Мария Ливзан: «Я командный игрок»
Накануне выборной конференции и. о. ректора ОмГМУ, одна из двух претендентов на пост главы вуза рассказала об особенностях своего характера, последнем заседании ученого совета вуза, поводах для гордости и рейтинге «врачей-миллионеров».
571918 октября 2018
- Мария Анатольевна, вы родились в медицинской семье. Для вас вопрос выбора профессии не стоял?
- Да, так и есть. Врач проводит большую часть времени на работе, дома говорит о профессии, обсуждает случаи из практики, - волей-неволей с детского возраста мы, дети врачей, пропитаны медициной и живем этим. Около 70-ти процентов наших студентов имеют родителей и родственников из этой сферы. И я не исключение. Моя мама – стоматолог.
1- Почему вы не продолжили династию?
- Знаете, тут, пожалуй, сыграли роль особенности характера: между терапевтами и хирургами есть разница. Хирурги более резкие, что ли... Им необходимо быстро принимать решения, зачастую решения достаточно жесткие. Наверное, для женщины вообще более характерно спокойствие. Мои особенности характера ближе к терапии. Терапевт – специалист спокойный, специализация требует от него взвешенно принимать решения, беседовать с пациентом, узнавать его лучше, выяснять, какие факторы привели к патологии, с которой он обратился – и так далее. Я с третьего курса определилась, что буду специализироваться в терапии. Возглавляла студенческое научное общество по терапии. Это потом мне достаточно сильно помогло. Когда ты со студенчества занимаешься вопросами организации науки, то через 30 лет, уже работая проректором по исследовательской работе, понимаешь студентов – потому что помнишь, что тогда было интересно тебе самой как студентке, какие формы организации научно-исследовательской работы были наиболее востребованы и так далее.
С нашими сотрудниками после того, как я стала проректором по научно-исследовательской деятельности, мы изменили форму работы. Раньше у нас было студенческое научное общество, в котором студенты были сами по себе. Существовал некий разрыв между студентами и стажированными преподавателями. Не всегда было удобно подойти к преподавателю и задать, казалось бы, мелкий вопрос – а ведь для студента очень важно ощущать поддержку, «подпитку» на протяжении всей исследовательской работы. Мы создали Научное общество молодых ученых и студентов. Из прежних разрозненных структур у нас сформировались молодежные научные кружки. В ординаторы, аспиранты берут наиболее талантливых, неравнодушных к профессии студентов, учитывают их склонности, возможности – в результате в процесс вовлекается большее число студентов, а мы, соответственно, видим результаты. Нам есть чем гордиться. Из года в год наши ребята занимают призовые места на всероссийских конкурсах. В прошлом году студент нашего университета занял все первые места на всероссийской олимпиаде по стоматологии. Наши студенты заняли второе место на всероссийском конкурсе терапевтов. Я считаю, что это потрясающие результаты! Из года в год качество наших исследовательских работ растет. Увеличивается количество студентов – это также позволяет отобрать наиболее талантливых для того, чтобы лучше подготовить их и получить более высокий результат.
- Мария Анатольевна, небольшое отступление. У вас такой прекрасный рост – вы занимались волейболом?
- В 13 лет уже была кандидатом в молодежную сборную России. Закончила профессионально заниматься волейболом лет в 15-16. Кстати, этот опыт тоже очень важен: я командный игрок. Особенности роста помогли мне понять: могу забить со второй линии. Девчонки помогали мне «тащить» с задней линии все сложные мячи, потому что были ростом поменьше и пошустрее, чем я с моими почти двумя метрами… Волейбол - тот спорт, который помогает осознать, что без помощи команды ты ничего не сделаешь. Да и вообще командные виды спорта позволяют научиться эффективно коммуницировать, ценить то хорошее, что есть в людях рядом, и вместе добиваться большего.
- Вы говорили про характер терапевта, про характер игрока в волейбол, – а какой характер, на ваш взгляд, должен быть у ректора вуза?
- Идеальный руководитель должен быть с одной стороны сильной и яркой личностью, за которой пойдут люди. С другой, он должен быть крайне ответственным за тех, кто с ним рядом и максимально развивать таланты других. Чем живет вуз? Зачем работает? В финале всей «цепочки» мы должны иметь врача-специалиста высочайшего уровня, способного реализовать амбициозные планы, которые стоят сейчас перед здравоохранением. Что для этого нужно? Талантливые педагоги, которые смогли бы выстроить индивидуальный персональный вектор развития этого специалиста. Сейчас мы занимаемся этим еще с довузовского периода: отбираем наиболее талантливых ребят и ведем их так, чтобы они не потеряли интерес к медицине, увлекая их на каждом этапе – от фундаментальных наук до клинических дисциплин. И тогда мы получаем прекрасного специалиста.
2Конечно же, кадры – это лицо нашего вуза. Мы гордимся нашими преподавателями и теми условиями, в которых развивается будущий специалист. Вызовы времени таковы, что мы должны думать и о пациентоориентированных технологиях, которые уже пришли к нам и стали обыденными. За то время, пока я исполняю обязанности ректора, мы заключили соглашение с Министерством здравоохранения РФ и модернизировали наш симуляционный центр по обучению и аккредитации специалистов, как первичной, так и последующей. За это время приобретено современное оборудование. Мы работаем над тем, чтобы симуляционный центр был одним из лучших в стране, чтобы мы могли не только обучать студентов, но и, исходя из потребностей в регионе, максимально адаптировать наших специалистов. Это вообще практика общемировая.
- Можете привести практический пример, актуальный для нашего региона?
- К примеру, стало рождаться много маловесных недоношенных детей. К ним необходим особый подход. Сейчас Министерство здравоохранения Омской области вышло с предложением наладить цикл, когда к нам приходят бригады – неонатолог, анестезиолог и акушер-гинеколог – чтобы сразу отработать методику не только принятия родов маловесных детей, но и реанимацию недоношенных. Это глобальная проблема, имеющая множество нюансов, вплоть до того, с какой силой осуществлять все манипуляции. Мы приобретаем такие манекены, чтобы врачи могли отработать свои навыки. Не требуется отрывать их от работы, отправлять на многомесячные курсы. Мы это можем делать в форме коротких циклов усовершенствования, в том числе, в удобное для врачей время. С утра они могут заниматься своей деятельностью, а во второй половине дня приходить и отрабатывать навыки, которые необходимы на практике.
- Можете назвать основные пункты вашей предвыборной программы и расставить акценты?
- Тут несколько блоков. Первый, самый важный для нас как для образовательного учреждения, – это как раз те подходы, которые мы хотим продолжить совершенствовать в сфере образования и подготовки специалистов. Здесь следует выделить момент создания «индивидуальной траектории». Мы все чаще говорим о необходимости подготовки специалистов на целевой основе. Тогда мы понимаем, куда в последующем придет этот специалист и какие задачи ему придется решать на месте. Соответственно, всё может быть модифицировано в соответствии с потребностями заказчика, той медицинской организации, куда придет наш выпускник. Нужно суметь не только дать базу и создать «стандарт», но и выпустить в итоге интересное и востребованное «ювелирное изделие».
Образовательные технологии развиваются и на этапе, когда специалист уже вышел из стен альма-матер. Он получил диплом, а связь с вузом не прерывается. Сейчас мы работаем в системе непрерывного медицинского образования, когда очень важно быстро реагировать на потребности специалиста. Человек закончил шесть курсов, прошел первичную аккредитацию, пошел в поликлинику и через два-три месяца у него возникает масса вопросов. До следующего курса обучения еще целый год. Для того, чтобы именно с этим специалистом отработать его ключевые вопросы, родившиеся во время практики, мы максимально адаптируемся, предлагая не фиксированные образовательные циклы, а именно те, которые необходимы для повышения уровня специалиста.
Второе – это пациентоориентированные технологии. Помимо симуляционного центра, о котором я уже сказала, нам предстоит многое сделать для развития именно практико-ориентированных технологий на всех уровнях развития специалиста. В августе мы заключили соглашение с нашим профильным опорным вузом – Сибирским медицинским университетом – по созданию у нас учебного центра по «бережливым технологиям». Это очень интересная практика работы врачей, прежде всего амбулаторной, но мы хотим пойти дальше. С Минздравом России обсуждаем вопрос создания у нас учебного центра, где мы могли бы обучать «бережливым технологиям» не только на амбулаторно-клиническом этапе. В России лишь девять сертифицированных центров, представляете? Вот врач заканчивает обучение в ординатуре и для освоения этих технологий должен выбрать один из девяти сертифицированных центров. Но ведь невозможно всех отправить в Москву... А сертификация проводится одновременно Минздравом России и «Росатомом», это очень серьезная процедура. Очень горжусь, тем, что нам удалось заключить соглашение и на нашей территории будет десятый учебный центр, где мы сможем готовить специалистов на местах. Это то, чем сейчас «дышит» здравоохранение. Многие слышали о «бережливой поликлинике», но эти технологии могут быть применены во многих областях медицины, будь то терапия, хирургия или стоматология. Это удобство и комфорт и для врача, и для пациента, когда при минимальных вложениях возможно получить максимальный результат по обслуживанию, ведению и наблюдению пациента, соответственно, повысив эффективность работы врача.
- Вы возглавляете сектор науки в нашем сибирском кластере. Что скажете о научно-исследовательской работе?
- На сегодняшний день у нас несколько госзаказов, которые утверждены федеральным министерством. Мы работаем над тем, чтобы наши прикладные исследования были максимально востребованы в нашем же регионе. Для этого ведется анализ ситуации, которая сложилась в Омской области по особенностям распространения и течения заболеваний, рискам осложнений и особенностям ведения пациента. Нам понятно, какие задачи в приоритете. Безусловно, это создание лабораторий, инновационных клиник, которые позволят отрабатывать механизмы профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Приведу пример. Мы создали научную лабораторию стоматологического факультета. Она позволяет интегрироваться в научно-исследовательскую работу всем кафедрам факультета. На кафедре работает уникальный специалист, химик по образованию Анна Петровна Солоненко. Она изучала особенности влияния химических составов на организм человека, поэтому с радостью откликнулась и с удовольствием у нас работает. За это время она получила президентскую стипендию. Занимается она разработкой веществ, способствующих укреплению костной ткани зуба. С ней работают все сотрудники кафедр и детской, и терапевтической стоматологии, ортодонты.. Благодаря исследованиям создан инновационный продукт – профилактические пасты и гели. Мы заключили соглашение с Госаптекой, и наши разработки, созданные в рамках госзадания Минздрава России, вы можете увидеть на прилавках. Это признание на российском уровне. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать именно такие структуры, где, с одной стороны, развивалась бы фундаментальная наука, а с другой, шла интеграция прикладных исследований. Интересных наработок множество.
3- Что для вас как для кандидата в ректоры сегодня – основная задача?
- Основная задача – дать возможность коллективу устойчиво и долгосрочно работать. Вуз работает в режиме, когда два года нет ректора. Сначала я считала: что тут такого? Первый год все идет по накатанной. А потом, когда сама стала исполнять обязанности ректора, поймала себя на мысли: когда у меня контракт проректора на пять лет, то в рамках этих пяти лет я чувствую себя спокойно, принимаю на работу сотрудников и могу гарантировать им стабильность и развитие. А когда я исполняю обязанности лишь три месяца, то могу планировать какие-то вещи только в рамках этих трех месяцев. Планирование даже на среднесрочный период невозможно, ты многого не можешь заложить сейчас для дальнейшего развития. А работать нужно именно на будущее, на перспективы, на долгосрочное развитие вуза.
- Коснемся темы последнего заседания ученого совета, которое вызвало в прессе разную реакцию…
- Оно было ярким. И, тем не менее, давайте сейчас оставим эмоции. Есть регламентирующий документ, который гласит, что должно пройти не менее десяти дней от заседания до выборов. Важно понимать, что мы были не одни на аттестационной комиссии при Минздраве России. 12 октября состоялись выборы ректора Санкт-Петербургского педиатрического университета, а мы, к слову, были на одной аттестационной комиссии. 19, 23, 24 октября будут проведены такие же конференции в Твери, Москве, Астрахани. Мы в этом списке не единственные, предпоследние из семи вузов. Все прошло так, как должно было. Решения приняты в соответствии с регламентирующими документами. Все как положено.
- Ваш коллега Алексей Рождественский, второй претендент на руководящий пост, весьма остро отозвался о том, как проходил совет. В частности, пожаловался на то, что председательствующий, президент ОмГМУ Александр Новиков, не давал ему высказаться, а Виталию Охлопкову не позволил объяснить, почему тот снял свою кандидатуру с выборов…
- На самом заседании никакой критики не было. Был призыв к соблюдению регламента. Я поручила председательствовать Александру Ивановичу. Почему? Он президент нашего вуза. Все вопросы, которые рассматривались, касались выборной кампании. Мне показалось неэтичным председательствовать на этом ученом совете, с учетом того, что другие вопросы там не обсуждались. Сказать, что кому-то не давали высказаться, я не могу: Александр Иванович призывал придерживаться регламента. Никто не повышал голос. У нас одно время даже колокольчик на ученом совете стоял на столе, и Александр Иванович, если уже пора начинать совет, а кто-то общается, звонил, как в школе. Сейчас уже обходимся без колокольчика… Ученый совет - высший орган власти вуза. Туда входят авторитетнейшие люди. К Александру Ивановичу отношусь с огромным уважением и благодарностью. Возвращаясь к особенностям моего характера – некий консерватизм в нем все же прослеживается. Уверена, что должно быть уважительное отношение и к себе, и к коллегам. Мы студентов приучаем к этому с первого курса. Они – лицо нашего вуза, будущие врачи, важно, как они выглядят, здороваются, разговаривают. Мы стараемся привить им это уважение. На первой лекции первые несколько слайдов у меня всегда посвящены истории кафедры, вкладу каждого заведующего кафедрой в ее развитие. Нельзя перечеркивать прошлое. Мы все дети своих родителей, и каждый из моих учителей внес вклад в формирование меня как специалиста и как личности.
- Почему, как вы думаете, Виталий Охлопков принял решение снять свою кандидатуру?
- Он так и не объяснил. Прервали его исключительно потому, что Виталий Александрович начал высказываться в пользу одного из кандидатов, что Александр Иванович счел преждевременным. А почему Виталий Александрович принял такое решение, лучше спросить у него.
- Почему, на ваш взгляд, вообще сложилась такая нетипичная ситуация для вуза: так долго нет ректора, а все попытки выбрать его, мягко говоря, не очень гладкие?
- Ситуация нетипичная для нашего вуза, но она типичная для страны в целом. Мне кажется, что меняются условия работы медицинских вузов, ужесточаются требования, планка крайне высока. Наши работодатели, имея свое видение, кто должен возглавлять вуз, выдвигают серьезные требования. Они долго присматриваются к кандидатам на пост ректора. В апреле у нас стартовала уже вторая волна кампании. А на дворе октябрь. Уже полгода рассматривают наши программы, представляете? Сложно сказать, почему, но не мы одни такие. Такой же путь прошел Тихоокеанский университет, Новосибирский и другие.
4- Выборная конференция назначена на 26 октября. Вы будете рады в случае положительного решения?
- Это не приз, получив который, ты наслаждаешься. Для меня это очередной старт ответственной и напряженной работы, и вызывает более сложные эмоции. Наверное, радость в том, что можно получить возможность максимально себя реализовать. Каждый мечтает принести пользу. Хорошо, если впоследствии мои дети и внуки скажут: здорово, что есть такой прекрасный медицинский университет! Осознание того, что я могу положить «кирпичик» в это «здание», не может не вдохновлять. Но это и огромная ответственность. У нас 54 медицинских вуза. Наш вуз в рейтинге занимает 9-15 место. Шикарная позиция, но надо двигаться дальше. Будет здорово, если мы в ближайшие пять лет устойчиво войдем в первую десятку. Это ключевая задача, которая складывается из образования, науки, воспитательной деятельности и прочего. Необходимо мобилизоваться для достижения этой цели.
- Мария Анатольевна, напоследок спрошу о рейтинге «врачей-миллионеров», который публиковало издание РБК и куда входят российские медработники, получившие самые большие выплаты от фармкомпаний. Вы занимает в рейтинге 19 место. В чем суть этого сотрудничества?
- Я вхожу в топ-10 ведущих лекторов по гастроэнтерологии. Горжусь тем, что востребована как лектор, читаю лекции и в России, и за рубежом. Меня приглашают на международные семинары, я принимаю участие в клинических исследованиях международного уровня, где гонорары иные, чем заработная плата врача. Мы отчитываемся о доходах, я открыта, каждый может видеть, что 80 процентов я заработала на клинических исследованиях и 20 процентов как лектор. Вошла в этот топ-10, к примеру, вместе с Еленой Александровной Белоусовой, главным гастроэнтерологом Москвы, председателем Общества по изучению воспалительных заболеваний кишечника. Мой вектор развития – не обогащение, иначе, пожалуй, я была бы на более высоком месте рейтинга, приложив все силы именно туда. (Смеется.) Получила сертификат международного клинического исследователя в 2005 году, одной из первых в России. Считаю, это здорово, что я интересна зарубежным коллегам, могу читать лекции и публиковаться за рубежом.
- Полноценное руководство вузом в случае победы не ограничит вашу научную деятельность?
- Мы обсуждали это в Минздраве, и я проговаривала, что планирую продолжить развиваться в этом направлении. Я надеюсь быть интересной и полезной не только как руководитель. На совете ректоров было озвучено, что Минтруд собирается ввести свободное владение английским, потому что мы должны работать с зарубежными коллегами. И что плохого в том, что сегодня вместе с профессором Питером Малфертайнером, который написал все руководства по ведению пациентов с хеликобактерными инфекциями, готовим совместный симпозиум и хотим провести его как в Москве, так и в Сибири? У нас профессор Сергей Владимирович Баринов сейчас пишет главу в международный учебник по акушерству и гинекологии, который будет издаваться в Италии. Или Сергей Игоревич Мозговой, потрясающий профессор на кафедре патологической анатомии, соавтор российской классификации хронического гастрита, который в 38 лет стал доктором наук. Он лауреат премии правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки, обладатель нескольких грантов президента РФ, его цитируют за рубежом, он свободно говорит на английском, и это шикарно. Моя задача – привлечь в вуз в том числе и зарубежных партнеров, чтобы наши преподаватели были востребованы, а на международном конгрессе ученый из Омска мог сделать блестящий доклад. Чем больше мы будем рассказывать о своих разработках и внедрять их в практику не только нашего региона, но и России, и мира в целом, тем лучше.
***
Мария Анатольевна Ливзан, и.о.ректора ОмГМУ, доктор медицинских наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе, заведующая кафедрой факультетской терапии, профессиональных болезней ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава РФ, руководитель группы «Наука» научно-образовательного медицинского кластера СФО «Сибирский», Главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России по Сибирскому федеральному округу.
Родилась в 1971 году в Омске. С отличием окончила лечебный факультет Омского государственного медицинского института по специальности «лечебное дело». Обучалась в клинической интернатуре, после - в клинической ординатуре по терапии. С 1997 года ассистент кафедры внутренних болезней, с 2005 года - заместитель проректора по последипломному образованию ОмГМУ, с 2006 года также заведующая курсом гастроэнтерологии Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, с 2012 года проректор по НИР, одновременно заведующая кафедрой факультетской терапии, профессиональных болезней ОмГМУ.
Практикующий врач. Имеет сертификаты по терапии, гастроэнтерологии, диетологии. Член президиума Российской гастроэнтерологической ассоциации и профильной комиссии Минздрава России по гастроэнтерологии, лектор Национальной школы гастроэнтерологов и Национального Интернет Общества по внутренним болезням «Интернист», медицинский эксперт Федерального агентства по надзору в сфере здравоохранения по Омской области.
Фото:из личного архива Марии Ливзан
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии