Как Нежинский помолодел душою
Некоторые обитатели Нежинского геронтологического центра до недавнего времени скрывали даже от родных, что живут в «доме престарелых» – стеснялись и боялись, что их будут жалеть...
286010 марта 2018
Все изменилось благодаря симпатичной девушке Екатерине Яковлевой – сотруднице интерната, которая на средства гранта от Омского НПЗ осуществила необычный проект. Постояльцы Нежинского увидели свой дом совсем другим – живым, ярким, значительным. И лето выдалось совершенно неповторимое.
Фотография стала для нас обыденным явлением. Вместо долгих объяснений мы шлем фото, снимаем мимоходом то, что увидели, и самих себя. Цель «нежинского проекта», на первый взгляд, была самая тривиальная, хотя и сложная: сфотографировать всех обитателей центра (а их более семисот), раздать людям снимки, а потом сделать фотовыставку.
– Я работаю здесь давно и заметила, что многие даже не знают друг друга в лицо, – рассказывает Екатерина Яковлева. – Мне хотелось это изменить, хотелось, чтобы люди гордились тем, что здесь живут, знакомством друг с другом. Так и родилась идея фотовыставки.
Идею Екатерины поддержал нефтезавод и в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» предоставил грант на оборудование фотостудии, инвентарь для фотосессий и бумагу для печати. Ну и завертелось. Первым делом – фотостудия. Шесть «не совсем нормальных», как шутит Екатерина, человек после рабочего дня стали превращать каморку в фотостудию. Одна стена – камин, вторая – красивый зал, третья – маленькая Япония, четвертая – библиотека. «Фотограф с нефтезавода потом сделал нам комплимент, что получилось очень профессионально», – улыбается наша собеседница. Важно было дать людям выбор, возможность проявить индивидуальность. Уходили уже ночью, «нарвались» даже на жалобу охранников. Но по интересу обитателей центра уже было понятно, что усилия не напрасные.
Проходя мимо преображающейся каморки, люди стали интересоваться: а что, собственно, происходит? Узнав, что именно, стали давать советы и всячески помогать. Нашлись и рукодельники, и фотографы. Кто-то даже принес проектор, чтобы сделать свет, кто-то – зонт, «потому что в фотостудиях всегда ставят зонтики».
После закупки материалов для создания реквизита работа пошла еще интереснее. Решили делать ростовые цветы из гофрированной бумаги – розы, гладиолусы, хризантемы, маки. Естественно, тоже по вечерам. И, естественно, старички не остались равнодушны к созданию бумажной красоты. Многим захотелось сделать такие цветы для себя и близких. Стали проводить мастер-классы, которые проходят в центре до сих пор, ведет их одна из санитарок.
Наконец дошло дело и до фотографирования. Если раньше центр тихонечко волновался, то сейчас он просто забурлил. Люди по несколько раз заглядывали к Екатерине, чтобы уточнить дату их съемки, волновались, не отменили ли их запись, спрашивали, а можно ли будет сделать несколько видов, а можно ли сфотографироваться на улице, а нельзя ли позвать детей и внуков…
1– Мы соглашались на всё, свои условия не диктовали, на всё отвечали «можно». Нам же хотелось показать людей, а не просто «парадные» лица. Поэтому мы радовались, когда постояльцы предлагали свои варианты. Кто-то захотел сняться «в русском стиле», кто-то на улице, кто-то в комнате. Для людей было чудом, что за фотосессию мы делали по сто снимков, а не один. Фотостудия всех восхитила – глаза были как у детей, всё рассмотрели, всё взяли в руки, потрогали. Как дети.
Художница Евгения Николаевна Афанасьева, которая начала писать, уже будучи на пенсии, потребовала, чтобы ее фотографировали исключительно на фоне ее картин и никак иначе. Кто-то притащил баян и попросил, чтобы он обязательно был на фотографии. Семейная пара попросила принести цветочную арку из холла в фотостудию. Кто-то сфотографировался с блюдом фруктов, красиво им же разложенных, кто-то – с почетной медалью.
Охотно фотографировались и с буквами, тоже купленными на средства гранта. Кто-то выбирал свою букву, аргументируя, например, что он будет фотографироваться с «Н», потому что он – невероятный. Делали групповые снимки, собирались компаниями, перемещали буквы по саду, смотрели, как лучше. Приезжали семьи – дети, внуки, правнуки. Обитатели интерната знакомили родных с друзьями, да и просто радовались встрече. Отдельная история – фотографирование семейных пар.
– У нас пять семейных пар, которые вместе уже более пятидесяти лет. И есть пары, которые познакомились уже здесь, в центре, появились даже пары, которые нашли друг друга уже во время проекта! Мы любовались нежностью и любовью, с которыми супруги относятся друг к другу. Любовь не проходит с возрастом, и это помогает нам всем жить и верить.
Люди серьезно готовились к фотографированию: делали прически, макияж, надевали красивую одежду.
– А это значит, чувствовали себя красивыми и поднимали себе настроение. Появилось чувство, что есть куда развиваться, расти, есть повод общаться и проявлять свои таланты. А как радовались получившимся фото! Вот вроде обычная фотография – человек сидит на скамейке, читает газету. Это Владимир Дмитриевич, наш композитор. Он сказал, что лучше фотографии у него никогда не было!
Многие, конечно, стеснялись, и поначалу в фотопроекте приняли участие около половины обитателей центра. Могло быть и меньше, но постояльцы стали помогать другу друг другу. Некогда актер иногороднего музыкального театра, обаятельный и душевный Андрей Андреевич Скиба приободрял и превращал процесс фотографирования в маленький праздник. Он делал комплименты, помогал найти эффектную или естественную позу, шутил и заставлял улыбаться.
Один из обитателей центра – фотограф и журналист Леонид Александрович Мутовкин – вызвался провести мастер-класс о фотографии, многие заинтересовались, и сейчас на базе Нежинского функционирует клуб фотолюбителей.
Наконец, проект был реализован. Более тысячи снимков – групповых и индивидуальных, в интерьере студии, на улице, в комнатах. Сфотографировались и некоторые лежачие обитатели центра. Каждый получил напечатанные фото. Кто-то тут же отправил их родным, кто-то оставил себе на память. Многие охотно выставили новые аватарки в соцсетях.
Важным событием стало открытие фотовыставки. Восемьдесят фотографий разместили в фойе, остальные – на баннере. Пригласили телевидение и любимый детский коллектив.
– Когда мы напечатали фотографии и стали их вешать, подписи еще не были готовы. Люди стали подходить и спрашивать: «Ой, это кто?». И кто-то в ответ тут же начинал отвечать, рассказывать, вспоминать истории, связанные с человеком. И мы решили подписи не делать. Люди подходят к фото с разных сторон и тут же начинают разговаривать. Мы добились своей цели – активизировалось общение, постояльцы центра стали узнавать друг о друге.
И это не единственный результат фотопроекта. Жизнь в центре тоже немного изменилась: теперь на всех мероприятиях фотограф – главный человек, и фотографий теперь ждут и надеются на них попасть. А значит, люди стали активнее и смелее. К Екатерине все чаще стали подходить с вопросом, а не придумать ли еще что-нибудь такое же увлекательное? Девушка улыбается и кивает. К следующему грантовому конкурсу Омского нефтезавода у нее уже есть идея.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
96914 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80415 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии