Главная Бизнес и экономика Пассажирские перевозки в сельских районах. Это вам не шутка, сельская маршрутка
Пассажирские перевозки в сельских районах. Это вам не шутка, сельская маршрутка
«ВОмске» завершает публикацию материала, подготовленного корреспондентом журнала «Автомобильный транспорт» Владимиром Гранником, о ситуации в сфере сельских перевозок в Омской области.
247706 апреля 2018
В первых трех частях — «Рынок не вырулил», «Самое слабое звено» и «Кому-то повезло больше» — описывалась общая ситуация неудачной коммерциализации сельских пассажирских перевозок в Омской области и разобраны успешные и безуспешные образцы приспособления АТП к новым условиям — на примерах Нижнеомского, Колосовского и Полтавского районов.
Но не только районные автопредприятия пострадали — пострадал даже областной перевозчик «Омскоблавтотранс». Вы, конечно, в курсе, какое ЧП случилось с ним в ноябре 2017 года. К тому всё шло. Все об этом знали. И нет в произошедшем вины «Омскоблавтотранса». Причины всё те же, мы с вами говорили о них достаточно подробно.
Что случилось с «Омскоблавтотрансом»?
А произошло вот что: 20 ноября «Омскоблавтотранс», самое крупное в регионе автотранспортное предприятие, встал. Не вышли на линию около 300 автобусов акционерного общества, тысячи пассажиров с билетами на руках не смогли в тот день добраться до мест назначения. Причина: корпоративные топливные карты, по которым производилась заправка автобусов предприятия, были заблокированы в связи с задолженностью перед компанией «Газпромнефть». Коллапс продолжался и на следующий день. Ситуация разрешилась после вмешательства и.о. губернатора Александра Буркова, который лично обратился в Газпром, после чего топливные карты предприятия были разблокированы. 22 ноября «Омскоблавтотранс» возобновил работу на всех маршрутах.
1На самом деле причина, конечно же, не в блокировке топливных карт. Она гораздо глубже.
Ситуация с «Омскоблавтотрансом» была рассмотрена на экстренном заседании регионального правительства. Где министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Александр Докучаев поставил довольно точный диагноз: экономическая ситуация на предприятии «серьёзно усугубилась в августе 2016 года в связи с принятием решения о переводе большинства маршрутов… с регулируемых, с чётко установленной социально-ориентированной провозной платой и соответственно дотируемых, на нерегулируемые». Александр Докучаев сказал ещё одну важную вещь: «Причина затягивания реализации программы оздоровления предприятия крылась в банальном отсутствии средств в региональном бюджете».
Точность формулировок не помогла министру усидеть в своём кресле. Но грянувший гром всё же имел и свою положительную сторону: на работу «Омскоблавтотранса» взглянули более пристально. С самых высоких областных трибун прозвучало мнение о том, что финансовые сложности «Омскоблавтотранса» напрямую связаны с неуклюжим внедрением в регионе 220-го ФЗ. Кроме того, официально признано, что предприятие не получало полную компенсацию затрат при перевозке льготников, что ещё больше усугубляло ситуацию.
Между прочим, ещё в марте 2017 года, выступая в журнале «Автомобильный транспорт», руководитель «Омскоблавтотранса» Сергей Желтоногов (публикация была посвящена 20-летнему юбилею предприятия) обозначил основные причины, мешающие акционерному обществу нормально выполнять свою работу по перевозке пассажиров. Про нелегалов, про подводные камни, что таятся в 220-м ФЗ… Дал понять, насколько эти подводные камни опасны. И вот оказалось, что опасность гораздо ближе, чем можно было предполагать.
Несколько цитат из того интервью. «До вступления в силу 220-го Федерального закона маршруты были регулируемые. Мы получали дотацию из областного бюджета, было легче». «Были надежды на этот закон — он вступит в действие и станет меньше нелегалов. Но надежды, увы, не оправдались» «…нелегалы быстро приспособились к новой ситуации. Осталась удобная лазейка в виде заказных перевозок, чем они активно пользуются». «…существенно ситуация не изменилась. И у меня такое чувство, что вряд ли изменится кардинально в короткие сроки». «Добросовестные перевозчики не имеют возможности планомерно обновлять подвижной состав, поддерживать на достойном уровне заработную плату работников, наращивать объёмы перевозок и т. д. Наше предприятие ощущает это на себе в полной мере».
Для чего я привёл эти выдержки? Чтобы подчеркнуть: существенных изменений со времени нашей публикации и до ЧП с «Омскоблавтотрансом» не произошло. Проблемы, обозначенные Сергеем Желтоноговым, никуда не ушли, и в течение 2017 года только усугублялись. Поэтому нечего удивляться тому, что гром грянул. Что под натиском нововведений не выдержал даже такой гигант, как АО «Омскоблавтотранс». Он тоже стал жертвой политики коммерциализации маршрутной сети, испытал на себе влияние тех же негативных факторов, что и районные АТП.
Вот только районные предприятия оказались всё же в худшем положении. Долги «Омскоблавтотранса» (около 260 миллионов рублей) после разразившегося скандала были погашены. Естественно, из областного бюджета (100% акций предприятия принадлежат областному правительству).
Погашены вовремя — и «Омскоблавтотранс» смог принять участие в областном конкурсе по межмуниципальным перевозкам. Всё правильно и справедливо, учитывая, что эти долги образовались в силу, мягко говоря, внешних факторов. Итоги были подведены 29 декабря: «Омскоблавтотранс» по-прежнему самый крупный перевозчик на межмуниципальных маршрутах, у него более 60 процентов маршрутной сети.
Но разве было бы не логичным сделать то же самое и по отношению к районным предприятиям? Ведь их долги образовались точно так же. Но этого не произошло. Почему?
Думается, причина всё та же: нехватка средств в региональном бюджете.
Впрочем, надо отметить, что положительные перемены погашением долгов «Омскоблавтотранса» не ограничились. Важнейшая перемена: лёд тронулся в отношении нерегулируемых тарифов. Они десятками переводятся в разряд регулируемых. То есть перекос в сторону коммерциализации маршрутной сети, нанесший безусловный вред всем «сельским» перевозчикам, начинает устраняться.
Так считает и генеральный директор «Омскоблавтотранса» Сергей Желтоногов.
— Сергей Александрович, сколько маршрутов у вас были переведены на нерегулируемый тариф и в каких масштабах будет происходить обратный процесс?
— На нерегулируемом тарифе у нас сейчас 124 маршрута. Перевод на регулируемый тариф будет происходить поэтапно. Принято решение по 54 маршрутам. И к августу ещё около 40 маршрутов планируется.
— В последнее время на уровне правительства региона было много совещаний по теме областных пассажирских перевозок. Вы слышали, чтобы кто-нибудь сказал в открытую: массовый переход на нерегулируемые тарифы был ошибкой?
— В решениях нигде не записано, но в ходе обсуждений это было признано однозначно.
Это вам не шутка, сельская маршрутка
Ещё один штрих к общей картине. В существующей схеме «сельских» перевозок особую нишу занимают пригородные маршруты. Вроде бы не должно быть проблем с транспортным сообщением у жителей ближайших к областному центру поселений. Именно потому, что Омск рядом. Но нет, проблемы всё же возникают.
Думается, ключевая проблема в том, что речь о маршрутах, скажем так, смешанного типа. Сначала автобус идёт по городу, затем выезжает «за околицу» и объезжает несколько сёл и посёлков. Это и не городской, и не сельский, а какой-то «сельско-городской» маршрут. Сконструированный потому, что чисто сельский маршрут заведомо убыточный. И всё бы ничего, да только интересы сельчан при такой схеме оказываются на втором плане. Потому что сельский маршрут как второстепенный «пристёгнут» к городскому. Что из этого получается — на конкретном примере села Верхний Карбуш.
Дело в том, что расписание для пассажиров из Верхнего Карбуша очень неудобное. Вроде бы рейсов достаточно — пять. А вот распределены они крайне неравномерно.
Рассказывает жительница села Фаина Михайловна:
— Утром можно уехать в город в 8:50. А из города — только в 13:50. Так что нередко приходится часами ждать обратного рейса. Обычно я сижу в Ашане. Но это не всё. Автобус из Омска отправляется в 13:50, а до Верхнего Карбуша доезжает в районе 15:30. А расстояние от города — пять километров… Потому что он кружит по нескольким деревням. Точно так же остальные рейсы. В посёлке у нас нет ничего, ни аптеки, ни больницы, ни почты, приходится часто в город ездить. А время? Жизнь-то уходит, сколько мы её тратим на эту маршрутку…
Жители села намерены добиваться пересмотра неудобного расписания. Готовы устраивать пикеты и пробиваться на переговоры на самый «верх». Не впервой: и нынешнего автобусного сообщения сельчане добились посредством многочисленных пикетов. Однажды проехались по центру города на лошади, запряженной в сани с трафаретом: «Это вам не шутка — сельская маршрутка». А возглавляет движение пикетчиков местный депутат сельского Совета Ирина Дроздова.
Вообще-то программа-максимум нынешних требований жителей села к власти — появление нового маршрута, только чтобы к нему был пристёгнут городской маршрут, а не наоборот. Нашли потенциального перевозчика, тоже жителя Верхнего Карбуша. Александр Петров раньше возил пассажиров по городу, а затем его микроавтобусы оказались не у дел. Односельчан он готов возить хоть через каждый час.
Публикуется с разрешения редакции журнала «Автомобильный транспорт».
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии