Пассажирские перевозки в сельских районах. Кому-то повезло больше
Полтавскому АТП Омской области удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность.
210605 апреля 2018
«ВОмске» продолжает публикацию материала, подготовленного корреспондентом журнала «Автомобильный транспорт» Владимиром Гранником, о ситуации в сфере сельских перевозок в Омской области.
В предыдущих частях, «Рынок не вырулил» и «Самое слабое звено» мы увидели общую ситуацию неудачной коммерциализации сельских пассажирских перевозок в Омской области и разобрали примеры Нижнеомского и Колосовского районов.
На общем удручающем фоне исключением смотрится пример Полтавки. Местное АТП сравнительно крепко стоит на ногах. Долги за 2017 год составили… 23 рубля. Блестящий результат на фоне остальных. А теперь — чуть подробнее о том, как предприятие во главе с директором Валерием Сырейщиковым справляется со своей транспортной работой.
В районе нет ни одной деревни, куда бы не доезжали автобусы АТП. Люди спокойны, знают, что автобус всегда придёт. Придёт как минимум четыре раза в неделю, а в некоторые поселения пять и шесть. Базовая маршрутная сеть составлена таким образом, что, кроме муниципальных маршрутов, которые покрывают все 40 деревень, есть межмуниципальные, которые тоже заходят в деревни… Вот такое приятное для деревенских пассажиров взаимодополнение разнокалиберных маршрутов.
Как Полтавскому АТП удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность?
— Валерий Иванович! Одни АТП в районах Омской области закрываются, другие едва дышат… А вот ваше предприятие очень даже в форме. И это, не скрою, удивительно.
— Верно, «Полтавскавтотранс» работает стабильно. Возможно, мы одни из немногих, которые пока держатся, и на неплохом уровне. У нас нет задолженности ни по зарплате, ни по налогам, ни по контрагентам.
— Хотелось бы понять, за счёт чего? Уверен, что это интересно не только мне.
— Когда я пришёл сюда директором и посмотрел доходы-расходы, то понял, что нужно предпринимать какие-то неординарные шаги. Подумав, принял решение раскрутить здесь коммерческий ремонт.
У нас договоры со школами нескольких районов на ремонт и техническое обслуживание автобусов. Мы уже подружились с ними — как минимум по 40 машин в год пригоняют с каждого района. Плюс предприниматели обращаются, фермеры. Ремонтируем и КамАЗы, и трактора. Это всё подспорье к пассажирским перевозкам. Кстати сказать, мы практически любую машину российскую можем сделать без вопросов. Специалисты у нас очень опытные, с огромным стажем работы.
1Была острая проблема замены подвижного состава. Я быстро сообразил и по всей области стал покупать школьные автобусы, как бы отслужившие своё после 8-10 лет эксплуатации. Но это, как правило, хорошие машины, рамы отличные — жестянку перевариваем и наши автобусы как новые. Они способны ещё лет 10 ходить. И за три года мы заменили все 20 автобусов.
— Вы сказали, у вас работают ценные кадры. Наверно, их надо было как-то привлечь, а затем удержать.
— Конечно. Зарплата у слесарей небольшая. Порядка 12 тысяч — это ни о чём. Я им предложил: «Ребята, 50 процентов с коммерции я отдаю вам, а 50 идёт на предприятие. Они согласились с удовольствием».
— Это всё?
— Нет. Я ещё и фермерское хозяйство по производству зерна в Полтавке открыл. Это чисто моё предприятие. Но оно даёт возможность работникам АТП, тем же слесарям, участвовать в посевной, в уборке и дополнительно зарабатывать. Одним словом, те деньги, которые мы на коммерции выручаем, позволяют автопредприятию работать вот уже 7 лет без долгов.
***
Добавлю от себя: пожалуй, самый главный фактор успеха Полтавского автопредприятия — руководитель с колоссальным и многосторонним опытом. Председатель колхоза, Глава Полтавского района, директор районного отделения Сбербанка, успешный предприниматель. Это всё о нём, Валерии Ивановиче Сырейщикове. Именно уникальность опыта и приобретённых по жизни навыков позволили ему сотворить маленькое чудо — стабильно работающее автопредприятие районного масштаба.
По заслугам и признание. «Полтавскавтотранс» — лауреат Национального бизнес-рейтинга «Лидер России 2013», лауреат международной премии «Элита национальной экономики»-2014. Директор предприятия Валерий Сырейщиков в 2017 году стал лауреатом Главной общенациональной премии «Заслуженный предприниматель».
В разговоре с Валерием Ивановичем мы не могли не затронуть общую ситуацию с пассажирскими перевозками в Омской области. По его мнению, проблем у перевозчиков выше крыши и не все они носят объективный характер. Вот несколько соображений Сырейщикова.
О недостаточном объёме субсидий
— Мы сегодня получаем субсидии только по муниципальным маршрутам. По 13 маршрутам они составляют два с половиной миллиона в год. Это ни о чём. Нормативы по затратам на 1 км маршрутной сети не пересматривались 5 лет! Между тем цены на резину, горючее, запчасти на месте не стояли. И на этом тарифе, конечно, все просели. Русская Поляна, Павлоградка, Колосовка, Шербакуль, Азово закрылись. Тавричанка живёт очень сложно. Так не годится — как РЭК определил затратный тариф 25 руб 80 коп в 2014 году, так и осталось на 2018 год.
— А надо бы сколько?
— Надо бы 30. Как в Новосибирске, к примеру. Это позволяло бы ещё и новые автобусы покупать. А при сегодняшнем уровне возмещения выпадающих доходов предприятий о развитии районных АТП и речи быть не может, только о выживании.
Из-за того, что автопредприятиям недоплачивают, все внутрирайонные перевозки при коротком плече и малом количестве пассажиров убыточны. И если бы у нас в районе не было сегодня связки межмуниципальных и муниципальных маршрутов, на муниципальных мы давно провалились бы и ничто бы нам не помогло. Те районные АТП, которые провалились, не выжили главным образом по этой причине.
О нелегалах
— Вам они сильно мешают?
— Они всех душат. Нас тоже. И беспредел полный, сколько мы ни обращаемся. На сегодня у них по нашему району порядка 17 Газелей ходит. И все идут на город. Это незаконное предпринимательство. 800 тысяч в месяц они увозят — это наши недополученные доходы. Расчёты у меня точные, я ведь ко всему прочему и финансист, как вы знаете. Кроме того, они налоги не платят. А мы платим налогов 6 миллионов в год. Это для нас большие деньги. Условия совершенно неравные.
— Если бы у вас были все рычаги в руках, как бы вы боролись с нелегалами?
— Законными методами. 220-м законом.
— Но почему-то не получается.
— Эти хитрецы приспособились, маскируются под заказные перевозки. Но Путин же на Госсовета сказал: немедленно ввести лицензирование на все пассажирские перевозки. И самое главное: если ты не выиграл конкурс, если у тебя нет маршрутной карты и свидетельства, а ты появился с пассажирами — на всю катушку надо наказывать. В 220-м прописаны капитальные штрафы. Кто бы контролировал это всё как следует. Нашему УГАДН трудновато справляться, у него три сотрудника осталось. И это с прошлого года даже уже не Управление, а филиал от Новосибирска.
О нерегулируемых тарифах
— Все межмуниципальные маршруты в Омской области перевели на нерегулируемые тарифы. Даже те, что с коротким плечом. Они стали убыточными. Сейчас эту ошибку начали исправлять — короткие маршруты вновь переводятся на регулируемый тариф.
О дорогах
— У нас дороги что внутри района, что в город — не дороги, а направления. До Шербакуля, до Азово — просто ужасные. Зимой ещё терпимо, дедушка мороз прекрасный дорожный ремонтник. В остальное же время года хоть караул кричи. Кстати, наши затраты на ремонт убиваемой дорогами техники тоже никак не учитывается, а убытки ведь колоссальные. И это проблема, конечно же, не только нашего района.
— Тем не менее, ваше предприятие довольно успешно преодолевает многочисленные трудности.
— Хотелось бы не преодолевать трудности, не выкручиваться, не привлекать какие-то дополнительные ресурсы, как это делаю я, а спокойно выполнять работу по перевозке пассажиров. Тем более досадно, что трудности мы преодолеваем по большей части искусственные. И, к сожалению, тут присутствует элемент везения: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Не должно быть такого!
Почему в Колосовке случилась тяжелейшая ситуация? Предприятие остановилось, почти все маршруты теперь в руках недобросовестных частников. Плохой директор? Ничего подобного. Знаю Бондаренко — грамотный, толковый руководитель, предприятие до последнего времени работало стабильно. Читал Открытое письмо и. о. директора этого АТП, оно с экономическими выкладками, и по всему выходит, что предприятие чуть ли не сознательно банкротили… не платя те же субсидии и так далее.
Продолжение следует.
Публикуется по тексту, предоставленному автором Владимиром Гранником, с разрешения редакции журнала «Автомобильный транспорт».
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1074921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
91118 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
79818 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии