Вадим Тунеев: «Истину нельзя найти – её можно только полюбить»
Корреспондент «ВОмске» побеседовал с побывавшим в нашем городе одним из духовных лидеров «Центра обществ сознания Кришны в России» Вадимом Тунеевым aka Бхакти Вигьяна Госвами.
766922 ноября 2016
- Вадим Михайлович, сколько сегодня кришнаитов в России? Есть какая-то статистика?
- Это непростой вопрос. Точную цифру назвать сложно, но тенденция к росту очевидна. В Москве на большие праздники приходит до семи тысяч человек. Хотя, конечно, опять же сложно сказать, кто из гостей праздника вайшнав, кто сочувствующий, кто просто любопытствующий... В целом же по России, думаю, можно говорить о 20-30 тысячах человек.
1- В свое время из-за преследования КГБ, связанного с Вашими религиозными убеждениями, Вы были вынуждены эмигрировать в Швецию. Как сегодня складываются Ваши отношения с властью?
- При прочих равных, грех жаловаться, сегодня в целом власти относятся к российским вайшнавам довольно лояльно. Можно сказать, что мы стали признанной частью российского общества. Власть соблюдает нейтралитет. К сожалению, приходится сталкиваться и с негативным отношением чиновников. Но это обусловлено, скорее, их позицией не как представителей власти, а как людей. Неприязнь проявляется, скорее, на бытовом уровне, а не на государственно-политическом.
- В известный «пакет Яровой» вошел и закон с новыми ограничениями миссионерской деятельности. Как Вы его оцениваете?
- Пока понятно только, что там заложены сырые, трудно реализуемые вещи. Оценить его можно будет после формирования правоприменительной практики. Уже была попытка его применить. В Черкеске был арестован один вайшнав, который вел проповеди по своей личной инициативе. На судебном процессе он был оправдан. На мой взгляд, данный закон вступает в противоречие с конституционным принципом свободы совести. Автор закона определяет миссионерскую деятельность как заведомо нежелательную.
- Как сегодня складываются отношения вайшнавов с представителями традиционных религий? Не раз приходилось слышать, как ведические проповедники ссылались на Библию, но никогда – чтобы, к примеру, православные священники в позитивном ключе упоминали Веды.
- К сожалению, отношение, скорее, негативное. Разумеется, и среди православных священников разные люди есть. Однако официальная позиция русской-православной церкви, скажем так, достаточно холодная. Приведу такой факт: в русской православной церкви есть структура, которая занимается отношениями с другими религиями. Там есть отдел сект, и отдел инославянских религий. Еще с 90-х годов мы безрезультатно просим перевести вайшнавов из первого во второй. Причиной такого отношения являются и докториальные установки в самом православии к людям, которые исповедуют другие религии, и личная позиция людей, которые руководят церковью.
- Но, есть точка зрения, что раз родился в России, то и быть тебе православным. В той же Турции, к примеру, едва ли не сто процентов жителей – мусульмане.
- Я не считаю эту точку зрения верной. С точки зрения Вед, есть разные люди в этом мире и каждый своим путем идет к Богу. Самое главное, чтобы человек стоял на пути эволюции, а не деградации. Религиозные правила всего лишь помогают человеку идти к Свету.
-…либо наоборот.
- Да, есть и так называемые темные культы, которые ведут человека к деградации. Но мы-то сейчас говорим о «классических» религиях, о духовных «рецептах» от Бога, проверенных временем, а не о «новоделах», придуманных людьми. Как говорил в Деяниях Апостолов первосвященник Гамалиил, когда к нему привели первых христиан и спросили, что с ними делать: «…говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».
- Но опять же есть точка зрения, что современные переводы Вед имеют весьма отдаленное отношение к первоисточнику. И можно ли здесь говорить о духовных рецептах, проверенных временем?
- Люди, которые так считают, имеют весьма отдаленное представление о ведической традиции и о тех процессах, которые сегодня происходят в самой Индии. Все многочисленные течения индуизма основываются на Ведах, но в современных условиях классическим четырем Ведам (Ригведе, Яджурведе, Самаведе, Атхарваведе) мало кто следует. Но это не значит, что если людей, которые сегодня живут по «букве закона» немного, то ведическая традиция умерла. На фундаменте Вед появились Упанишады, которые сохранили дух традиции. Классические Веды и Упанишады можно сравнить с Ветхим и Новым заветом в христианстве. Продолжением ведической традиции являются и, разумеется, Веданта-сутры и «Бхагават-Гита». Современным людям крайне сложно соблюдать все предписания классических Вед, книг написанных на давно уже мертвом ведийском санскрите, на практически самой ранней разновидности древнеиндийского языка, но дух этой традиции продолжает жить с очень целостным обоснованием своих корней, с многочисленными подтверждениями близости к истокам просветленными.
- Вадим Михайлович, не могу не спросить Вас как человека с большим житейским и духовным опытом, в чем, по-Вашему, состоит смысл жизни?
- Смысл жизни в том, чтобы обрести высшее счастье, которым является Любовь. Признается человек или нет, но каждый хочет найти счастье. Но на самом деле Счастье, Абсолютную Истину найти нельзя, ее можно только полюбить. Счастье – это внутреннее состояние, состояние раскрытого сердца. Под влиянием страха, зависти, злобы сердце человека скукоживается, сжимается, а под влиянием Любви оно распускается как бутон цветка и начинает благоухать. И нам очень важен этот опыт раскрытого сердца, которое и есть счастье, и есть Любовь. Наивысшим ее проявлением является любовь к изначальной Личности Бога. Все остальные «виды» счастья «включены» в его наивысшую разновидность.
- Но если сам человек не испытывал все «виды» счастья может ли он поверить, что Любовь к Богу – это «все включено»?
- Не верить в это – все равно, что не верить в то, что имея миллион долларов, человек не владеет тысячей или ста долларами. В Упанишадах описана так называемая «лестница счастья». За «единицу счастья» там берется состояние молодого здорового человека, которые владеет всем, что хочет. И это всего лишь единица счастья! Человек, согласно священным книгам, может испытывать гораздо большее счастье, когда его сознание расширяется.
- Как Вы понимаете слова православного святого Серафима Саровского, что смысл жизни в стяжании Духа Святого?
- Стяжание Духа Святого – это приобщение к духовной основе мира, к своей духовной природе. Человек не хочет быть отделен от Духа. Стяжать – значит суметь перейти границы, соединиться со своей первоосновой.
- Как Вы считаете, в чем основная ошибка, которую совершают современные люди?
- В том, что люди думают, будто материальный мир может сделать их счастливыми. Но, что бы мы не «стяжали» в материальном мире, мы все равно остаемся разочарованными, потому что наша природа другая. Искать Вечность, Знание, Блаженство – то, к чему мы все стремимся, – в материи бессмысленно. Делать это все равно, что уподобиться человеку, который искал потерянный золотой не там, где он его потерял, а под фонарем – потому что там светло. Представление о счастье как о экстравертном понятии – большая проблема современной цивилизации.
- Давайте немного поговорим о «земном», например, о питании, которому практически в каждой духовной традиции придается большое значение как важному инструменту развития человека. Неожиданный вопрос – Вы верите в праноедение?
- Верю. Думаю, что были люди, которые достигали такого состояния. Хотя, честно скажу, лично я с таковыми не был знаком. В Ведах объясняется, что нужна энергия, а не пища как таковая. В Кали-югу (четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле; характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга – авт.) мы все очень зависим от грубых источников энергии, и пища становится одним из самых основных. Но даже в нашу эпоху тотального огрубления мы можем чувствовать, что энергетическими источниками для нас являются и воздух, и солнечный свет, и вода. Каждый из нас это может почувствовать – состояние человека сильно меняется, он испытывает прилив сил, когда находится не в душном офисе или квартире, а в лесу, в горах, на берегу озера или моря. Энергию дают человеку и специальные практики, как например, пранаяма.
- А сколько раз в день Вы сами едите? Другой известный российский ведический проповедник Олег Торсунов как-то рассказывал в СМИ, что он ест один раз в день.
- Нет, я пока придерживаюсь традиционного трехразового питания. Мой завтрак – это фрукты и немного каши, обед – самый плотный прием пищи, вечером я выпиваю стакан молока с несколькими сухофруктами.
- Кстати, о молоке. Некоторые современные врачи-натуропаты, в отличие от последователей Аюрведы, считают молоко, мягко говоря, не таким уж и полезным продуктом.
- К сожалению, сегодня в магазинах в принципе продается немного здоровой еды. В те же молочные продукты что только не добавляется! Но если мы говорим об «идеальном» молоке – натуральном продукте, взятом от коровы, которую любят ее хозяева, – оно никому не может повредить. Это важный элемент здоровой диеты человека, максимально приближенный к потребностям человеческого организма. Корова так же, как и женщина, вынашивает своего детёныша девять месяцев. В аюрведе есть очень ограниченный список продуктов, которые человек может есть практически каждый день без вреда для своего здоровья. Туда входят пшеница (видимо, имеются в виду продукты с небольшой обработкой – по крайней мере, когда один из преданных при мне принес в подарок Бхакти Вигьяна Госвами домашнее печенье, ему было сказано, что гуру не есть изделия из белой муки), рис, маш, гранат, топленое масло, молоко и еще буквально два или три продукта.
- Понятно, что лучшей диетой для человека Вы считаете вегетарианство. Однако недавно я наткнулась в сети на такое определение как «глупое вегетарианство». Говорят, даже один из известных пропагандистов здорового питания Шелтон как-то в сердцах сказал про некоторых сторонников такого типа питания: «Да лучше бы они иногда мясо ели», имея в виду, что диета с умеренным потреблением животного белка все же полезнее диеты, в которой слишком много мучного и сладкого, чем часто грешат начинающие вегетарианцы.
- Человек так устроен, что он может довести до абсурда все, что угодно. И «глупым» может быть не только вегетарианство, но и «глупое сыроедение», и «глупое питание по Шелтону». Я руководствуюсь правилами, которые есть в древней науке о здоровье – аюрведе. Там описаны тонкие процессы усвоения пищи и влияния ее на тело, ум, Дух. И там же указано, что нет диеты абсолютно универсальной для всех. Что хорошо для одного, не подходит другому. Есть только виды продуктов, которые хороши для любого человека, но не более того. Если говорить о модном сегодня в определенных кругах сыроедении, то я бы не советовал бы его всем без исключения. Оно подходит только людям определенной конституции. У меня есть знакомые, которые придерживаются сыроедения уже очень долго — десятки лет, и я не впечатлен их результатами. В них все равно чувствуется неудовлетворенность, потому что человек – это не только тело, но и Дух.
- Вопрос о потустороннем: широко известный в определенных кругах Вадим Зеланд утверждает, что людьми, по сути, управляют некие «маятники». Что Вы думаете по этому поводу?
- Зеланд? Не слышал. Но Веды не отрицают, что есть существа на более тонких планах, чем те, на которых находятся люди. И не все они позитивно относятся к человеку, вопрос в том, что какую энергию мы излучаем сами. Мир – это большая энергетическая система, в которой происходит борьба за энергетические ресурсы. И мы должны понимать, на чью мельницу льем воду своими поступками. Если мы хотим прожить здоровую, счастливую, ценную жизнь, искренне к этому стремимся и делаем в этом направлении все от нас зависящее, то никакие сущности нам не страшны.
Досье
(данные с wikipedia.org)
Вадим Михайлович Тунеев - индуистский кришнаитский религиозный деятель, один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).
Родился в 1956 года в Ташкенте. Мать Вадима – учёный-филолог, кандидат наук; отец – выпускник финансового института, работал заведующим кафедрой кибернетики в Ленинградском сельскохозяйственном институте, дед Вадима также был учёным — профессором и заведующим кафедрой.
В 1973 году Вадим закончил школу с золотой медалью и поступил на химфак МГУ им. Ломоносова.
С гаудия-вайшнавизмом Вадим впервые познакомился в 1978 году через студента-кришнаита по имени Джапа, который жил с ним в общежитии МГУ, в разных комнатах одного двухкомнатного блока. В том же году Вадим поступил в аспирантуру Института молекулярной биологии Академии наук СССР. У него открылись перспективы для того, чтобы остаться в Москве и заниматься научной работой.
В 1983 году Вадим получил духовное посвящение и санскритское имя «Вайдьянатха Даса» от Харикеши Свами, в то в то время руководившего деятельностью ИСККОН в СССР.
В 1982 году начались преследования со стороны КГБ и кришнаиты вынуждены были уйти в глубокое подполье. Запуганный массированным давлением и допросами Вайдьянатха даже уезжал жить в родной Ташкент, но затем вернулся в Москву. Он занимался переводом или редактированием вайшнавских книг. Через несколько лет по предложению руководителя издательства ИСККОН «Бхактиведанта Бук Траст» Киртираджи Дасы была организована поездка Вайдьянатхи в Швецию. Киртирадж хотел, чтобы Вайдьянатха занялся там переводом книг Бхактиведанты Свами Прабхупады. Вайдьянатхе, однако, не хотелось уезжать, так как ему нравилось общество российских вайшнавов и та работа, которую он выполнял. Он продолжал работать в одном из московских институтов и спустя какое-то время, когда всё затихло, по предложению своего шефа наконец-то защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структура нуклеосом. Разработка методов локализации взаимодействующих с ДНК участков молекул гистонов». Вскоре после этого Вайдьянатху снова вызвали в прокуратуру и сказали, что на него заводят уголовное дело и что его намереваются посадить. В тот же день Вайдьянатху уволили с работы. Он пытался устроиться на какую-то другую работу по своей специальности, но безрезультатно. После этого Вайдьянатха жил около года в Литве, где занимался переводом текстов с английского, а потом какое-то время — в Ленинграде и других местах. Затем он оформил документы и в 1988 году эмигрировал в Швецию.
В 1995 году Вайдьянатха Даса вернулся в Россию и возглавил «Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР)». В 2001 году он первым среди российских вайшнавов ИСККОН получил монашеский статус санньяси (отречение от мира, являющееся высшей ступенью духовной жизни в индуизме) и при этом принял новое духовное имя «Бхакти Вигьяна Госвами». В 2005 году Бхакти Вигьяна Госвами получил право принимать учеников и стал первым из россиян «инициирующим гуру» ИСККОН.
В 2010 году Совет по общественным наградам Российской Федерации наградил Бхакти Вигьяну Госвами медалью «За профессионализм и деловую репутацию» 3-й степени «за заслуги в деле укрепления российско-индийских дружественных связей, за вклад в популяризацию духовно-культурного литературного наследия Индии».
Фото:с zber.tk
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97114 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80815 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии