Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. 

169024 сентября 2020
Не пытайтесь покинуть Гюллен...

Вот Альфред Илл попытался бежать от жаждущих его смерти сограждан, но поезд ушёл. А Клара Цеханасьян хоть и покинула город сорок лет назад, но город не покинул её: всю жизнь она положила на то, чтобы разорить ненавидимый Гюллен и уничтожить предавшего её Илла.

Да, Омский академический театр драмы открыл сезон «Визитом дамы» Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня. За более чем полувековую жизнь этой пьесы немало было постановок и экранизаций. Наверняка многие помнят и фильм Михаила Козакова с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Поэтому самое интересное — а что нам открывает эта история сегодня? Как сказал сам режиссёр в интервью «Омскинформу», «Визит дамы» — абсолютный диагноз того, что происходит здесь и сейчас. Идеально жёсткий и неприятный диагноз для нас всех».

1

Так что же происходит «здесь и сейчас»? Зритель видит как бы два мира — реальную жизнь граждан Гюллена и её медийное отражение: вокруг полно видеокамер, а городская стена становится экраном, превращающим жизнь в ток-шоу. В конце концов этакое «Пусть говорят» сливается с реальностью, и то, что казалось жизнью, оказывается симулякром...

... Идёт сход горожан, на котором они решают принять от госпожи Цеханасьян дар — миллиард — из самых гуманных побуждений: «во имя торжества справедливости». Но фиксирующие это событие репортёры не довольны картинкой и требуют сыграть ещё один дубль. И вот этот второй дубль — самая страшная сцена спектакля, бьющая зрителя наотмашь. Ведь каждый житель Гюллена знает, что истинная цена миллиарда — жизнь Илла, но все они с воодушевлением снова голосуют за «торжество справедливости».

Клара Цеханасьян здесь — падший ангел, превратившийся в беса-искусителя. Уже почти потустороннее существо, променявшее свою человеческую сущность на роль в шоу «Месть». И исполняет она эту роль столь виртуозно, что порой кажется: вот здесь, в Конрадовом лесу, где она была когда-то влюблённым ангелом, в ней просыпается та девочка, тот ангелок... Но мгновение — и перед нами вновь безжалостная мстительница. Ювелирная работа, Ирина Герасимова!

Если Клара давно отказалась от своего человеческого измерения, то граждане умирающего города меняются у нас на глазах. Собственно, живыми-то их и не назовёшь. Вначале они, словно зомби, как бы в полусне совершают привычный ритуал: встречают проезжающие мимо поезда, глядят мёртвыми глазами, как в телевизор, на ускользающую чужую жизнь... И не питают никаких надежд на перемены. И вдруг это странное предложение нагрянувшей в Гюллен госпожи Цеханасьян! Все, все дружно отвергают безнравственную сделку — миллиард в обмен на жизнь Илла. Но с этого момента мёртвый город оживает: в предвкушении лучшей жизни гюлленцы суетятся, лезут в долги, окружая себя невиданной ранее роскошью! Нет, никто не хочет смерти Илла, но каждый надеется, что найдётся среди них кто-то, кто приведёт в исполнение приговор госпожи миллиардерши. В конце концов, Илл заслуживает наказания: бросил же он ради дочери лавочника юную Клару, да ещё и подкупил лжесвидетелей, чтобы уйти от необходимости жениться на ней...

Впрочем, «лучшие люди города» пытаются сопротивляться бесовскому искушению. Учитель (Владислав Пузырников) проходит через все круги ада расчеловечивания, постепенно подменяя свои убеждения симулякром морали «миллиард во имя торжества справедливости». И первый вскидывает руку, голосуя за миллиард. Бургомистр (Иван Маленьких) приносит Иллу ружьё: может, тот избавит сограждан от убийства и сам сделает то, что необходимо для благополучия города? Священник (Виталий Семёнов), кричит Альфреду: «Беги!», но на колокольне уже звонят новенькие колокола... По ком они звонят?..
Нет, не по грешнику Альфреду Иллу (Михаил Окунев). Он-то движется в обратном по отношению к согражданам направлении. Вначале Илл даже с удовольствием участвует во всеобщем «заговоре» по «раскрутке» богатой дамы на финансовую помощь городу. И без зазрения совести объясняет расставание с юной Кларой тем, что не хотел ограничивать её возможностей, ведь, останься она в Гюллене — не добилась бы такого успеха! Однако, чем быстрее меняются сограждане, чем больше они уверены, что получат заветный миллиард, тем несговорчивее становится Альфред. Да, он примет любое решение горожан, но не избавит их от принятия этого решения: каждый должен сделать свой нравственный выбор. И поэтому собирается сход, и поэтому проходит голосование, и поэтому «лучшие люди города» уже готовы привести принятое решение в исполнение. Но... «паралич сердца»: смертью Илл искупает свой грех. И теперь гюлленцы могут и заветный миллиард получить, и сплотиться вокруг своего мученика...

2

Время нравственных подмен и компромиссов — такой диагноз ставит театр современности. Но ведь выбор — за каждым из нас. Нам, как и жителям Гюллена, его не избежать. Не пытайтесь покинуть свой Гюллен...

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрея Кудрявцева

Теги:драмтеатртеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

22206 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

42003 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

71009 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

185706 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

223329 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх