Пассажирские перевозки в сельских районах. Кому-то повезло больше

Полтавскому АТП Омской области удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность.

210605 апреля 2018
Пассажирские перевозки в сельских районах. Кому-то повезло больше

«ВОмске» продолжает публикацию материала, подготовленного корреспондентом журнала «Автомобильный транспорт» Владимиром Гранником, о ситуации в сфере сельских перевозок в Омской области.

В предыдущих частях, «Рынок не вырулил» и «Самое слабое звено» мы увидели общую ситуацию неудачной коммерциализации сельских пассажирских перевозок в Омской области и разобрали примеры Нижнеомского и Колосовского районов.

На общем удручающем фоне исключением смотрится пример Полтавки. Местное АТП сравнительно крепко стоит на ногах. Долги за 2017 год составили… 23 рубля. Блестящий результат на фоне остальных. А теперь — чуть подробнее о том, как предприятие во главе с директором Валерием Сырейщиковым справляется со своей транспортной работой.

Директор ООО «Полтавскавтотранс» Валерий Сырейщиков

В районе нет ни одной деревни, куда бы не доезжали автобусы АТП. Люди спокойны, знают, что автобус всегда придёт. Придёт как минимум четыре раза в неделю, а в некоторые поселения пять и шесть. Базовая маршрутная сеть составлена таким образом, что, кроме муниципальных маршрутов, которые покрывают все 40 деревень, есть межмуниципальные, которые тоже заходят в деревни… Вот такое приятное для деревенских пассажиров взаимодополнение разнокалиберных маршрутов.

Как Полтавскому АТП удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность?

— Валерий Иванович! Одни АТП в районах Омской области закрываются, другие едва дышат… А вот ваше предприятие очень даже в форме. И это, не скрою, удивительно.

— Верно, «Полтавскавтотранс» работает стабильно. Возможно, мы одни из немногих, которые пока держатся, и на неплохом уровне. У нас нет задолженности ни по зарплате, ни по налогам, ни по контрагентам.

— Хотелось бы понять, за счёт чего? Уверен, что это интересно не только мне.

— Когда я пришёл сюда директором и посмотрел доходы-расходы, то понял, что нужно предпринимать какие-то неординарные шаги. Подумав, принял решение раскрутить здесь коммерческий ремонт.

У нас договоры со школами нескольких районов на ремонт и техническое обслуживание автобусов. Мы уже подружились с ними — как минимум по 40 машин в год пригоняют с каждого района. Плюс предприниматели обращаются, фермеры. Ремонтируем и КамАЗы, и трактора. Это всё подспорье к пассажирским перевозкам. Кстати сказать, мы практически любую машину российскую можем сделать без вопросов. Специалисты у нас очень опытные, с огромным стажем работы.

1

Была острая проблема замены подвижного состава. Я быстро сообразил и по всей области стал покупать школьные автобусы, как бы отслужившие своё после 8-10 лет эксплуатации. Но это, как правило, хорошие машины, рамы отличные — жестянку перевариваем и наши автобусы как новые. Они способны ещё лет 10 ходить. И за три года мы заменили все 20 автобусов.

— Вы сказали, у вас работают ценные кадры. Наверно, их надо было как-то привлечь, а затем удержать.

— Конечно. Зарплата у слесарей небольшая. Порядка 12 тысяч — это ни о чём. Я им предложил: «Ребята, 50 процентов с коммерции я отдаю вам, а 50 идёт на предприятие. Они согласились с удовольствием».

— Это всё?

— Нет. Я ещё и фермерское хозяйство по производству зерна в Полтавке открыл. Это чисто моё предприятие. Но оно даёт возможность работникам АТП, тем же слесарям, участвовать в посевной, в уборке и дополнительно зарабатывать. Одним словом, те деньги, которые мы на коммерции выручаем, позволяют автопредприятию работать вот уже 7 лет без долгов.

***

Добавлю от себя: пожалуй, самый главный фактор успеха Полтавского автопредприятия — руководитель с колоссальным и многосторонним опытом. Председатель колхоза, Глава Полтавского района, директор районного отделения Сбербанка, успешный предприниматель. Это всё о нём, Валерии Ивановиче Сырейщикове. Именно уникальность опыта и приобретённых по жизни навыков позволили ему сотворить маленькое чудо — стабильно работающее автопредприятие районного масштаба.

По заслугам и признание. «Полтавскавтотранс» — лауреат Национального бизнес-рейтинга «Лидер России 2013», лауреат международной премии «Элита национальной экономики»-2014. Директор предприятия Валерий Сырейщиков в 2017 году стал лауреатом Главной общенациональной премии «Заслуженный предприниматель».

Один из лучших водителей Полтавского АТП Сергей Демченко

В разговоре с Валерием Ивановичем мы не могли не затронуть общую ситуацию с пассажирскими перевозками в Омской области. По его мнению, проблем у перевозчиков выше крыши и не все они носят объективный характер. Вот несколько соображений Сырейщикова.

О недостаточном объёме субсидий

— Мы сегодня получаем субсидии только по муниципальным маршрутам. По 13 маршрутам они составляют два с половиной миллиона в год. Это ни о чём. Нормативы по затратам на 1 км маршрутной сети не пересматривались 5 лет! Между тем цены на резину, горючее, запчасти на месте не стояли. И на этом тарифе, конечно, все просели. Русская Поляна, Павлоградка, Колосовка, Шербакуль, Азово закрылись. Тавричанка живёт очень сложно. Так не годится — как РЭК определил затратный тариф 25 руб 80 коп в 2014 году, так и осталось на 2018 год.

— А надо бы сколько?

— Надо бы 30. Как в Новосибирске, к примеру. Это позволяло бы ещё и новые автобусы покупать. А при сегодняшнем уровне возмещения выпадающих доходов предприятий о развитии районных АТП и речи быть не может, только о выживании.

Из-за того, что автопредприятиям недоплачивают, все внутрирайонные перевозки при коротком плече и малом количестве пассажиров убыточны. И если бы у нас в районе не было сегодня связки межмуниципальных и муниципальных маршрутов, на муниципальных мы давно провалились бы и ничто бы нам не помогло. Те районные АТП, которые провалились, не выжили главным образом по этой причине.

О нелегалах

— Вам они сильно мешают?

— Они всех душат. Нас тоже. И беспредел полный, сколько мы ни обращаемся. На сегодня у них по нашему району порядка 17 Газелей ходит. И все идут на город. Это незаконное предпринимательство. 800 тысяч в месяц они увозят — это наши недополученные доходы. Расчёты у меня точные, я ведь ко всему прочему и финансист, как вы знаете. Кроме того, они налоги не платят. А мы платим налогов 6 миллионов в год. Это для нас большие деньги. Условия совершенно неравные.

— Если бы у вас были все рычаги в руках, как бы вы боролись с нелегалами?

— Законными методами. 220-м законом.

— Но почему-то не получается.

— Эти хитрецы приспособились, маскируются под заказные перевозки. Но Путин же на Госсовета сказал: немедленно ввести лицензирование на все пассажирские перевозки. И самое главное: если ты не выиграл конкурс, если у тебя нет маршрутной карты и свидетельства, а ты появился с пассажирами — на всю катушку надо наказывать. В 220-м прописаны капитальные штрафы. Кто бы контролировал это всё как следует. Нашему УГАДН трудновато справляться, у него три сотрудника осталось. И это с прошлого года даже уже не Управление, а филиал от Новосибирска.

О нерегулируемых тарифах

— Все межмуниципальные маршруты в Омской области перевели на нерегулируемые тарифы. Даже те, что с коротким плечом. Они стали убыточными. Сейчас эту ошибку начали исправлять — короткие маршруты вновь переводятся на регулируемый тариф.

О дорогах

— У нас дороги что внутри района, что в город — не дороги, а направления. До Шербакуля, до Азово — просто ужасные. Зимой ещё терпимо, дедушка мороз прекрасный дорожный ремонтник. В остальное же время года хоть караул кричи. Кстати, наши затраты на ремонт убиваемой дорогами техники тоже никак не учитывается, а убытки ведь колоссальные. И это проблема, конечно же, не только нашего района.

— Тем не менее, ваше предприятие довольно успешно преодолевает многочисленные трудности.

— Хотелось бы не преодолевать трудности, не выкручиваться, не привлекать какие-то дополнительные ресурсы, как это делаю я, а спокойно выполнять работу по перевозке пассажиров. Тем более досадно, что трудности мы преодолеваем по большей части искусственные. И, к сожалению, тут присутствует элемент везения: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Не должно быть такого!

Почему в Колосовке случилась тяжелейшая ситуация? Предприятие остановилось, почти все маршруты теперь в руках недобросовестных частников. Плохой директор? Ничего подобного. Знаю Бондаренко — грамотный, толковый руководитель, предприятие до последнего времени работало стабильно. Читал Открытое письмо и. о. директора этого АТП, оно с экономическими выкладками, и по всему выходит, что предприятие чуть ли не сознательно банкротили… не платя те же субсидии и так далее.

Продолжение следует.

Публикуется по тексту, предоставленному автором Владимиром Гранником, с разрешения редакции журнала «Автомобильный транспорт».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

28021 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

26222 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

978104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3456114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4525210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6303106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1051412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх