Димитрий Галаванов — об одной омской больнице и её главвраче
Президент областного Союза предпринимателей, глава концерна «Компур» — о том, как волею судеб оказался в больничной палате и о «послевкусии» лечения.
— Признаюсь: никогда подолгу и всерьез не лежал в больнице — ни в детстве, ни в юности — не было повода. А тут пришлось. Много лет подряд беспокоил шейный отдел позвоночника, но, как это бывает, к болевым ощущениям привык. Не так давно стало очевидно — пришло время заняться проблемой, иначе дальше будет только хуже. Врачи порекомендовали пройти курс лечения. Слышал, что одни из самых сильных в городе вертебрологов, профессионалов, занимающихся позвоночником, избавляющих пациентов от остеохондроза, радикулита и других подобных недугов, работают в нашей МСЧ №9.
Будучи депутатом омского Заксобрания, нередко бывал в больницах, в том числе и в районных. Никого не удивлю, если скажу, что это не всегда вызывало позитивные эмоции. «Визитной карточкой» государственной медицины давно стало отсутствие средств и должного финансирования. В городских больницах — безденежье со всеми вытекающими (и протекающими порой с потолков) последствиями. В районных — оно же, но в еще более острой, буквально хронической форме. Плюс недостаток персонала и условия, оставляющие желать лучшего и для врачей, и для пациентов.
1Никогда при этом особо не задумывался, насколько сильна «роль личности» в случае с государственной медициной — ведь отрасль бюджетная, многое ли тут зависит от управленческих навыков и организационных способностей руководителя?..
Оказалось — зависит, и гораздо больше, чем я мог предположить.
С Юрием Викторовичем Шаповаловым, главой «девятки», делили во время предыдущего депутатского созыва один парламентский зал. В течение той пятилетки он выделялся среди коллег своей активной позицией, четкостью суждений и бескомпромиссными оценочными заявлениями, уверенностью в своей правоте, отсутствием страха и подобострастия перед «чинами». Кто «плавал» в этих законотворческих «морях», тот знает: на это способен далеко не каждый. У кого-то характер иной, у кого-то — цели… Шаповалов — тот всегда был борцом за справедливость и правду. Не зря народ его выбирает своим депутатом с 2005 года. Он был избран депутатом и нынешнего, шестого созыва, как и прежде, продолжает служить заместителем председателя комитета по социальной политике.
Мой диагноз предполагал стационарное лечение. Не стесняюсь сказать, опередив злобные комментарии, что условия Юрий Викторович мне обеспечил индивидуальные. Но отдельная палата стала единственным отличием от других пациентов отделения. На этаже было несколько двухместных, трёхместные палаты.
Больницей был поражен! После того, что видел в городе да в районах — особенно. Оценивал ее, сразу скажу, не просто как пациент — как предприниматель. Что увидел? Состояние входной группы, коридоров, кабинетов, палат идеальное. Все сделано на высоком уровне: во-первых, дизайнерски, во-вторых, качественно с точки зрения эргономики и стандартов. Нет ни клочка рваного линолеума, о который может запнуться пациент с ходунками, который плохо промоет уборщица, под которым в итоге скопится грязь — и далее по цепочке. Вентиляция идеальная. От пола до потолка все чисто и ровно, сделано по правилам, так, что удобно и пациенту, и санитарке, и врачу, и клининговой службе. В туалетах как в операционной. Удобные комнаты отдыха для сотрудников. На каждой двери — табличка с четко прописанным назначением помещения или фамилией врача. Медицинский персонал одет во всё новое, опрятен. Кормят вполне прилично, сытно, голодным не останешься.
Но главное, что бросается в глаза, — это образцовый с точки зрения руководителя производства организационный подход. По сути, управленческий процесс медсанчастью выстроен таким образом, что государственная клиника не отличается от современного частного предприятия: всё потому, что отношение к потенциальному пациенту с порога наполнено некой заинтересованностью. Как и в нормальном коммерческом предприятии, где все в первую очередь заинтересованы в клиенте, здесь никто не косится на тебя, не дергает за рукав — «эй, ты, куда пошел?!», не рассыпается в невежливых рекомендациях, которые тут же вызывают у тебя внутренний протест. Нет лишних эмоций, движений и суеты, нет окриков и очередей в регистратуре, и даже охранник, который сидит на пропускном пункте, не смотрит на тебя как на врага. Полное ощущение четко выстроенного производственного процесса, работы по стандартам. Именно этого я, как собственник, добиваюсь на своем собственном предприятии. Можно даже забыть, что ты в больнице!
Нет ощущения, что ты пришел на чужую территорию — территорию в пух и прах поруганного омского здравоохранения, сражаться за свое здоровье, заранее настроившись на бесконечную и беспощадную войну с самой системой и ее апологетами.
После лечения в МСЧ №9 у меня возникло устойчивое мнение, которое вряд ли будет коррелировать с мнением основной части населения. И вот оно: руководитель учреждения здравоохранения не обязательно должен быть врачом - стоматологом, хирургом, терапевтом. Он, прежде всего, должен быть качественным управленцем, по сути — бизнесменом, предпринимателем. И это не зависит от того, какой формы его учреждение — частной или бюджетной. Особенно, если речь идет о таких огромных структурах, как вышеназванная медсанчасть. Уровень зарплаты руководителя этой масштабной технологичной лечебницы должен быть не просто высок, а сравним с уровнем зарплаты директора крупного промышленного предприятия. Тем более, что в отличие от завода, где, после того, как система налажена, процесс начинает приносить коммерческий результат, в больнице необходимо постоянно бороться за внебюджетных доход, внедрение высоких технологий, а, следовательно, получение дополнительных федеральных, спонсорских и договорных средств, здесь, в больнице, всё равно главным остаётся социальный момент. Главврач, как не крути, руководит организацией здравоохранения. Он должен думать о человеке. И лечить Человека, а не его болезнь. Тонкая материя!
Очень сложно наладить весь производственный процесс, от первого контакта с персоналом до момента выписки, и самому остаться при этом человеком, четким и без лишних сантиментов, но с душой. Мне кажется, что здесь имеет место уникальное совпадение — характера, устремлений, внутренних ценностей и управленческих навыков.
Денег у государства на медицину не будет хватать еще долго, а наш, омский, бюджет совсем не бездонный… Но я на личном опыте — можно сказать, на собственной шкуре и шее — убедился: и бюджетное учреждение может работать сверхкачественно и ничуть не уступать коммерческому. Министерству здравоохранения, на мой взгляд, имеет смысл больше внимания уделять подбору руководящего персонала — возможно, на сложной и жесткой конкурсной основе, и за достойные деньги, не надо этого стесняться. Дабы лидерами крупных государственных медучреждений становились высокоуровневые профессиональные управленцы, такие, как Юрий Викторович Шаповалов.
Спасибо его персоналу, от врача до санитарки, что перевернули представление о том, какой может быть бюджетная медицина.
Фото:предоставлено Д. Галавановым; И. Губарева, «ВОмске»
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
— Психолог
— Коуч, психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии