«Кто не поет, того отпевают»

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

176525 августа 2021
«Кто не поет, того отпевают»

Три девушки в чёрном на фоне чёрного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над её головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».

Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова». «Ещё один» фестиваль омскго ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдём с конём» или «Катюшу»? А так ли это?

1

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли её выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — всё это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие, как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поёт, того отпевают», - сообщили по этому поводу титры...

Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» её мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом всё увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы ещё живы...

Очень заинтересованным было обсуждение спектакля. Режиссёр Полина Кардымон рассказала, что готовить его помогала фольклорист-профессионал, что значительная часть материала собрана в фольклорных экспедициях.
А зрители на редкость открыто делились переживаниями. Многие почувствовали животворную мощь того, что совсем не хочется называть мёртвым словом «традиция». Это жизненная сила народа, которую сохраняют и дарят нам «Коромысли».

«Мастерская Крикливого и Панькова» сегодня, 25 августа, покажет на омском фестивале независимых театров вторую часть этого проекта - «Сыра земля». Зрителями будут и театральные критики: им предстоит принять решение о выдвижении спектакля на премию «Золотая маска».

 

2

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:С сайта lab4dram.ru

Теги:Фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

20806 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

41003 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

70909 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

185206 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

223129 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх