Главная Общество Игорь Коновалов: «Если Полежаев считал себя правым, то почему скульптуру Ленина прятали?»
Игорь Коновалов: «Если Полежаев считал себя правым, то почему скульптуру Ленина прятали?»
О целесообразности соседства скульптуры Ленина и Ильинского собора в центре Омска рассуждает известный омский историк и краевед.
2097107 мая 2018
Зампредседателя омского отделения ВООПИиК Игорь Коновалов в колонке на сайте БК55 уточнил исторические моменты, связанные со старейшими церквями Омска. В частности, развеял бытующее мнение, что разрушенный при советской власти Ильинский собор был старейшим омским храмом.
«Первой стационарной церковью в Омской крепости была церковь Сергия Радонежского. Сергиевскую церковь построили не ранее 1717 г., при строительстве постоянной крепости в районе нынешних Сквера борцов революции, площади Ленина, Театральной площади», — пояснил краевед.
Небольшая деревянная Сергиевская церковь, по его данным, стояла недалеко от пересечения нынешней улицы Лермонтова с проспектом Маркса, между остановкой «пл. Ленина» и цветочным магазином.
1Существует несколько проектов восстановления Сергиевской церкви, в частности, с таким предложением выступал архитектор Альберт Каримов.
«Но ни городской администрации, ни Епархии, ни фонду «Духовное наследие» они не интересны. Сергиевская церковь была маленькая, деревянная, ее история очень давняя, большевики ее не сносили. Хотя для восстановления нет никаких препятствий. Для нее достаточно места на газоне между остановкой и цветочным магазином», — рассуждает Коновалов.
Ильинская церковь в ее первом варианте возникла не ранее 1719 года в укрепленной Омской слободе в районе нынешнего ДК Дзержинского.
«Когда собрались строить новую Омскую крепость, то старую деревянную Ильинскую церковь из ликвидируемой Омской слободы заблаговременно перенесли на левый берег Оми в 1764 г. и поставили на горке перед старой крепостью. Эта горка до переноса церкви называлась Алаярский яр. При этом Сергиевская церковь никуда не исчезла. Как минимум с 1764-го по 1773 г. старая Ильинская и Сергиевская церкви существовали единовременно», — делится с читателями историческими деталями Коновалов.
Престол Сергиевской церкви затем перенесли в Воскресенский собор. Новую Ильинскую церковь строили в 1778-1789 гг. на частные пожертвования. Старейшей же ее стали считать по заблуждениям историков.
«В 1916 году, когда праздновали 200-летие Омска, опирались на труды Г. Е. Катанаева. Либо он знал что-то, чего не знаем мы, либо наоборот мы знаем сейчас больше него. Но Катанаев решил, что Ильинская церковь является старейшей в Омске, и поэтому предложил праздновать день города на Ильин день, т. е. 2 августа. С ним согласились», — уточнил краевед.
Разговоры о восстановлении Ильинской церкви начались еще в 80-е годы, однако в итоге из-за в том числе противоборства с коммунистами, проще для властей оказалось сперва восстановить Успенский и Воскресенский соборы.
«Пафос восстановления в обществе ослаб, а разногласия возросли. Тем более ее место по-прежнему занято. И тут начинается лукавство – из благих намерений, известно куда ведущих. Предлагают совместить несовместимое: оставить памятник Ленину, а у него за спиной построить церковь», — пишет Коновалов.
При сохранении скульптуры неизбежно будут сдвигаться исторические границы храма, и тогда, по мнению историка, речь пойдет уже не о реконструкции, а о новом строительстве.
2Точности ради стоит напомнить, что проекты символического восстановления облика разрушенной церкви при одновременном сохранении памятника Ленину выдвигались еще в начале девяностых годов XX века (прим. вып. ред.).
По мнению Игоря Коновалова, поскольку памятник Ленину не является историческим – вождь с этого места не выступал – то скульптуру можно перенести в сквер Борцов революции.
«Для его переноса есть формальные сложности, но в бытность своего губернаторства Полежаев с ними не церемонился. Памятник Ленину напротив Успенского собора имел такой же статус, но его убрали. Правда, убрали тайно. Если Леонид Константинович считал себя правым, то почему скульптуру прятали?» — задается вопросом историк.
Также Игорь Коновалов комментирует ведущиеся в обществе споры о необходимости собора в Омске.
«Меня всегда забавляет забота атеистов о наполняемости храмов. Они решают, достаточно храмов или нет, пустые они или заполненные, при этом в них не бывая. Как у нас говорится, вольному – воля, спасенному – рай. Я не хожу в те заведения, в которые вы ходите, меня не интересует их количество и наполняемость. Откуда у вас такая забота о наполняемости храмов?» — задает риторический вопрос православный краевед.
Отметим, что последние годы идея восстановить некогда находившийся в центре Омска Свято-Ильинский собор увлекает экс-губернатора Леонида Полежаева. По мнению Полежаева, это снимет грех разрушения храмов с города и, возможно, избавит Омск от тяжелой энергетики. Фонд бывшего главы региона уже выпустил книгу о соборе.
Местные власти идею экс-губернатора не поддержали.
«От мэрии города в лице Двораковского В.В. получен ответ-отписка, нелепый по своему содержанию. Губернатор области вообще затруднился выразить свою позицию», — рассказал Леонид Полежаев.
Сайт «ВОмске» проводил опрос об отношении к инициативе. Однозначно одобрили предложение Леонида Полежаева восстановить Свято-Ильинский собор лишь 28% от общей выборки. Против высказались 62% опрошенных. Остальные 10% респондентов выбрали вариант «мне все равно».
Фото:Открытый Омск, artfile.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии