовили к войне самым серьезным образом. Очень хотел пересесть за штурвал реактивного самолёта, но врачи забраковали: рентген показал смещение носовой перегородки. Мне популярно объяснили: а вдруг кислорода не хватит, потеряешь сознание, машину угробишь…

«Друзья-однополчане», кто прошёл медкомиссию, дослужились до полковников, есть один генерал. Их тогда на десять месяцев в Кострому забрали, а мне велели ждать: сказали, будешь летать на «Ан-2».

Я ждал разнарядку из военкомата целых четыре года, но так и не дождался. Стал авиационным техником».

И вот тут, на самом интересном месте, история, которая уверенно двигалась в сторону военных аэродромов и новых звёздочек на погонах, вдруг оживилась и зашелестела страницами.

«Давным-давно, в солнечном Джанкое мой папа играл на мандолине, — рассказывает Поддубный, — потом освоил баян. Любовь к музыке передалась и мне: я тоже с детства любил баян. Отец переделал для меня инструмент из трофейного немецкого аккордеона. Посещал музыкальный кружок при заводском Дворце Культуры: мой педагог Леонид Харитонович Марштупа был музыкантом от Бога. Я пел в заводской самодеятельности. А потом решил штурмовать «Шебалинку».

Первый штурм вышел комом. Поддубный привык играть на баяне и петь сидя, а на экзамене нужно было всё это делать, как положено, стоя. Да ещё и под фортепиано! В общем, абитуриент растерялся и «не показал себя». Чтобы парень не пал духом, педагоги предложили ему позаниматься в вокальном кружке при ДК имени Дзержинского, где как раз учили петь под аккомпанемент фортепиано.

Поддубный репетировал целый год: разучивал «Ах, ты душечка, красна девица», «Степь, да степь кругом», но прикипел душой к неаполитанской песне. Ах, какая дивная была песня: «Скажите, девушки, подружке вашей, / Что я не сплю ночей, о ней мечтаю,/ Что всех красавиц она милей и краше,/ Я сам хотел признаться ей, / Но слов я не нашёл»! Её исполняли Сергей Лемешев, Эдди Фишер, Эл Мартино, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Марио Ланца. Не мудрено, что и Поддубный не устоял перед «иностранщиной»… На другой год он легко поступил в училище в класс к преподавателю Ольге Георгиевне Ляликовой.

1

…А однажды Поддубному предложили «спасти» театр имени Вахтангова.

Знаменитая труппа во главе с художественным руководителем, народным артистом СССР Рубеном Симоновым привезла в Омск спектакль «Фронт», где играли Василий Лановой и Михаил Ульянов. Но так случилось, что оперного тенора, исполнявшего по ходу постановки русскую народную песню «Ах ты, ноченька, ночка тёмная, ночь осенняя» после двух сыгранных спектаклей отозвали по месту работы в Москву. Срочно стали искать замену: бросились в театр музыкальной комедии – труппа на гастролях, обратились в филармонию — все теноры дают концерты по районам области. Пришли в музыкальное училище. Там, конечно же, сразу вспомнили про своего талантливого выпускника.

«Мы тогда жили в частном доме на 1-й Промышленной, — вспоминает Поддубный, — перекладывали с отцом печку. Тут прибегает гонец от директора музыкального училища. Беги, кричит, в «теремок» на прослушивание, в театре Вахтангова петь надо. А у меня руки по локоть в саже»… Поддубный исполнил на «ура» русскую народную песню, спас три представления москвичей и получил за свой самоотверженный сценический труд целых пять рублей!

На мой вопрос, почему не продолжил образование в консерватории, Виктор Иванович грустно махнул рукой: «Поздно было. В 1977-м, когда окончил музыкальное училище, мне уже 32 года стукнуло». Работал директором музыкальной школы в Тевризе, методистом в Омском отделении Всероссийского Хорового общества, учителем пения. Ну и разруливал, как мог, сложные отношения между родителями…

«Война калечила жизни людей без разбору. Так получилось, что отец обманул маму, — тяжело вздыхает Поддубный. — У него в Крыму в оккупации под немцами осталась жена с маленькой дочкой. После войны всё это вскрылось, его чуть не посадили за многожёнство. Но поскольку в семье росло двое малолетних детей: я с младшей сестрой, — отца оставили в покое. Но сам он до конца жизни мучился: жил на две семьи, разрывался: то в Крыму поживёт, то с нами.

В доме царила тягостная атмосфера. Мать так и не простила его. До самой смерти обиду держала гордая полячка…

Я всю жизнь прожил бок о бок с двумя женщинами: мамой — чистокровной полькой, и русской женой. И хочу сказать, как невыносимо было находиться с моей матерью — эта национальная неистребимая спесь, гонор! — и как мне до сих пор легко живётся с моей любимой супругой. Мы с ней, как в сказке Пушкина, уже «ровно тридцать лет и три года». Валентина Фёдоровна — выпускница Омского авиационного техникума. Работала вместе со мной на заводе. Не поёт. В сердцах иной раз может крикнуть: «Витя, у меня от твоего пения болит голова!» А я поддерживаю себя в форме: репетирую каждый день».

Сыновья Виктора Ивановича не пошли по его певческим стопам, хотя младший, Иван, названный в честь деда, окончил музыкальную школу по классу баяна. «Отыграл свои гаммы, арпеджио, академические концерты, — с улыбкой вспоминает Поддубный, — положил инструмент в чехол и благополучно про него забыл. А я настаивать не стал. Любовь силой не привьёшь».

Поддубный – счастливый дед: у него четверо внуков. Музыкой, правда, пока никто не занимается. Но это только пока. Вот отремонтирует Виктор Иванович маленький баян, на котором ещё Ваня играл, и подарит его пятилетнему Фёдору Ивановичу. И пойдут они вместе с дедом, крепко взявшись за руки, на подготовительное отделение в музыкальную школу…

«Я уже там был, — по секрету сообщил Поддубный, — всё узнал. Пусть парнишка приобщается к музыке. Фёдор Иванович у нас так славно поёт. Особенно вот эту: «Тик-так ходики, пробегают годики, жизнь – не сахар и не мёд, никто замуж не берёт!» Пора подбирать репертуар посерьёзнее».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:из семейного архива Поддубных

Теги:памятьмузыказавод Барановавойналюди


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

19821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17822 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

934104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3342114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4388210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6200106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1041712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх