«Кто не поет, того отпевают»

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

153225 августа 2021
«Кто не поет, того отпевают»

Три девушки в чёрном на фоне чёрного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над её головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».

Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова». «Ещё один» фестиваль омскго ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдём с конём» или «Катюшу»? А так ли это?

1

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли её выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — всё это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие, как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поёт, того отпевают», - сообщили по этому поводу титры...

Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» её мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом всё увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы ещё живы...

Очень заинтересованным было обсуждение спектакля. Режиссёр Полина Кардымон рассказала, что готовить его помогала фольклорист-профессионал, что значительная часть материала собрана в фольклорных экспедициях.
А зрители на редкость открыто делились переживаниями. Многие почувствовали животворную мощь того, что совсем не хочется называть мёртвым словом «традиция». Это жизненная сила народа, которую сохраняют и дарят нам «Коромысли».

«Мастерская Крикливого и Панькова» сегодня, 25 августа, покажет на омском фестивале независимых театров вторую часть этого проекта - «Сыра земля». Зрителями будут и театральные критики: им предстоит принять решение о выдвижении спектакля на премию «Золотая маска».

 

2

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:С сайта lab4dram.ru

Теги:Фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 59 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 67 человек



























Блог-пост

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Илья Латыпов

— психолог

Юлия Стрельская

— журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Здоровье

«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Когда по собственной инициативе к тебе на курсы по улучшению памяти записываются один за другим родственники — это, с одной стороны, невыгодно, но с другой — знак качества, «проверено на своих». Представляем Анастасию Селифонову — девушку, которая регулярно делает «крокодила», давно определилась «яйцо или курица», разбирает задачи как капусту и улыбается для иммунитета.

327524 ноября 2023
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...

…от твоего старшего я из Омска. А именно — от заслуженного артиста России, известного и любимого публикой актера Омского академического театра драмы.

2816623 ноября 2023
«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Здоровье

«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Днём она – директор крупной компании, а вечером – инструктор по йоге. Светлана Величева рассказала «ВОмске» о своих личных лайфхаках по здоровью и о восьми полумарафонов в разных городах России.

346507 ноября 2023
«Я был по-настоящему счастлив видеть радостные глаза детей»

Здоровье

«Я был по-настоящему счастлив видеть радостные глаза детей»

Омский тренер по плаванию Антон Московенко установил этим летом рекорд, переплыв вдоль одно из самых глубоких в мире, ледяное Телецкое озеро. Это был благотворительный заплыв: целью Антона было привлечь внимание к проблемам тяжелобольных детей, опекаемых центром «Радуга». Откуда черпают силы для таких поступков, пловец рассказал «ВОмске».

3780105 ноября 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх