Интервью с настоящими. Алексей Декельбаум
Известный писатель-сатирик, журналист, киносценарист и путешественник — о родном городе.
660401 июня 2018
В рубрику «Глобус Омска»сегодня мы пригласили омского писателя, журналиста и участника кругосветного путешествия на яхте «Сибирь». По его словам, для него в Омске совмещается любовь к своему месту на планете, к своему делу и, прежде всего, к дорогим людям. Киносценарист рад тому, что благодаря интернету он может слать свои работы из Омска в любую точку мира, и следует хемингуэевскому принципу — «праздник, который всегда с тобой».
— Алексей Захарович, опишите город тремя словами: какой для вас Омск?
1— Хватит двух слов: родной город.
— Самое любимое, знаковое лично для вас место в Омске – и почему оно? (просто нравится, связано с какими-то важными событиями в жизни, воспоминаниями)
— Таких мест много и с каждым многое связано. Но больше всего захватывает дух, когда смотрю с Юбилейного моста на место слияния Оми с Иртышом. Мощная инъекция простора...
— Куда вы в первую очередь водите гостей города? (Драмтеатр, Омская крепость, Врубель, Любинский проспект в целом и/или Камергерский переулок в частности, что-то другое)
— Увы, не было таких прецедентов. Но если бы случились — повёл бы на Зелёный остров показывать самое лучшее в мире судно — нашу кругосветную яхту «Сибирь».
— Назовите три главные фамилии, ассоциирующиеся у вас с Омском, и объясните свой выбор.
— Ассоциации мои очень неоригинальны: Бухгольц — основатель, и Достоевский и Колчак, обеспечившие Омску мировую славу. Надеюсь, Врубель, Туполев, Королёв и Зворыкин меня бы простили...
2— Кем из ныне живущих омичей, по-вашему, город может и должен гордиться, кого должен поддерживать, на кого стоит ориентироваться молодежи, кто лично для вас является авторитетом в моральной и в профессиональной сферах? Почему? Особенно интересно услышать недооцененные, нераскрученные фамилии...
— Тяжелый вопрос, ведь таких людей очень много. Причём, вот именно, «нераскрученных»... Для меня лично большой моральный авторитет Вадим Михайлович Физиков — филолог, литературовед, филигранный интеллигент и высокий профессионал. Директор литературного музея им. Достоевского Виктор Вайнерман — эталон преданности своему делу, своему музею, причем, зачастую не благодаря, а вопреки любым обстоятельствам. Сергей Щербаков — капитан «Сибири», инициатор, «двигатель» и командор всех ее экспедиций — пример упорства и высокого профессионализма. Но этот список, конечно, далеко не полон.
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— Не верю я в уникальную «узнаваемость» омичей. Но уверен, что их отличают доброта, душевность и выживаемость. А мешают им жить синдром провинциальности и пессимизм. Не хватает любви к своему городу и гордости за него — у Омска все-таки богатая история и культура, и здесь живут замечательные люди, настоящие мастера, таланты и подвижники.
— Самое смешное, что вы слышали от иностранцев или жителей других российских городов об Омске?
— Самой смешной была реакция. Когда «Сибирь» забилась от шторма в одну норвежскую бухту, то там мы встретили немцев, приехавших сюда из Германии на рыбалку. Когда они узнали, что парни из неведомого Омска и каторжной Сибири вот на «этом» прошли вокруг земного шара, то первым делом начали... совать нам продукты. Мы благодарили и отбивались.
А жители других российских городов всегда смешили меня, когда называли нас «омчане».
— Бывшему мэру Омска Валерию Рощупкину когда-то приглянулась скульптура «Наблюдателя» в Братиславе – и у нас появился «Степаныч», ставший любимцем омичей, нравящийся и гостям города. А вам что увиденное в других городах хотелось бы перенести в Омск?
— Чистоту и дороги европейских городов и... немного моря и гор.
3— Что вам больше всего нравится и сильнее всего удерживает в Омске?
— Я просто люблю этот город, а любовь иррациональна и исключает вопрос «за что?». За то, что я приехал сюда в 1954 году из роддома №1 — вот и всё. А держит меня здесь масса дорогих людей и какое-то чувство душевного родства с этим городом — как с живым человеком. К тому же у меня счастливая профессия, позволяющая слать литературные тексты и киносценарии из любой точки земного шара, где есть интернет. Так уж лучше пусть это будет мой родной Омск.
— А что больше всего не нравится, раздражает, хочется изменить?
— Жуткие грунтовые дороги «сезонной доступности» во многих кварталах частного сектора. Это очень унизительно для моего города, особенно в 21-м веке. Дико раздражают россыпи мусора, в основном, на окраинах — целые площадки, заваленные пивными банками, бутылками и прочим «добром».
— Были у вас мысли покинуть Омск насовсем или надолго? Предпринимали вы такие попытки? Сохраняется ли это в планах? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире? Или, наоборот, остаться неизменным… Поделитесь подробностями.
— Никогда не было таких намерений и нет. Понимаете, на планете, да и в России, я видел массу очень приятных мест, но если там поселиться, то представьте: просыпаетесь, а за окном опять это чёртова Эйфелева башня, или набережная в Майями, или постоянное море — каждое утро, каждый день... И всё: праздник превращается в унылую обыденность. Потому что главное — не снаружи, а внутри нас. Тот самый хемингуэевский «праздник, который всегда с тобой». И это, вот именно, любовь. К своему месту на планете, к своему делу и, прежде всего, к дорогим людям. Все это для меня вполне совмещается в Омске. И если я когда-либо уеду из него, то только к моим старикам на кладбище или сразу за границу — если в России, не дай Бог, окончательно задавят гражданское общество и построят новый крепкий сталинизм. А так-то, конечно, я всегда готов уехать из Омска в любое путешествие или на хорошую «вахту» — хоть в моей любимой Москве (учился там наездами четыре года), хоть на острове Врангеля, хоть на Курилах или в океане. Пусть даже на полгода-год... но, чтобы опять вернуться в Омск.
— Если бы у вас был свободный выбор и неограниченные возможности, в какой город вы бы переехали? Почему?
— В Омск. Потому что см. выше: важно не то, что снаружи, а то, что внутри.
4— Чего, на ваш взгляд изнутри, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего опыта и знаний вы бы поделились с Омском — тем, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Омску не хватает «столичной» психологии, драйва, возможностей и оптимизма. Денег Омску не хватает, и это заставляет меня жалеть, что я не миллиардер. В этом плане очень показательны истории с метро и с Федоровкой — наш всероссийский позор. Но виноват в этом не Омск, а всероссийская система взаимоотношений регионов и центра...
При этом в городе очень много великих талантов — в искусстве, в технике, в науке, в спорте и в других сферах жизни и творчества. Но очень низка планка административного креатива, как будто над Омском реет незримый баннер «И так сойдет...». Мы вообще очень провинциальны — своего рода «миллионная деревня», населеннная, в основном, общими знакомыми.
Что касается опыта, которым хотел бы поделиться с Омском, то просто расскажу одну историю... В своем кругосветном походе «Сибирь» укрылась от шторма в Юрике — небольшом городке на западном побережье США. Ребят там приняли на высшем уровне, даже пригласили на заседание их местного «горсовета», как почетных гостей. Так вот зайти на эти заседания может любой человек с улицы. Охраны — ноль. Мало того, любой может там и выступить! Напиши записку с просьбой о выступлении, изложи в ней проблему, передай записку секретарю, и тебе предоставят слово...
Да, Россия к такому, наверное, еще не готова. Но нельзя же к построению гражданского общества подходить по принципу из известного анекдота: «Научитесь плавать — пустим в бассейн воду». А ведь гражданское общество с гибкой системой противовесов — это не самоцель, а важнейшее условие конкуренции идей и инициативного экономического развития и страны, и любого региона, и нашего города.
— Ваше жизненное кредо.
— Цель не оправдывает средства. Хотя, конечно, по закону всемирной энтропии, ничто в этом мире не идеально, в том числе и наши отношения со своими «жизненными кредо». Но надо хотя бы пытаться.
Досье
Декельбаум Алексей Захарович родился в 1954 г. в Омске. Окончил Омский политехнический институт и Литературный институт им. А. М. Горького. 15 лет работал инженером в НПО «Сибкриотехника». В литературе начинал в 70-е годы с юмористических рассказов. Печатался в журналах, коллективных сборниках, альманахах, антологиях Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга и многих других городов. Был редактором омских газет «Сибирикон», «”Московский комсомолец” в Омске» и «Четверг». Автор книг «По законам сохранения», «Плоть от плоти», «Остров Жаннетты», «На случайных берегах». В 2001 году в составе кругосветной экспедиции яхты «Сибирь» прошел от Кубы до Омска и описал кругосветку в художественно-документальной повести «На палубе земного шара». С 2004 года работает в киносценаристике. Автор скетчей к юмористическим телесериалам «Женская лига», «6 кадров», «Даёшь молодёжь!» и другим; сценариев к сериалам «След», «Пятая стража», «Следаки», «ОСА», «Икра». Занесён в энциклопедию «Лучшие люди России». Член Союза российских писателей.
Фото:предоставлено Алексеем Декельбаумом
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97014 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80615 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии