Вот мой «ONEГИН» на свободе

Омский ТЮЗ 21-22 июля завершает сезон премьерой по роману в стихах Александра Пушкина «ONEГИН». Каким будет спектакль, рассказал режиссер Юрий Печенежский.

303520 июля 2018
Вот мой «ONEГИН» на свободе

– Вы определили жанр ««ONEГИНа» как «blues с одним антрактом». Зачем понадобилось английское написание?
– Не люблю понятия «жанр». Для меня спектакль, выдержанный в одной стилистике, без слома – признак отсутствия воображения. В русском языке слово «блюз» означает музыку. Английское «blues» включает в себя понятия «тоска», «хандра». Помните? Блюз – это когда хорошему человеку плохо. В данном случае – применительно к Татьяне. Потому что нельзя назвать хорошим человеком Онегина, совершающего неблагородные поступки. Он разрушитель, который своим ничегонеделанием, пренебрежением к людям, разрушил четыре судьбы, включая собственную. Кто-то считает, что Пушкин списывал Онегина с себя. Убежден: именно Татьяна – его альтер эго в женском обличии, поэтому спектакль про Татьяну. Я как-то задумывался над тем, чтобы назвать его – «Татьяна». Но «Онегин» – это уже не просто слово, а понятие, которое несет в себе нечто большее. Ведь почему-то Пушкин не называл свои произведения именами главных героев. Единственное исключение – «Дубровский», но этот роман опубликован после смерти автора, название придумал издатель.

– В спектакле звучит живая музыка?
– У нас есть такие персонажи – рассказчики, несущие огромную смысловую нагрузку. Они сопереживают главным героям, но не в силах изменить ход событий: роман уже написан. Они же музыканты, исполняющие три композиции в блюзовой манере (с актерами работает музыкальный руководитель Наталья Сухотерина). Остальное – записи из моей обширной фонотеки. Музыка в спектакле играет атмосферную роль, даже Led Zeppelin и «АукцЫон», хотя это довольно агрессивные вещи, – чисто атмосфера. Остальные треки достаточно спокойные, в основном, исландский композитор Olafur Arnalds, очень красивая музыка, вневременная. Есть фортепианные мелодии японского музыканта Ryuichi Sakamoto и композиции других авторов…

1

– В рецензии на ваш спектакль по «Палате №6» в Театре ROOM, прочитала: «Сохранив чеховский текст, режиссер говорит со зрителем современным языком». В спектакле по «Евгению Онегину» вы тоже сохраняете авторский текст?
– Мы полностью сохранили текст и даже нарратив. Это спектакль о чувствах людей, благородных и неблагородных поступках. Хочется то, о чем писал Пушкин, сделать понятным сегодняшней молодежи. Чтобы они увидели живую Татьяну, а не из 19 века. У нас нет современной атрибутики, мы не рядим актеров в шорты, не даем им в руки мобильных телефонов. Костюмы даже слегка стилизованы под 19 век. Наша с художником Сергеем Федоричевым задача – не делать нафталина, архаичных вещей, выдержать золотую середину. Для меня понятие «живые люди на сцене» – главное в этой постановке. Актуализация классики. Современный разговор, современное поведение артистов, которые произносят текст Пушкина, не меняя ни слова.
Балетмейстер Соня Гандилян (она довольно известна в Омске благодаря танцевальной школе «SK DANCE») придумала несколько интересных пластических решений и танцевальных номеров. Возможно, у меня уже замыленный глаз, но мне кажется, что получилось интересно.

– «Энциклопедии русской жизни» не будет?
– Если ставить энциклопедию, получится 12-часовой спектакль. Григорий Козлов (театр «Мастерская») поставил «Тихий Дон», который длится 8 часов – энциклопедию казачьей жизни. Смотрится на одном дыхании, один из моих любимых спектаклей. Если бы я был руководителем какого-то театра, то мог бы потратить целый год, чтобы выпустить нечто подобное.

– Но ведь вы режиссер Театра ROOM?
– Театр ROOM – это сборище друзей. Команда артистов, с которыми очень легко, потому что не приходится переучивать, заниматься педагогикой больше, чем режиссурой. Абсолютно неформальные отношения: встречаемся, репетируем бесплатно в небольшой комнате, поэтому и назвали – ROOM. Вышло случайно: в Чеховском культурном центре в Москве предложили поставить «Палату №6», я согласился, собрал выпускников ГИТИСа и Щепкинского училища, сделали «Номер шестой», получилось достаточно убедительно, съездили на международный фестиваль «Мелиховская весна». Начали репетировать «Пьяных» Вырыпаева – еще не завершили, у меня началась череда постановок.

– Почему режиссеры редко берутся за Пушкина? Слишком ответственно?
– Когда мы сговорились с главным режиссером Омского ТЮЗа Евгением Рогулькиным о «Евгении Онегине», первым делом подумал: кто я такой, чтобы ставить Пушкина? Но если не делать смелых шагов, не разбираться в серьезных вещах, а «Евгений Онегин» – очень серьезная вещь, ничего не получится, и я сам никуда не сдвинусь как режиссер. Пушкина ставил дважды – «Пиковую даму» в Пскове и «Станционного смотрителя» в Великих Луках. Поэтому в разговоре с Рогулькиным прозвучало: близкое знакомство с автором есть – может быть, продолжить? А не замахнуться ли? Хотя я и сам подумывал об Онегине. Маячил где-то.

– К вам на премьеру приезжают театральные критики?
– Я пригласил Марию Кожину, Татьяну Веснину и Александрину Шаклееву из омской драмы. 21 июля будет обсуждение со зрителями после премьеры – это обычная практика, очень интересная.
Пользуясь случаем, хочу предупредить тех, кто рассчитывает увидеть традиционную постановку и костюмы 19 века: образы будут современными. Это спектакль для молодежи, для тех, кто хочет вслушаться в пушкинский текст.

Юрий Печенежский имеет два образования – актерское и режиссерское, работал в Театре у Никитских ворот, снимался в сериалах, поставил около десяти спектаклей в различных театрах страны.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

10221 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

889104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3240114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4215210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6096106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1032812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх