Главная Взгляд Владимир Разумов: «Сегодня политика власти по отношению к высшей школе – это «терапия занятостью»
Владимир Разумов: «Сегодня политика власти по отношению к высшей школе – это «терапия занятостью»
Профессор Омского госуниверситета считает, что игнорирование проблем высшего образования в регионе ведет к его полной деградации.
3370511 июля 2018
В омских вузах завершился очередной учебный год. Студенты сдали летнюю сессию и ушли на каникулы, выпускники получили дипломы, а у преподавателей и сотрудников начался сезон отпусков. Однако по-настоящему отдохнуть этим летом, судя по всему, удастся немногим доцентам и профессорам. Почему так происходит, рассказывает заведующий кафедрой философии ОмГУ Владимир Разумов, эмоциональный и искренний монолог которого мы сегодня публикуем.
- В настоящее время можно констатировать, что основной функцией периферийного вуза стало не обучение студентов, а производство документов. Это заметный сдвиг, который профессиональное сообщество должно осознавать. То есть ситуация, которая сейчас установилась и поддерживается контролирующими вузы органами власти, приводит к тому, что преподаватель высшей школы забывает уже не только о научной деятельности, но и об учебном процессе.
1Сегодня подготовка образовательных программ проходит при постоянно меняющихся требованиях. Активно внедряется, так называемая, электронная образовательная среда. Это те специальные «оболочки», в которые приходится переносить программы. Сюда же можно добавить и совершенно абсурдные требования по подготовке списков учебно-методической литературы. По новым требованиям эта литература должна быть доступна только при наличии заключенного договора, хотя она и так доступна в интернете. Список литературы – это то, от чего должны отталкиваться самостоятельные занятия студентов. А если библиотека показывает нам, что список не проходит без договора издательством, отсутствующим на настоящее время у вуза, то, соответственно, нужно его составлять заново. Полагаю, что ни один преподаватель Омского государственного университета, да ни один преподаватель в городе Омске, не ушел на летние каникулы, без того, что ему нужно в очередной раз переделывать эти программы. Разумеется, в отпуске.
Совсем недавно, месяц назад прошла очередная прямая линия с президентом Путиным. Смотря ее, я для себя зафиксировал, что проблемы современного российского вуза в поле внимания этой передачи вообще не попали. Вероятно, высшая школа интересует руководство страны на уровне нескольких элитных университетов, которые, по мнению нашей управленческой элиты, и определяют всю ситуацию в высшем образовании. Все остальное уже за пределами их интересов. Наше общество должно серьезно напрячь то, что в стране фактически отсутствует стратегия развития высшего образования.
Мне кажется, что в настоящее время, возможно, стихийно, а возможно, и сознательно образование в нашей стране приобрело имитационно-элитарный характер. Поясню. Элитарное образование – образование для детей наших элит. В Сибири к этому уровню, вероятно, могут приблизиться Томск, Новосибирск, Красноярск, может быть, Дальневосточный федеральный университет. Подтягивается Тюменский университет. Совсем немного. Все остальное – имитационный уровень. Мы делаем вид, что учим, студенты делают вид, что учатся. Им, кстати, пока это нравится: получили оценку, взяли документы об образовании и, желательно, не напрягаться. Но возникает вопрос: что потом? А потом начинаются проблемы. Существует определенный уровень качества, который абитуриент-студент ожидает от вуза. О том, что это вуз пятой категории по сложившейся в РФ табели о рангах мало кто задумывается. Но оказывается, что выпускник колледжа, который, к примеру, получил среднее специальное образование по дорожным работам, по строительству, по «электрике», по холодильному оборудованию и т.п. зарабатывает значительно больше, и перспективы в жизни у него значительно четче, чем у выпускника этого самого вуза пятой категории.
Как тут не вспомнить еще об одной актуальной проблеме. По официальным данным, сегодня, в сравнении с 2009 годом, число абитуриентов сократилось примерно на 40%. Десять лет назад у нас в ОмГУ было людно до позднего вечера, а сейчас аудитории в середине дня стоят пустые.
Если мы что-то говорим об инновациях, то уровень образования необходимо поднимать. Если же мы, по умолчанию, так и собираемся оставаться сырьевым придатком, то тогда, конечно, все что сейчас делается, делается адекватно ситуации.
Эти вопросы я бы адресовал и профессиональному сообществу, и власти, и обществу в целом. Такое ощущение, что до происходящего никому нет дела. Не раз уже обращался через СМИ, в том числе, и к исполняющему обязанности губернатора Александру Буркову. Сейчас активно идет избирательная кампания, но после выборов придется решать множество насущных проблем. Одна из ключевых: из региона, и конкретно из города «бегут» люди, уезжает молодежь. Снова обратимся к цифрам. В этом году Омский госуниверситет не получил ни одного места в аспирантуру. Шесть мест сформированы за счет внебюджетных средств университета (богатая организация…), есть, так называемые, целевые места, но федералы не выделили в этом году ни одного. Ни физикам, ни лирикам. Нет бюджетных мест в этом году для студентов экономических специальностей. Видимо, у нас с этими специалистами вообще никаких проблем нет?! Удержать регион от дальнейших потерь, не уделяя должного внимания уровню и статусу вузов – невыполнимая задача. Если мы просто не сохраним статус-кво высшего образования в Омске, то перспективы нас ждут крайне печальные: человеческий капитал будет утекать. Причем это будут наиболее квалифицированные молодые люди. Мы отстали уже не только от Новосибирска, но уже и от Тюмени, начинаем отставать от Барнаула, где активно раскручивается бренд Алтая.
Не могу не сказать еще об одном новшестве федералов в отношении профессорско-преподавательского состава провинциальных вузов. Есть определенные планы по сокращению гуманитарного блока высшей школы за счет того, чтобы перевести этот блок на дистанционное обучение. Как это будет выглядеть? Вероятно, выдающиеся профессора московской Высшей школы экономики будут вести эти занятия. Посадят студентов перед большим экраном... Образование по «скайпу». Это обсуждается на полном серьезе. И если не обращать на это внимание, не звонить в колокола, то скоро так и будет.
Пока еще молодежь в регионе в основном устраивает эта имитация. Но с учетом дальнейшего падения уровня высшего образования, радужными мне перспективы региона не кажутся. Хотя с каждой новой аккредитацией держаться на профессиональном уровне становится все сложнее. Что такое сегодня процесс аккредитации вуза? Это напряжение, это страх, это унижение. Вот основные эмоции, которые, как я думаю, переживают сейчас все мои коллеги. Я двадцать лет учился: аспирантура, докторантура. Неужели я это делал для того, чтобы часами переносить из одного электронного формата в другой тексты? А форматы меняются каждый год и в год по нескольку раз. Иначе как издевательством это не назовешь. В медицине, а конкретно, в психиатрии есть такое понятие - «терапия занятостью». Такое впечатление, что подобный метод общения с преподавателями вузов выбрала сегодня власть.
2Очень много трубят о том, как сильно выросла зарплата работников высшей школы за последние годы. На первый взгляд, это правда. Но если эту зарплату переложить на единицу времени, на трудозатраты, то она уменьшилась. Это не преувеличение, и я готов отвечать за свои слова. У нас добавляются все новые формы работы. Например, я, как доктор наук, профессор и даже как заведующий кафедрой никогда раньше не занимался формирование кадровой справки, карты компетенций, матрицы компетенций и т.д. Причем это нужно делать по каждому направлению и уровню подготовки обучающихся (бакалавриат, магистратура, аспирантура). А когда профессорско-преподавательский состав вуза вынужден преимущественно заниматься такой работой, то каких специалистов мы сможем сформировать?! Это будут исполнители низкой, максимум - средней квалификации. Примерно с 2010 года в вузах пошла своеобразная антиинновационная тенденция. Инновации не только не поощряются, а сама среда оформляется таким образом, что они в ней неуместны. Новые разработки, которые есть у меня и у других коллег, перед аккредитацией приходится прятать. Потому что, если ты это вводишь, то столько придется писать бумаг, что проще эти разработки убрать в стол. И действовать по стандарту.
Эта стандартизация приводит к тому, что происходит жесткое форматирование сознания. Профессор, доцент приходит в аудиторию и транслирует стереотипное восприятие действительности студентам. Ни о какой креативности, свободе и самостоятельности мышления речи уже не идет. Вот возникает вопрос: мы этого хотим? Если да, то тогда давайте так и говорить! Если так, то тогда нужно честно говорить молодежи: если вы хотите получить высококачественное образование, то из Омска надо уезжать, поскольку здесь вы его уже не получите. Давайте признаем это открыто! По крайне мере хоть обманывать никого не придется. И себя в том числе.
Фото:Фото:с velykoross.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1086921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
92218 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
80518 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии