О бедных пиратах замолвите слово

Все их «пиратили», а они писали. И пели. И выступали. И не ныли. И снова писали отличные песни. Отличные книги. Отличное много чего.

111404 июля 2019
О бедных пиратах замолвите слово

В дружественном журнале интереснейшая тема авторского права, пиратства и авторских отчислений.
Запись там подзамочная, поэтому ссылку не даю и мыслями из исходного поста не делюсь. Но просто хочу поделиться некоторыми своими мыслями.

Я не юрист, поэтому извините меня, если юридические термины использую не вполне корректно. Я надеюсь, что смысл будет все равно ясен.

1

Во-первых, авторское право. Авторское право, на мой взгляд, неотчуждаемо, неприкосновенно, и вообще. Списать «Евгения Онегина» и подписать «Вася Пупкин» — некрасиво, и это воровство, только еще хуже. И так нельзя.

Доказать Великую Теорему Ферма новым способом можно. Опубликовать статью, получить за это научную степень. Все это можно, нужно, и хорошо. Можно взять доказательство Уайлся (и компании), и написать его своими словами. И честно написать, что доказательство Уайлса (и дать ссылку на соответствующие научные работы). И это тоже можно, нужно и хорошо. Нельзя теорему Ферма назвать теоремой Васи Пупкина. И даже нельзя теорему Ферма назвать теоремой Уайлса. А особенно Уайлсу нельзя теорему Ферма называть теоремой Уайлса. Потомки, возможно, теорему переименуют, по человеку, внесшему больший вклад. Но Уайлс права не имеет.

В истории есть исключения — например, ряды Тейлора придумал Ньютон. Но это всякие там «исторически сложилось» и все сложно.

Короче, плагиат — это плохо, это зло, и это некрасиво. Так нельзя.

Во-вторых, пиратство. Пиратство — это нехорошо. Потому что пиратство нарушает существующее законодательство, а законы надо соблюдать. «Надо соблюдать законы» — это, на мой взгляд, основная максима гражданского общества, без нее цивилизованное общество не построишь.

Но вопрос в том, не надо ли закон поменять?

2

Сейчас много обсуждают то, что пиратство — это грех и большое зло. Потому что от пиратства авторы не будут писать, режиссеры не будут снимать, музыканты не будут играть, а художники не будут рисовать. И все мы погрязнем в бескультурии и разврате.

Но я просто хочу привести примеры. Братья Стругацкие. Как читали Стругацких? Взял почитать — перепечатай на машинке и уже не просто эту же копию передай дальше, а передай дальше две копии. Стругацких перепечатывали на машинках, переписывали от руки — и читали. И книги Стругацких потом многие купили именно как дань таланту. Покупали уже прочитанные. Собирали собрания сочинений, даже имея все эти же книги вразнобой. А читали изначально Стругацких зачастую не в книгах, а в «пиратских» копиях.

А Стругацкие писали. И писали гениально! Может, именно потому и писали, что гении? А кто другой не стал бы при этом писать — и слава богу?

Или вот был такой поэт, музыкант, актер — Владимир Высоцкий. Который писал песни. И пел. Слушали песни Высоцкого все. Их переписывали с магнитофона на магнитофон, их записывали, устанавливая магнитофон напротив радио... Были, конечно, лицензионные записи Высоцкого — грампластинки. И первые записи на кассеты делались так: напротив граммофона ставился магнитофон, который записывал. Но очень много, очень много, очень много записей Высоцкого были пиратскими. И что? Высоцкий перестал писать песни? Да ни за что. До конца жизни писал. Высоцкий бедствовал? Не тут-то было! Один из первых в СССР Высоцкий ездил на БМВ и Мерседесе. Причем, не казенном, а машины были у него в личном пользовании. Ну, это как пример.

Высоцкий «собирал стадионы», как сейчас говорят. И на этом, в частности, неплохо зарабатывал. А живой концерт спиратить — это как? И я все прекрасно знаю, что такое бывает. Но вот тут мы уже чуть-чуть не к пиратству подобрались, а совсем к мошенничеству — выдавать одного человека за другого.

В моем детстве «Машину Времени» точно все слушали. Причем, в пиратских записях. В очень пиратских записях плохого качества. И потом уже, когда МВ любили, искали специально их пластинки, привозили из Москвы, и так далее. Позже уже, конечно, стали и диски покупать, и все прочее лицензионное, но расцвет и становление, откуда вся слава пошла — это было все на пиратских записях. Их, кстати, точно так же, как и Высоцкого переписывали с магнитофона на магнитофон. Разве что, появились 2-кассетники, которые переписывали с небольшой потерей качества, а не как в древности.
Короче, переписывали, пели под гитару. И, я уверена, сама МВ тоже не задумывалась тогда о том, сколько бы им отчислений пошло, если бы «придушить гадских пиратов».
А вот недавно был концерт «50 лет Машине Времени». И понятно, что 70-летние деды это уже не те же парни, которые писали песни тогда. Но зал битком, билеты недешевые. И я не думаю, что Машина Времени после концерта осталась с претензией в финансовом плане. К нам вот теперь Наутилус едет — с которым точно такая еж история.

Все их «пиратили», а они писали. И пели. И выступали. И не ныли. И снова писали отличные песни. Отличные книги. Отличное много чего.

3

Хорошо, всё это — преданья старины глубокой. А как обстоит дело сейчас? Может, в современном мире это невозможно?

Посмотрите на прекрасные клипы группы Ленинград. Они спорные, возможно, по содержанию, кому-то нравятся, кому-то не очень, но они прекрасные по исполнению. Они дорогие в производстве. И вот Шнур их производит — и выкладывает сам же в свободный доступ, чтобы их посмотрело как можно больше людей.

Леонид Каганов много раз говорил, что его тексты сначала публикуются в издательстве, а потом он все выкладывает бесплатно на своем сайте в электронном виде. Его невозможно спиратить!

Куча программного обеспечения отличного качества — бесплатная и распространяется бесплатно. Мой любимый и необходимый всем математикам TeX, например. Причем, про TeX и книга, написанная Дональдом Кнутом, распространяется бесплатно. Есть и куча других примеров. Как программы с открытым кодом, так и программы с закрытым кодом, но распространяемые абсолютно бесплатно. И это не мелкие игрушки на телефон, это полноценное высококлассное программное обеспечение. Линукс, например.

Да и за пользование гуглом мы не платим, хотя штука очень наукоемкая, трудоемкая, ресурсоемкая. И за то, что мы пользуемся ФБ, кстати, тоже. А авторы Гугла и ФБ при этом не побираются.

Или вот отличный пример творческого человека, которому пиратство ни по чем — Бэнкси. Вот тут в его инстаграме показано, как он сам относится к пиратству его работ. А его работы бесплатно без авторских отчислений не гнушаются выставлять очень крупные, государственные даже музеи, галлереи и т.д., отнюдь не пираты из перехода в метро. И тем не менее, Бэнкси творит, и я уверена, что у него все хорошо в финансовом плане тоже.

Тут все понятно с товарами. Если ты производишь сапоги, то это конкретные сапоги. И кто-то их у тебя купит. Но если ты производишь идею, информацию — то это можно скопировать и «украсть». Именно поэтому разговор у нас сейчас идет про всякое творчество типа музыки, литературы, или же программного кода.

Картины Да Винчи и картины его учеников, копии картин Да Винчи, сделанные еще при его жизни. Что дороже? Копии могут быть абсолютными копиями, по времени написаны тогда же. Но дороже стоят картины Да Винчи — потому что имя. Хотя, кстати, самому Да Винчи от этого не холодно, не жарко. Книгу с автографом автора будут покупать, если автор хорош! И даже автограф без книги будут покупать. Например, автограф на футболке.

4

Наследники Джона Леннона встрепенулись (уже давно), что многое из его творчества начинает выходить из-под обложения автоскими сборами. Да не будьте захребетниками, сделайте что-то свое! Зарабатывайте на своем. Вы за столько лет получили кучу халявного бабла. Пустили бы его в дело, блин.
С какой стати сыну или жене кто-то должен платить за труд отца миллионы лет — это для меня загадка вообще.

Хотя когда маме приходит гонорар за папину книжку, это, конечно, приятно.
Но, честное слово, все мы понимаем, что папа писал книжку не потому.

Вот, кстати, книжки. Папа писал книжки. Я иногда пишу книжки (учебники). Мои коллеги пишут учебники. Некоторые из этих учебников очень хороши. Из папиных в хорошем издательстве вышла книжка Задачи на разрезание — и поэтому она наиболее популярна, но вообще-то у него очень классные «Лекции о симметрии» и «Комбинаторика» (та, что в двух томах). Все это — учебники для школьников. Книжка по криптографии моего научного руководителя В.А.Романькова тоже очень популярный учебник по криптографии. Мои пока никогда не были такими популярными, хотя «Олимпиады имени Г.П.Кукина», где я один из авторов, достаточно известна в узких кругах )

Короче. Почему мы пишем книжки?

Авторский гонорар в нашем издательстве стандартный — три экземпляра выпущенной книжки. И всё. Но мы их пишем. Потому что вот ты читаешь курс, у тебя накапливается информация. Или ты придумываешь задачи олимпиад те же. И ты понимаешь, что будет правильно написать. И пишешь. Хотя авторских сборов — шиш да маленько (в издательстве МЦНМО на порядок лучше авторский гонорар, чем в нашем ОмГУшном, но все равно). И даже всемирной славы не приносит. Но приносит какое-то необъяснимое чувство правильности сделанного. )) И удовлетворение от сотворенного.

Муж у меня книжку написал. Она ему не принесла финансовых выгод, но принесла глубокое внутреннее удовлетворение. Он доволен, сказал, что напишет еще.

Тут все сложно становится с моментами, когда внутреннего удовлетворения не хватает. Наверное, Квентину Тарантино недостаточно просто морального внутреннего удовлетворения от снятого фильма. Да и фильм надо на что-то снимать. Что бывает, когда в фильме во главу угла попадает продакт-плейсмент, мы много раз видели и не особенного этого хотим. И что бывает, когда у фильма бюджет 2 копейки — тоже.

Но, знаете, первый Дэдпул, у которого бюджет как раз две копейки по меркам кинематографа ничуть не хуже Темного Феникса из той же вселенной. Ни по каким меркам. А у Темного Феникса бюджет много больше. Так что и за не так уж дорого можно снимать приличные фильмы. Хотя «приличные» и Дедпул вообще непонятно, как в одной мысли возникли. Но вы, надеюсь, поняли.

Я понимаю, что аппетиты топовых актеров уже таковы, что Том Круз не пойдет сниматься в кино за миллион долларов. И даже за пять миллионов не пойдет. Но может, это не слишком разумное соотношение цена/качество?

Многие зрители с удовольствием ходят в кинотеатр на просмотр фильма — и не готовы от этого отказаться. В кинотеатрах есть сервис, есть некоторые услуги. Поэтому поход в кинотеатры нельзя сделать бесплатным, я и не призываю. Кроме того, в кинотеатрах показ премьерный, намного раньше, чем выйдет релиз по телевидению или на ДВД, многим это тоже интересно.
Но если оставить фильму только сборы кинотеатров, убрав сборы от ДВД и прочие потом капающие вялотекущие сборы  этого недостаточно?
(Хотя сборы от телевидения какие-то должны быть. Телеканал покупает хороший фильм, чтобы под него продать кучу дорогой рекламы, на которой он наварится — так что пусть платит ))

Читала как-то фразу: «фильм даже не окупился за первый уик-энд проката». Даже не окупился! Вот горе-то. За первый уик-энд. Я понимаю горе создателей, когда фильм совсем не окупился никогда. Но я не понимаю горе, когда он не окупился за первый, блин, уик-энд. (Хотя первый уик-энд самый важный и в среднем, насколько я понимаю, в итоге фильм получает суммарных сборов примерно вдвое больше, чем в первый уик-энд. Но, простите, если фильм окупился в первый уик-энд, это означает, что у него 100%-ая прибыль. Очень мало в каком бизнесе 100%-ая прибыль вообще бывает). И опять же, если актеры берут гонорары по 30-50 миллионов долларов, то чтобы окупить фильм надо несколько сильнее напрячься, чем если бы они брали по 3-5 миллионов. Ну, как мне, незамутненному и далекому от кинобизнеса человеку, кажется.

Короче говоря, я не юрист, и не знаю, как надо поменять законы об авторских отчислениях.
И да, пиратство—- незаконно, и поэтому заниматься им нельзя. Нельзя пользоваться крякнутыми программами, нельзя скачивать фильмы с торрентов, нельзя сканировать-распознавать и выкладывать в интернет не свою книжку.
Вот только я не могу считать пиратство злом, грехом, и тем, что разрушит культурный мир. Ну, никак.

Иногда даже лучше, если бы те, кто пишет, рисует, играет, снимается только ради денег — не делали бы этого совсем. Чище было бы и дышать проще.

Картинки для поста напиратила из интернета.
А вот этого пирата нарисовала сама давным-давно.

Оригинал в ЖЖ автора.

Автор:Екатерина Кукина

Фото:из блога автора

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек

Записи автора

Суши, или Не пойми что

133013 декабря 2021

Вкусные картинки

89428 октября 2021

Про недобор

145020 сентября 2021

Пирог Сантьяго

209028 июня 2021

Книжные итоги 2020

169206 января 2021


























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

«Кто я?»


19825.07.24
Юлия Купрейкина

Юлия Купрейкина

— психолог

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

379212 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

387311 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

389206 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3908203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх