Грозит ли Омску своё Ядрово?
Надеемся, что сценарий нашего будущего ещё не написан, но уже ясно, чего омичам следует желать, а чего опасаться.
163316 октября 2018
Один из основополагающих принципов экологической экспертизы — «презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности» (Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ, последняя редакция). И мы с определённым предубеждением относимся к тому, что сейчас планируется делать с твёрдыми коммунальными отходами в Омской области. Почему? А чтобы не было так, как в Волоколамске, Новосибирске и других российских городах, где жители вдруг почувствовали, что их детей травят, или узнали, что собираются прямо у любимой реки в зоне отдыха размещать мусорный полигон, который будет высотой более 50 метров (это если не считать 20 метров под землёй).
Возможно, не все знают, что весной 2018 года в России случился «мусорный кризис» (именно так пишет «Википедия» о настоящих сражениях в Подмосковье вокруг полигонов по захоронению отходов), а в Новосибирске пару лет продолжается яростная кампания против несправедливой концессии с размещением полигона в традиционном месте отдыха горожан.
1И вот теперь очередь дошла до Омска.
Или у нас всё будет по-хорошему, и наш региональный оператор (кто это такой можно посмотреть внизу поста) окажется «белым и пушистым», организовав раздельный сбор мусора прямо возле домов, с последующей переработкой, снижением тарифов на вывоз мусора, сокращением площади полигонов
Хотелось бы, но пока ответов нет.
Надеемся, что сценарий нашего будущего ещё не написан, но уже ясно, чего омичам следует желать, а чего опасаться (по опыту наших новосибирских соседей).
Всячески приветствуем внедрение раздельного сбора мусора рядом с жильём. Только такой вариант обеспечит снижение стоимости услуги за счёт того, что часть собранного станет вторсырьём, которое принесёт реальную прибыль переработчикам. Известно, что за счёт раздельного сбора можно постепенно снизить количество вывозимых на полигон отходов на 60-70% (не за год, конечно, и не за два, но можно). Для жителей и переработчиков вторсырья это очень выгодно, а выгодно ли для регоператора, который отвечает за организацию всей системы? Не факт. Ведь если сортировать отходы сразу, то не нужны большие мусоросортировочные заводы, которые предлагают строить у нас в области. Да и регоператор получает деньги за объём полученных отходов, а следовательно, — чем больше отходов, тем ему выгоднее. Конечно, регоператор может заявлять, что он потом рассортирует мусор и продаст на переработку, за счёт чего снизит тарифы. Но мировая практика говорит, что сортировка смешанного мусора позволяет выбрать на дальнейшую переработку около 10% отходов, к тому же, она убыточна и требует дотаций, следовательно никакой прибыли сортировщик не сможет получить, если ему не приплачивать. А плательщиками у нас могут быть либо люди, за счёт увеличения тарифа, либо бюджеты, которые в Омской области не особо богатые, если не сказать нищие.
Уже сейчас самое больное место Омской области при обращении с отходами — это полигоны (или, как их принято обзывать в народе, свалки). У нас их явно недостаточно, а в Омске вообще нет ни одного полностью легального. Попытки организовать новые вызывают протесты жителей: им не нужен источник загрязнений, размещённый рядом с жильём, или угрожают ростом тарифа, если полигоны располагают за десятки километров от города. Получается как в поговорке: «куда не кинь, всюду клин». Но вопрос решать надо, а сделать это без открытого обсуждения с людьми нельзя. Пока же мы не видим попыток ответственных лиц организовать этот процесс согласования со всеми заинтересованными сторонами, но есть попытки продавить «нужное» решение.
Есть и ещё проблемы, которые надо обсуждать, и искать выход, иначе можем оказаться на пороге сильного и спонтанного противостояния людей и органов власти, на которые у нас традиционно списываются все беды. Лучше до этого не доводить.
Именно поэтому Содружество омских экологов решило организовать Круглый стол по вопросу ТКО, чтобы можно было спокойно обсудить и понять, что нас ждёт в ближайшие месяцы, к чему приведёт новая система обращения с отходам, есть ли проблемы и сложности. А они точно есть, так как до введения в действие новой системы обращения с ТКО осталось чуть больше двух месяцев, и с 1 января 2019 года у нас в квитанциях за обслуживание жилья появится новая коммунальная услуга, а мы будем из своего кармана оплачивать работу по обращению с отходами и гарантировать рентабельность деятельности регионального оператора.
2Круглый стол запланирован на 17 октября 2018 года в 15.00 в библиотеке им. А.С.Пушкина в президентском зале. Надеемся на интерес не только экспертов в сфере обращения с отходами, но и на сми, которые позволят сделать процесс публичным и открытым.
PS
Региональный оператор — это тот, кто обеспечивает обращение с твёрдыми коммунальными отходами в регионе. Операторов может быть несколько, но у нас он выбран только один. Подробнее о правах и обязанностях региональных операторов можно посмотреть в Законе.
PPS
Хотелось бы выйти на конструктивный диалог с региональным оператором, который не станет обижаться на наши подозрения = презумпцию виновности (в конце концов — это законный принцип экологической экспертизы), а пойдёт на контакт и объяснит экспертам, как он собирается решать мусорную проблему Омска и Омской области. А мы со своей стороны готовы помогать, опираясь на свой многолетний опыт в управлении отходами.
Оригинал на сайте Содружества омских экологов.
Фото:с сайта ecomsk.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
98226 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
86127 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
779129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
—
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии