Алексей Рождественский: «Да, я являюсь возмутителем спокойствия!»
Кандидат на должность ректора Омского медуниверситета рассказал о том, какие реформы ждут вуз в случае его победы.
802617 октября 2018
26 октября должны состояться выборы ректора Омского государственного медицинского университета. На пост руководителя одного из старейших вузов Сибири претендуют завкафедрой факультетской терапии профессиональных болезней, доцент, нынешний и.о. ректора Мария Ливзан и завкафедрой неврологии, профессор Алексей Рождественский, являющийся, по сути, кандидатом от университетской «оппозиции». Так, на последнем ученом совете вуза, утвердившем дату выборов, Рождественский выступил с критикой бессменного лидера учебного заведения, президента ОмГМУ Александра Новикова, что вызвало удивление многих: в открытую критиковать экс-ректора Медуниверситета в последние годы мало кто осмеливается. Мы встретились с Алексеем Рождественским, чтобы узнать основные тезисы его программы, выяснить, чем недовольны сотрудники вуза и спросить, как он планирует изменить образовательное учреждение, если станет ректором.
1
- Алексей Сергеевич, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в медицину? Где сейчас работаете?
- Я из семьи врачей. Поступал в мединститут осознанно, окончил его в 1997 году. Более 20 лет работаю в Омском медицинском университете. Защитил кандидатскую диссертацию в Новосибирске, докторскую - в Москве. Затем стал профессором, получил возможность руководить самостоятельным структурным подразделением – кафедрой неврологии ДПО. Вот такой карьерный путь. (Смеется).
- Ваш трудовой стаж дает возможность дать характеристику процессам, которые происходили в ОмГМУ в последние годы. Раньше наш мед считался одним из лучших. Сейчас в его адрес звучит все больше критики. Как Вы оцениваете состояние вуза сегодня, качество университетского образования?
- Я могу сравнивать ОмГМУ 1990-х годов с ОмГМУ образца 2018 года. Я поступал в престижный вуз. Сегодня он уступил некоторые позиции. И по критерию престижности обучения, и по качеству образования. За последние годы вуз «просел» по ряду параметров. И это вполне естественно, ведь 20 лет им руководит, по сути, одна команда. И не надо тут философствовать о стабильности.
- Расскажите конкретнее о тех сферах, в которых омский медуниверситет, по вашему мнению, «просел»?
- Все рассказать не могу, но в последние годы, к примеру, мы видим снижение среднего балла по ЕГЭ среди поступающих в Омский государственный медицинский университет. Это вижу не только я – кандидат на должность ректора. Это видит, например, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, которая озвучила данный факт с федеральной трибуны. Можно, конечно, сказать, что это общероссийская тенденция или особенность региона. Однако Томский университет свои позиции держит. Мы отстали и от новосибирцев. Хотя 20 лет назад Омский и Новосибирский медуниверситеты шли «ноздря в ноздрю». Получать медицинское образование сюда люди ехали из других городов. Моя мать в свое время приехала из другого города. Моя жена тоже.
Также снижаются наукометрические показатели нашего вуза. По финансированию научных исследований мы ниже нормативов. У нас есть люди, которые имеют публикации в зарубежных журналах, которые могут «выстрелить». Но при этом, количество статей в российских ВАКовских журналах сокращается.
Омский медуниверситет теряет позиции и на региональном уровне. Упал авторитет наших клиницистов. Рынок вакансий, который имеет регион, не терпит принципиальных изменений. Многие наши выпускники просто не находят здесь желаемого трудоустройства, покидают регион, уезжают в Москву, Санкт-Петербург и вполне неплохо там устраиваются. Как в плане карьерного роста, так и в плане зарплаты. Так что, в вопросе взаимодействия вуза и регионального минздрава тоже есть над чем поработать.
2Сегодня прямая связь между коллективом и руководством стала намного слабее. Вообще можно сказать стала символичной. Да и внутри самого вуза уменьшилось понимание принципов работы разных структурных подразделений, их взаимодействия. Учебный процесс, который является основным, да и тот идет «коряво» - вопросы и у студентов, и у преподавателей, и у учебного управления. В университете усложнилось понимание взаимодействия внутри самого коллектива.
- Чем все это вызвано?
- Я думаю, что эти процессы связаны с застоем, закостенелостью администрации, с двухлетним периодом неопределенности. Выстроенная вертикаль работает в одностороннем порядке: сверху вниз спускаются распоряжения, но слышать людей никто не желает. Неумение находить контакт с коллективом стало отличительной чертой администрации Омского медуниверситета. Недавно уехал из Омска профессор Владимир Долгих. Это человек, который 50 лет проработал в вузе и, я думаю, что нет ни одной больницы в Омской области, где не работают ученики Владимира Терентьевича, кандидаты и доктора наук. Уже молчу про то, что он был заведующим кафедрой патофизиологии, и мы все его ученики. И его жена – доктор медицинских наук, дети уехали раньше – тоже врачи с научными степенями. Таким образом, из Омска уехало два профессора медицины. И уехали «с камнем на душе». Не было даже «прощального» чествования на ученом совете. А ведь это один из ведущих ученых нашего вуза. Сейчас он - старший научный сотрудник НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского РАН. Человеку 70 лет. В этом возрасте он в Москве работает и востребован, а здесь, получается, нет.
- Какие основные тезисы Вашей программы, как кандидата на должность ректора? Устраивают ли они коллектив по итогам встреч?
- Программа дополняется, конечно. Вижу необходимость реформирования учебного управления университета. Его работа должна быть оптимизирована в ближайшие сроки, независимо от того, кто станет новым ректором. Это «голос народа».
Давно назрела необходимость повышения заработной платы, как среднего персонала нашего вуза, так и преподавателей. Где взять эти деньги? Количество административных подразделений в нашем вузе в последние годы изрядно разрослось. Функционал этих структурных подразделений, на сегодняшний день, сильно перекрыт. Должна быть произведена оптимизация управленческого аппарата. Есть информация о том, что зарплаты нашего ректората самые высокие среди вузов региона. А эффективность, умение зарабатывать растут не так быстро.
В среднесрочной перспективе появляются еще задачи. В нашем вузе учится более 5 тысяч человек. При этом вузовское пространство никак не организовано. У студента должна быть возможность комфортно сесть, зарядить телефон, получить доступ к Wi-Fi и т.д. Сегодня, когда у каждого человека с собой масса гаджетов, студенты не должны «бегать по стенам» и искать розетку.
Нужно пересмотреть отношение к науке в нашем вузе. Должно быть изменено отношение к фундаментальным дисциплинам. Также необходимо перейти на электронный документооборот внутри вузовского жизнеобеспечения – это не просто модная тенденция сегодняшнего дня. Вся страна переходит на электронный документооборот, и нам нужно в эту сторону двигаться. Многие студенты не пользуются учебниками. У них сканы, ПДФ-документы. Практически все учебники давно существуют в электронном формате.
- А каковы стратегические задачи?
- Если говорить о стратегических задачах, то необходимо повысить авторитет и персональную заинтересованность сотрудников вуза.
3Принципиальным образом должна измениться система бонусов и поощрений. Медицинский вуз – это учреждение, которое имеет достаточно простую организационную структуру. Но структура производственная в нем достаточно сложная. В такой бизнес-модели, при таком сочетании нужно повышать персональную заинтересованность и ответственность. Работу проректора необходимо свести к персональному сопровождению. Он должен не только спрашивать сроки исполнения работ и письменные отчеты, но и активно участвовать, лоббировать решение вопросов, продвижение интересов вуза.
- Недавний внеочередной ученый совет по назначению даты выборов прошел противоречиво. Какие у Вас есть претензии к президенту ОмГМУ Александру Новикову? Почему сложилась конфликтная ситуация?
- Не могу сказать, что там был какой-то скандал и конфликт. Просто, как говорят, «нашла коса на камень». Двадцать лет у нас Александру Ивановичу никто не смеет возразить. Он имеет непререкаемый, бесспорно, заслуженный авторитет и, соответственно, возможность проводить любое решение. Где-то я сам провоцировал Новикова. Но это все признаки нормального процесса, а выборы – это процесс, который, как говорится, в умелых руках может... Да, я являюсь возмутителем спокойствия! Многие после совета мне говорили, что я как-то резковато дискутировал с Новиковым. Но все эти же люди сказали мне, что по содержанию я был прав. Мне очень приятно было слышать слова поддержки от наших мудрых профессоров, которые говорили: «Лёша, ты прав!». Интересно, что даже те, которых не было, уже на следующий день говорили тоже самое.
Я считаю, что если бы в нашем вузе процесс смены ректора был естественным и проходил каждые 5-10 лет, то, наверное, таких ученых советов бы не было. Но поскольку у нас за 20 лет - это, по факту, первые альтернативные выборы, то можно организовать их спокойнее, размереннее, а не гнаться за вузами других регионов. Александра Ивановича можно понять: он желает ОмГМУ добра и привык к такому стилю. То, что называют «стабильностью» в нашем случае похоже на желание старой системы пройти через выборы с максимальной сохранностью.
Повторюсь, если бы у нас такие выборы проходили каждые 5 лет, то, наверное, тех 10 дней, что выделили кандидатам на агитацию, может быть и хватило. Но нам нужно «открыть» коллектив, необходимо установить живое общение. Я обошел пока четверть заведующих кафедрами и вижу желание людей говорить, вижу желание менять ситуацию, быть услышанными. Люди сейчас просто не верят, что они что-то могут изменить. Мне видится, что и расширение количества делегатов общего собрания было бы целесообразнее.
- Как Вы оцениваете работу Вашего конкурента, и.о. ректора Марии Ливзан?
- Мария Анатольевна имеет свой стиль и исполняет обязанности ректора седьмой месяц, однако ей ни разу не удалось провести ученый совет. Нужно понимать, что Мария Анатольевна известный доктор с большой работоспособностью, имеет высокие позиции в Сибирском федеральном округе. Но она последние 5 лет работала проректором по науке и находится внутри этой системы. И, конечно же, работает в связке с командой, которая у руля Омского медицинского университета уже 20 лет. Она «системный человек», и уже немного чиновник. А я тот «революционер», который пытается что-то изменить вокруг, вывести вуз на новый виток развития.
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102011 декабря 2024
1010111 декабря 2024
Выбор редакции
— психолог
— Коуч, психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии