![Вячеслав Прибыльский: «В мою защиту подписались сотни жителей Екатеринославки»](images/news/square_50064a5fc426b9b850feb4e29152cefe.jpg)
Все позволено!
Второе пришествие в Омск Театра Балета Бориса Эйфмана состоялось благодаря фестивалю «Золотая Маска», программа которого в этом году полностью посвящена творчеству Фёдора Михайловича Достоевского.
226130 мая 2021
Первое случилось ещё в советские 80-е, тогда в программе были два одноактных балета, один из которых — «Идиот» на музыку 6-й симфонии Чайковского. С тех пор, слушая эту музыку, всегда вспоминаю то давнее потрясение, а ведь прошло без малого сорок лет!
И вот вчера в Омском государственном музыкальном театре вновь причастилась. Балет «По ту сторону греха» по роману «Братья Карамазовы». Да, пластическое воплощение этого романа оказалось под силу жанру «психологического балета» (так его определяет сам хореограф). Здесь, наверное, тоже есть па-де-де, гран-па, адажио, дивертисменты, но вычленить их, как в классическом балете, невозможно: мы с первых же тактов музыки погружаемся в страстные споры братьев, разгульные оргии отца, ревность, бесплодные попытки примирения...
1Звучат здесь и «проклятые вопросы» Достоевского. «Если Бога нет, то всё позволено?», — слышим мы в самой кульминации первого акта, и текст оказывается абсолютно точным развитием музыкального рисунка, буквально требующего пластического воплощения. Да, Достоевский, оказывается, невероятно музыкален!
В этом мы убеждаемся и во втором акте: удивительный приём используется ещё раз, когда спор Ивана и Алёши материализуется в образах Великого Инквизитора и Христа. И вновь текст Достоевского гармонично сопрягается с музыкой Рахманинова, Вагнера, Мусоргского.
Как всегда у Эйфмана, идеально работает кордебалет. Вот Иван — Великий Инквизитор — управляет массой, счастливой своей рабской покорностью. Но Алёше это невыносимо. Замысел писателя, не реализовавшийся в романе — привести Алёшу в революционеры — воплотился здесь. Ведомый человеколюбием, Алёша освобождает узников. И теперь это уже толпа, властвующая над своим освободителем: задавая страшный ритм, подчиняет его движения своей воле, сметает всё вокруг, сбрасывает Божий крест и... возвращается в свою темницу. Инквизитор победил? Но младший брат, истерзанный, однако, не сломленный, взваливает крест на спину и начинает медленно подниматься ввысь...
Мы выдыхаем: падение человека не окончательно, путь к искуплению открыт... Великому искусству всё позволено! Даже воплощать текст гениального пятикнижия в танце!
Оригинал в Facebook автора.
Фото:с сайта eifmanballet.ru
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 116 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 106 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Итоги недели с Александром Тарасовым
2852103 июля 2024
Любишь кататься – люби и тридцать пять рублей платить
3776126 июня 2024
Лабиринты света. В память об Игоре Третьем
218222 мая 2024
31821412224
Записи автора
«Мисюське» — тридцать с хвостиком!
47809 июля 2024
Лучший актерский дуэт — «Без театра»
57104 июля 2024
56602 июля 2024
Путешествия во времени и пространстве
83124 июня 2024
77120 июня 2024
Это вам не английский детектив
57618 июня 2024
Кому — «Беда...», а зрителю — радость!
55517 июня 2024
Мерцающий мир и великая Прокоп
71616 июня 2024
— эколог, урбанполитик
— депутат Государственной Думы
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии