Пассажирские перевозки в сельских районах. Самое слабое звено
Районные АТП не в состоянии противостоять транспортным монополистам и нелегальным перевозчикам.
369104 апреля 2018
«ВОмске» продолжает публикацию материала, подготовленного корреспондентом журнала «Автомобильный транспорт» Владимиром Гранником, о ситуации в сфере сельских перевозок в Омской области.
В первой части «Рынок не вырулил» депутат омского заксобрания Андрей Алёхин констатировал: коммерциализация «сельских» пассажирских перевозок в Омской области больно ударила по районным автотранспортным предприятиям. Они оказались самым слабым звеном. Одни развалились, другие выжили, но дышат на ладан, и лишь единицы чувствуют себя относительно бодро.
Среди предприятий, которые на сегодняшний день находятся на грани выживания, и АТП Нижнеомского района. Как именно оно выживает, чем питается его экономика? Ответы на эти вопросы ваш корреспондент искал в самой Нижней Омке.
В 2016 году Нижнеомское АТП прекратило существовать. Но затем, благодаря героическим усилиям районной администрации, феникс возродился из пепла. Усилия по реанимированию предприятия были не только героическими, но и абсолютно нестандартными. О чём можно судить по следующим фактам. Руководит АТП Сергей Николаевич Саган, инвалид второй группы. Когда предприятие было реанимировано на бумаге, встал вопрос, где искать водителей. Выход нашли, но какой? За руль сели директор районного дома культуры, водитель заместителя главы района, племянник Сагана. Затем вернулись несколько водителей, работавших в АТП прежде. Сейчас в штате предприятия семеро водителей.
Первые дни и недели старое-новое АТП в Нижней Омке функционировало исключительно на энтузиазме. Несколько раз случалось так, что не хватало средств на заправку автобусов. И тогда Саган тратил на горючее деньги из своих пенсионных сбережений (да, Сергей Николаевич ещё и пенсионер).
Довольно скоро стало ясно: обслуживание только внутрирайонных маршрутов снова приведёт к неминуемому краху. Предприняли отчаянный шаг — послали гонцов к председателю областного Заксобрания Владимиру Варнавскому. Не без успеха: за Нижнеомским АТП были на правах аренды у основного перевозчика закреплены несколько межмуниципальных маршрутов, связывающих район с Омском. Предприятие вздохнуло свободнее, появилась возможность покупать запчасти, шины, зарплату работникам выдавать почти без задержек.
Но успех оставался более чем скромным. К примеру, не было и речи о том, чтобы производить замену подвижного состава. Мало того, уровень доходов от перевозки пассажиров не позволил даже организовать регулярное сообщение до каждого населённого пункта района. И тогда был предпринят ещё один нестандартный ход.
Думаю, это абсолютно нижнеомское изобретение. Из тех, что подпадают под определение: голь на выдумку хитра. Директор АТП Сергей Саган приобрёл разбитую Газель, восстановил и поставил на перевозку пассажиров. Но эта машина не ходит по закреплённому маршруту. Она работает… по вызову. Обслуживает малолюдные деревеньки, с которыми нет регулярного сообщения. По телефонному звонку. Так и так, мол, будьте любезны, подайте машину завтра, к такому-то часу. Что-то вроде социального такси, которое отправится в рейс, даже если везти нужно трёх-четырёх пассажиров. Отличие от обычного такси в том, что цена за проезд «автобусная», и это людей вполне устраивает. Выгода взаимная: гонять туда-сюда большую машину было бы для автопредприятия куда накладнее. Проезд для льготников, естественно, бесплатный.
Что и говорить, придумка оригинальная. Работает как палочка-выручалочка, и это уже хорошо. С другой стороны, её применение проблему обслуживания малых сёл кардинально не решает. В этом я убедился, побывав в деревне Виноградовке.
Местную обстановку обрисовала староста села Анна Грудина.
— К нам сначала не ходил автобус целый год. До райцентра добирались по-разному: на своей машине, на машине соседа, а то и пешком.
— Пешком — это далеко?
— До Нижней Омки двенадцать километров. До трассы четыре, а там легче попутку поймать.
— А сейчас по звонку. Это работает?
— Работает. Ко мне односельчане обращаются как к старосте. Я звоню в автохозяйство, директору: пришлите машину. И присылают Газель. Только звонить нужно заранее, накануне. И как минимум должно быть три пассажира, такое условие.
Значит, проблема решена, всё в порядке? Оказывается, не совсем. «Такси» из АТП можно заказать не когда понадобится, а только два раза в неделю. Неудобно. Видимо, поэтому к Анне обращаются всё реже. Проще попросить помощи у соседа, имеющего легковушку, отказов практически не бывает, село дружное.
Другая проблема в том, что нередко жителям Виноградовки необходимо добираться и до соседнего села Хортицы. Тут рукой подать, всего 8 км, но из-за плохой дороги чаще всего приходится добираться вкруговую: через Нижнюю Омку и Ачаирку. И это уже не 8, а почти 30 км.
К Хортицам Виноградовка привязана крепко. Там находилась центральная усадьба совхоза. А сейчас центр сельского муниципального поселения. В банк, на почту, за справкой в сельсовет… да мало ли ещё причин, когда нужно оказаться в Хортицах.
Из рассказов родителей Анна знает, что раньше, во времена совхоза, можно было добраться до Хортиц на автобусе напрямую. Теперь же у района не хватает средств, чтобы привести в порядок эту дорогу. Впрочем, как и на многое другое…
Знакомство с Виноградовкой навело на грустную мысль: государству не нужны, не интересны такие деревушки. Здесь нет не только школы, почты, ФАП, отделения банка или просто банкомата — здесь нет даже магазина. Надо ли удивляться, что деревня дотаяла до сегодняшних размеров: 19 дворов, около шести десятков жителей.
В Виноградовке обитают не только старики. Та же семья Грудиных — молодые, энергичные. Держат скотину, продают мясо, молоко. Тем и живут. Но таких семей в этом селе сегодня раз, два и обчелся. А что будет завтра?
Возвращаемся к Нижней Омке. Здорово, что благодаря титаническим усилиям районной администрации, и лично главы района Анатолия Стадникова удалось возродить из пепла рухнувшее автотранспортное предприятие. Но приходится констатировать, что состояние реанимированного АТП зыбкое, неустойчивое, крылья у феникса слабоваты… Вспомним, за счёт чего на первых порах ему удалось немного приподняться. За счёт возможности обслуживать межмуниципальные маршруты. Они-то, как наиболее доходные, и выручали. Но дело в том, что эти маршруты были закреплены за Нижнеомским АТП на временной основе, до предстоящего регионального конкурса на право осуществления межмуниципальных пассажирских перевозок. Мы говорили об этом со Стадниковым. Анатолий Михайлович несколько раз упомянул, как сильно он надеется на то, что маршруты, связывающие район с Омском, удастся удержать, закрепить за Нижнеомским автопредприятием официально. Но для этого надо участвовать в конкурсе и выйти в число победителей.
Через несколько дней, уже после того, как конкурс состоялся, я позвонил в Нижнюю Омку.
— Анатолий Михайлович, сбылись ваши ожидания?
— Нет. Нас к конкурсу не допустили. Долги по налогам. Ничего, выкрутимся. Есть мысли, как из этой ситуации выходить. Так что, возить мы людей будем.
Оправдан ли оптимизм главы района? Время покажет. К сожалению, приходится констатировать, что самостоятельно, без внешней поддержки здешнее АТП с ситуацией не справится. И тогда…
И тогда с ним может случиться то, что случилось с автотранспортным предприятием Колосовского района. А случилось вот что: Колосовское АТП перестало возить пассажиров.
1В декабре прошлого года в омских СМИ было опубликовано Открытое письмо руководителя Колосовского автотранспортного предприятия Елены Фирстовой к и.о. губернатора Омской области Александру Буркову. Основной мотив:
«Почему дали возможность погибнуть предприятию, осуществляющему социальный заказ?». Официально Колосовское АТП не признано банкротом, но фактически коллапс произошёл ещё в августе 2017 года. Уже тогда были отменены все рейсы по внутрирайонным маршрутам — предприятие остановилось. «Жители района, — информирует в своём письме Е. Фирстова, — практически отрезаны от районного центра. Они возмущены отсутствием транспорта, требуют возобновления перевозок».
Увы, с августа ситуация к лучшему не изменилась. Поездки в райцентр для жителей практически всех сёл района (а их почти 30) по-прежнему огромная проблема. Тем, кто живёт, к примеру, в Новологиново, сравнительно повезло: село находится в 12 км от райцентра, поэтому они могут, затратив минут 20, выйти на трассу и там поймать попутку. Или нанять такси — «всего-то» 250 рублей до Колосовки. Увы, им остаётся лишь вздыхать о том времени, когда ходил рейсовый автобус и они могли добираться до райцентра за 22 рубля. А вот жителям деревни Меркутлы, что находится на расстоянии 68 км от Колосовки, повезло меньше — с них таксисты запрашивают за поездку 1000, а то и больше рублей. А ведь есть ещё более удалённые поселения…
По мнению Е. Фирстовой, неблагоприятная ситуация сложилась за последние полтора года. Точка отсчёта — август 2016 года, когда состоялся областной конкурс на право осуществления межмуниципальных перевозок. Результат: «у нас забрали самые доходные маршруты». Опять та же история: межмуниципальные маршруты как поплавок для районного АТП, не позволяющий ему утонуть. Только в Колосовке эта история более «продвинутая», чем в Нижней Омке, в том смысле, что здешнее предприятие, лишившееся маршрутов, на которых можно хоть что-то заработать, практически уже лежит на дне. О чём и объявила автор письма руководителю региона:
«Я намерена обратиться в Арбитражный суд Омской области о признании ОАО «Колосовское АТП» банкротом. Долг предприятия перед кредиторами, по заработной плате перед работниками предприятия, по налогам составляет в районе 4 млн рублей».
Такой долг для районного автопредприятия — приговор. Почему же оно оказалось в банкротах? За подробностями я обратился к бывшему генеральному директору АТП Александру Бондаренко. Он возглавлял предприятие более 20 лет и покинул свой пост в январе 2017 года. Покинул по собственному желанию, как он сам объясняет, от отчаяния, от осознания невозможности что-либо сделать.
— Я пришёл в администрацию района и сказал, что не вижу выхода из ситуации. Поддержки нет, взаимопонимания нет, финансирование сокращается, расходы растут.
О крахе своего предприятия Александр Иванович говорит с горечью. Причиной причин, которая тянет за собой все остальные, он считает постоянное, из года в год, урезание бюджетного финансирования. Оно принимало различные формы.
— Мы ежегодно представляли в РЭК наши расходы, постатейно. Основные пункты учитывались, а вот на развитие предприятия ни копейки ни разу нам не дали. Кроме того, не учитывались постоянно растущие цены на ГСМ, авторезину, запасные части.
По мнению Бондаренко, политика сокращения финансирования пассажирских перевозок осуществлялась областным правительством целенаправленно. Причём открыто, как говорится, без обиняков. Цитирую официальный документ 2013 года, письмо из Министерства развития транспортного комплекса области: «Генеральному директору Колосовского АТП Бондаренко. …Министерству развития транспортного комплекса Омской области поручено обеспечить сокращение расходов областного бюджета на возмещение выпадающих доходов перевозчиков по перевозке пассажиров и багажа. …в срок до 20 марта просим представить предложения по сокращению маршрутной сети на 10 процентов».
Бондаренко очень не хотелось «брать под козырёк», но приказ (хоть и поименованный просьбой) есть приказ. Впрочем, дело не в стилистике письма из Министерства, а в его правдивости: обещали сократить бюджетные расходы — выполнили. Вот она, та самая оптимизация маршрутной сети, о которой говорил областной депутат Андрей Алёхин.
— Александр Иванович, вы сократили тогда маршрутную сеть, как было предписано министерством?
— Да. К примеру, в Строкино, Чапаево автобусы каждый день ходили — стали ходить три раза в неделю.
Параллельно с неуклонным сокращением бюджетного финансирования действовал ещё один мощный отрицательный фактор — нелегальные перевозчики. Схема известная: автобус АТП отправляется в рейс, а впереди него по тому же маршруту уже уехала некая «Газель», увозя основных пассажиров и основную выручку. Официальному перевозчику достаются «на подбор» лишь льготники, которых на ту «Газель» не взяли. В результате АТП теряло значительную часть доходов, всё больше влезало в долги. Действовало неумолимое правило: слабеет легальный перевозчик — набирает силу нелегал.
До поры до времени выручало одно: возможность работать на межмуниципальных маршрутах — до областного центра. Но эта возможность перестала существовать, когда вступил в силу 220-й ФЗ. Согласно букве этого закона, в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок не могут участвовать предприятия с долгами. Именно поэтому Колосовское АТП осталось за бортом конкурса, прошедшего в 2016 году. Впрочем, слабеющее предприятие вряд ли могло оказаться среди победителей и претендовать на межмуниципальные перевозки. Оно и раньше особо ни на что не претендовало, а обслуживало маршруты до областного центра по договорённости с предприятием-победителем — АО «Омскоблавтотранс». Договорённость заключалась в том, что «Омскоблавтотранс» арендовал у Колосовского АТП автобусы, вместе с экипажами. Но даже и в таком виде работа на межмуниципальных маршрутах позволяла колосовцам удерживаться на плаву. В мае 2017 года «Омскоблавтотранс» расторг договор с Колосовским АТП. Расторг по предписанию УГАДН: такие договоры возможны только на аренду автобуса, без экипажа. И вот тут стало окончательно ясно: всё, приехали.
Зато нелегальные перевозки расцвели в районе пышным цветом. Причём действуют эти товарищи совершенно открыто. Дают объявления в местной газете. Вот одно из них: «Маршрут Колосовка — Омск. с. Колосовка (заберём от вашего дома). 5.00, 8.00 г. Омск. (ТК «Маяк») 15.00, 16.30 По маршруту ходит белый «Mercedes» на 17 мест. Для вашего комфорта в машине работает кондиционер, телевизор, откидные спинки на сидениях. Стоимость проезда — 500 руб. (с учетом багажа). Дети до 10 лет — 300 руб. ИП Рыль А.В.» Далее указан телефон этого перевозчика.
Я специально выяснял: данный И.П. не имеет права перевозить пассажиров по межмуниципальным маршрутам, так как не участвовал в соответствующем тендере. Но возит! Может быть, у «И.П. Рыль» договор с победителем конкурса по этому лоту (АО «Омскоблавтотранс») на маршрут Омск — Колосовка? Оказывается, нет такого договора.
Всё это приводит Александра Бондаренко в большое изумление, он, как и многие транспортники, очень сильно надеялся, что с выходом в свет 220-го ФЗ нелегалов поприжмут. Почему же «прижатым» оказалось его предприятие?
Действительно, почему? Со стороны произошедшая с предприятием метаморфоза может показаться необъяснимой. В 2010 году Колосовское АТП получило статус «Лидер экономики России». Неплохо, если учесть, что претендентов на это звание среди родственных предприятий страны было около 190 тысяч. В 2011 году Александр Бондаренко удостаивается благодарственного письма за подписью тогдашнего губернатора Омской области: «За многолетний безупречный труд, высокие производственные показатели, большой вклад в развитие транспортного комплекса Омской области». 2015 год — Грамота за подписью Главы района («За безупречный многолетний труд, высокий профессионализм…») В 2016 году заслуги руководителя Колосовского АТП перечисляются в характеристике за подписью и.о. главы района. Цитата из этого документа: «В настоящее время несмотря на экономический кризис, недостаточное финансирование, несвоевременность расчётов за выполнение пассажирских перевозок предприятие под руководством А.И. Бондаренко… продолжает свою работу, обеспечивая потребности населения района в транспортном обслуживании… благодаря ему продолжают работать самые отдалённые и невыгодные маршруты — Чердынцево, Плотниково, Вишнёвое, что положительно сказывается на социально-политической обстановке в районе».
Таким образом можно констатировать: передовое предприятие за каких-то полтора-два года становится банкротом.
Бондаренко переживает не только за своё АТП. Но и за бывших «своих» пассажиров. Теперь они во власти иных перевозчиков, которые беспокоятся лишь о своих барышах, а до людей им и дела нет. Особенно обидно за самых незащищённых категориях пассажиров — пенсионеров, членов малообеспеченных и многодетных семей. Наш нелегал готов возить и их — но только за наличные…
Продолжение следует.
Публикуется по тексту, предоставленному автором Владимиром Гранником, с разрешения редакции журнала «Автомобильный транспорт».
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии