Krasota спасёт Омск

27 апреля галерея «Левая нога» сделала современное искусство ещё ближе к народу. И это правильно.

3382129 апреля 2018
Krasota спасёт Омск

Как говорил Ильич, искусство принадлежит народу. А где у нас весь (ну, или почти весь) народ? В МЕГЕ. А «Ашан» — вообще его «место силы».

Современное искусство больше не торопится в музей, чтоб показываться исключительно за деньги, — оно говорит с народом безвозмездно. То есть бесплатно.

Дамир Муратов, Никита Поздняков, Дима Вирже, Сергей Горожанкин, Ренат Латышев, Вика Трубицина, Антон Гудков, SLAVA выходят к людям напрямую. По меткому выражению всё того же Ильича, вгрызаясь «в самую толщу широких трудящихся масс», мечтающих обновить поизносившийся за зиму гардероб и забить холодильник хлебом насущным.

1

Дом культуры (ТЦ МЕГА) представил выставку «Omskaya Krasota» в формате репродукций работ молодых и ярких омских художников.

Кто-то пишет милый сердцу натюрморт с селёдкой, «куст ракиты над рекой», желающие прошмыгнуть в историю — автопортрет. Эти творческие личности славят JVCR, что в переводе с компьютерной клавиатуры значит «Омск». Их всё время тянет повеселить не только себя, но и весь остальной мир. Их вдохновляет всё, что вокруг: весенний день, корявый пень, лупоглазая Алёнка с конфетного фантика. Работы растут буквально из любого сора.

Вот знаменитый флаг «Соединённых штатов Сибири», и диковинный омский зверь «Сибирашка», и «Siberia island of Freedom» — это же Дамир Муратов! Руку мастера видно издалека.

Эти картинки не просто висят на стене и радуют глаз, они выпрыгивают на зрителя, чтобы ущипнуть его и немножко подразнить.

Весёлые пеньки-мухоморы с эмалированными шляпками-тазиками в горошек, портрет трамвая №2 в анфас, грустная васнецовская «Алёнушка-дурочка», и над её бедной головушкой какой-то чудак присобачил красный нимб с заветными буковками JVCR.

— Это я, — признаётся автор Ренат Латышев, — вообще-то картина стояла на помойке. Я её пожалел, склеил и всё. Любуйтесь теперь.

— А кто в гнёзда саврасовских грачей табличек с JVCR навтыкал? Тоже вы?

Ренат скромно улыбается. Он по образованию инженер леса. Говорит, лес в целом и отдельные деревья в частности его очень вдохновляют. В лесу хорошо: ягоды — грибы — берёзки. И что Саврасова он так — от большой любви.

Рассказывают, увидев полотно Алексея Кондратьевича, Павел Михайлович Третьяков прямо возбудился и, не раздумывая, предложил художнику 600 рублей. По тем временам деньжищи. Потому что, как писал один знаток живописи, этим пейзажем Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

Что спустя 146 лет своей репликой открыл его небесталанный омский собрат по карандашу и кисти искусствоведам ещё предстоит разгадать.

А если говорить о денежном эквиваленте, то одна девушка мне призналась, что, разумеется, купила бы на выставке что-нибудь за 500 рублей. Да хотя бы и «Трамвай».

— Чей транспорт? — интересуюсь у Рената именем счастливчика, едва не огрёбшего полтыщщи.

— Сергея Горожанкина, — удивляется художник моему вопросу, — а зачем всё подписывать? Какая разница, кто рисовал, все авторы-участники есть на афише, идите почитайте…

И что может сказать по этому поводу взрослый человек на языке оригинала? Куда ни плюнь, одно сплошное творчество и импровизация…

И не было на той krasivoy выставке ни громкой музыки из динамиков, ни толпы информационных мух с телекамерами и микрофонами. Впрочем, очереди из жаждущих прикоснуться к «нестандАрту» тоже не наблюдалось.

Вполне себе респектабельная вечеря: за столом детишки валяли шерстяные кактусы, а те, кто постарше, цокали язычками и делали селфи на фоне теперь уже знаменитого «Красного Трамвая №2», оцененного в 500 рублей…

Сначала было тихо и скучно, но помаленьку начало веселеть. Заглядывали всякие неравнодушные люди с объёмными пакетами из окрестных бутиков. Иные останавливались, пытаясь вот так сходу постичь молодое омское искусство, иные без всякой там рефлексии беззаботно фотографировались и убегали в «Ашан» за колбасой. Всё-таки людям нужна Krasota. Что-то сердечное должно быть. Не одними выборами и продуктами жив человек…

Стремительно влетела тётя с авоськой, быстренько пощёлкала телефоном ёлочки-веточки и вдруг в ужасе отшатнулась: «Страшная какая!» Это она так картины Никиты Позднякова испугалась. Впрочем, разве можно оскорбить современного художника?

Известный омский примитивист предоставил на выставку единственный холст 80 на 100 см. Маслом. Со смыслом. Пятиэтажка, иероглифы, одинокая женская фигура: не то смерть, не то монашка, и розы-розы-розы — одним словом, без Никиты не разберёшь. Хотела было, как Третьяков, прицениться да опоздала: картина, говорят, уже в собственности, не продаётся.

Смотрю, ребята раскладывают на столе что-то чёрное. Оказалось, свежие номера «Журналов маргинального искусства». Авторы, Данила Леви и Вика Трубицина, презентуют публике третий номер своего детища.

— Каждая эпоха ищет новые способы передачи идей и мыслей, мы передаём свои идеи журнальчиками, — рассказывают издатели, — делаем их по воскресеньям в галерее «Левая нога», каждый номер — в единственном экземпляре, можно сказать, штучная работа, эксклюзив. Это не продаётся, и подписаться на нас нельзя, мы просто дарим свои работы хорошим людям.

Надо признаться, работы художников, отклоняющихся от классического стиля, как бы ни были они интересны, всегда вызывают у меня подозрение: а имеет ли их автор художественное образование или он только выдаёт своё профессиональное бессилие за мастерство?

Но Данила и Вика меня сразу успокоили. У обоих за плечами целая художественная школа. Вдобавок ко всему Данила ещё и дизайнер. А Вика учится на инженера в Транспортной академии.

— А почему не на художника?

— Тяжёлый вопрос, — вздыхает Вика, — попала под влияние родителей. В обществе есть убеждение, что искусство не приносит заработка или успеха в жизни, что здесь играет большую роль талант, поэтому я инженер и художник.

— У Вики есть собственный Инстаграм «Дверь в подвал», — делает маленькую рекламу коллеге Данила, — чтобы понять её творчество, надо непременно туда заглянуть.

Что бы там некоторые ни говорили, а хорошо у нас в городе, красиво: слесарь Степаныч приветливо машет русалочьим хвостом, из-под земли пробиваются таинственные мухоморы с берёзовой корой, бродят колоритные стаи бездомных собак, и во дворах непременно металлические гаражи, усыпанные разноцветной осенней листвой, издалека напоминающие ангары марсиан…

Тысячи омичей видят эту красоту каждый день, но лишь единицы догадались «остановить мгновенье». Зачем писать сирень в вазе на потребу тёще, когда можно сделать «Привет из Омска. Летов, Достоевский, Колчак»? Все трое — в профиль. Как Маркс, Энгельс и Ленин. Потому что, если кто не знает, Летов, Достоевский, Колчак — самые популярные личности в наших глухих краях.

«Я бы такую открытку всем-всем отправляла», — мечтательно вздохнула девушка в камелопардовых ботильонах и пару раз щёлкнула «троицу» на телефон.

На выставке «Omskaya Krasota» нет работ с «редкостным художественным прозрением», потому как люди ходят в МЕГУ точно не за искусством. Зато есть забавная карта Омска с самыми любимыми горожанами местами.

— Цель выставки — славить JVCR, славить Омск, кому как нравится, — объясняет Ренат. — Это наша песенка про любимый город: спели и пошли дальше. А те, кто заглянет посмотреть на Krasoty, пусть тихонько подпоют и идут своей дорогой.

— Как человеку объяснить, что такое культура и искусство, если он об этом ни сном ни духом? — размышляет Данила. — Дом культуры пришёл с предложением к «Левой ноге» всё это раскачать. Для молодого поколения, которое в «Ашане» ворует вареники поштучно…

Художник многогранен, не надо ограничиваться рамками, давайте экспериментировать. Выставка в МЕГЕ — это своеобразный этап, это тоже интересно. Площадка — конечно, неформат. Если бы можно было повесить на стену реальные работы, а не принты, это бы больше впечатлило, но формат места предполагает вот такую подачу. Как сказал Димас Вирже, человек — творец, он может создать собственный мир: и материальный и духовный. Я работаю над тем, чтобы в любых обстоятельствах ощущать себя творцом, и я спокоен.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Ирина Губарева, «ВОмске»

Теги:выставкаЛевая ногаМегагалереяискусство


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

12421 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

899104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3260114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4257210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6117106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1034812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх