Нашу экономику ждут плохие времена, но не катастрофические
Тема «Зрелости лидера» меня не отпускает, поэтому организовываю встречи со Зрелыми людьми. Важно понять, как думают и действуют они в сегодняшней ситуации, пропитаться их настроением.
1573113 апреля 2022
Мне кажется так много, как сейчас, я не работала никогда. Не вылажу из стратегических сессий, помогаю компаниям прийти в себя, увидеть векторы развития, в командах договориться. Тем не менее, тема «Зрелости лидера» меня не отпускает, поэтому организовываю встречи со Зрелыми людьми. Важно понять, как думают и действуют они в сегодняшней ситуации, пропитаться их настроением. Один из таких людей, Виктор Шкуренко, бизнесмен Сибири с оборотом в 50 млрд рублей. Встреча получилась откровенной. Публикую здесь частями самые важные, на мой взгляд, мысли Виктора. Готовы?
Об экономике
11. Нашу экономику ждут плохие времена, но не катастрофические. Важно в это время отслеживать макроэкономические показатели, которые повлияют на бизнес: это курс доллара и ставка рефинансирования. Курс доллара сначала вырос, но не так, как прогнозировали экономисты (1$=200 рублей), но потом он начал снижаться. На это есть объективные причины – сократился объем торговли. Пока не будет восстановлен импорт, с долларом существенных изменений не произойдет.
2. Удивила ставка рефинансирования – 20%. У многих есть кредиты, и этот показатель может больно ударить по нашему бизнесу.
3. Я всегда плохо относился к политическому блоку в нашей стране, но к экономическому блоку отношусь с уважением. Экономический блок сейчас проявляет чудеса мудрости, грамотности и вселяет колоссальный оптимизм.
4. Самое страшное ждет нас впереди. Это структурные изменения в экономике. И мы не знаем, к каким последствиям они приведут. Как повлияет на экономику то, что у нас фактически не будет отрасли авиаперевозок? И так далее. Если в целом российская экономика справляется, то ваша личная история, ваша судьба может сильно зависеть от этого.
5. До мая этого года вряд ли что-то изменится. В среднесрочной перспективе ждут нас «черные лебеди», скорее всего, будут ухудшения. Сейчас страдает часть отраслей, а через некоторое время, это будет распространено на все отрасли. В долгосрочной перспективе (через 5, 10 лет) существующие политические риски исчезнут, и в зависимости от нашего политического режима и будем делать выводы.
6. Что нас ждет сейчас? Сценариев много. Первый – мобилизационная экономика. Спецоперация затянулась, естественно, государство будет вкладывать в вооружения, в оборонный комплекс. О каком развитии в такой ситуации может идти речь? Второй вариант – «пиночетизация». Устанавливается политическая диктатура, но при этом предоставляются абсолютно все экономические свободы. Третий вариант – коммунизация нашей экономики. Сейчас мы встречаемся с политическим реваншизмом. Но потом возможен социальный реваншизм. И тогда начнется процесс национализации не иностранных компаний, а нас с вами.
7. Возможен такой вариант, что крупный и средний бизнес будет национализирован. Малый бизнес будет работать, это будет как экономика Венгрии или Югославии.
8. У меня есть оптимизм, потому что я обожаю Мишустина и Набиуллину, и я вижу, как они реагируют на политическую демагогию. Они вряд ли дадут разрушить экономику.
9. Какая это национализация (активов иностранных компаний)? Это добровольный уход с российского рынка. Вам дается три месяца, если вы не успели продать предприятие инвестору, он отдается под внешнеэкономическое управление.
10. Последние события, которые происходят, говорят о том, что не будет национализации. Все-таки будут делать ставку на частный бизнес, на рыночную экономику. Сейчас есть существенные послабления в лицензировании.
11. Посмотрите, как государство реагирует на сахар. Пока бои идут в прессе, в купировании народного гнева, но реально ФАС ничего не делает.
12. Российская экономика – 12-ая в мире. Первые десять экономик принадлежат либеральному миру. И Китай там. Китай копирует всю европейскую и американскую модель. Я не верю в то, что есть какой-то закат этих экономик. Цифры говорят об обратном.
13. У нас инфляция тесно связана с курсом доллара. Если курс доллара стабилизируется, то с гиперинфляцией мы справимся. На инфляцию повлияет и разрушение логистических цепочек. Но в этом направлении тоже работаем.
Об эмиграции
1. Уезжать из России – это глупая стратегия. Если здесь у вас есть живой бизнес, нужно им управлять. Бизнес может работать при любой политической власти. Надо оставаться в России.
2. Нас, россиян, не убьет и 20-ти, и 30-ти процентная инфляция. Мы привыкли к этому.
3. Большая часть тех, кто уезжает за границу, не может себя здесь реализовать, не видят перспективы развития. Предпринимателям проще, особенно тем, кто не связан с государством.
4. Если бы мне нужно было выбирать куда иммигрировать, то я выбрал бы Казахстан. Там на русском языке говорят. Казахстан похож на Россию. Но инвестиционный климат улучшается, комфортная страна для ведения бизнеса, управляемая коррупция, налоги ниже чем у нас. Хотя это и не пророссийское государство, баланс интересов соблюдается: они одинаково относятся к Европе, Китаю и нам. Единственное — покупательская способность у них меньше нашей и сетевой ритейл еще не развит, но доля его растет, и это радует.
О маркетинговой стратегии
1. Отечественным производителям нужно перестать думать, как удивлять потребителей. Сейчас надо делать ставку на рационализацию. Забывать про эмоциональные характеристики продукта, про связь производителя с потребителем.
2. Вы все хотите работать с потребителями красиво, чтобы у него доход был выше среднего, но все миллиарды делаются на бизнесе с бедными. И сейчас бедных становится больше. Бедные не хотят, чтобы вы их удивляли. Они хотят цены и простоты и чувствовать себя комфортно в этом пространстве.
3. Общий тренд – отказ от сложного и переход к простому. Сейчас иностранные компании дают однозначный сигнал, что они будут упрощать свой продукт на российском рынке, менять бренды.
4. Я сейчас не стал бы вкладывать деньги в рекламу, потому что с этим связано больше рисков, чем что-то положительное. Сейчас турбулентность. Сейчас мозги людей на 80% связаны с ситуаций в стране, и они не реагируют на новинки. Народ не готов это воспринимать, потому что другие проблемы.
Про иностранные бренды
1. Очевидно, что, как только разрешится ситуация на Украине, все западные компании вернутся обратно.
2. Как может российский предприниматель при ставке 24% годовых заменить McDonald's, как он может скопировать модель McDonald's? В их модели оборот с точки — 12 млн. А наши предприниматели привыкли работать с 2-4 млн. Это разные вещи. Если можно было бы скопировать McDonald's, его бы уже давно скопировали. Заменить невозможно. Я в это не верю.
3. Крупные иностранные производители тратили большие бюджеты на продвижение. Это сейчас будет уходить, они прекращают инвестиции в маркетинг. Это пока их заявления. У российского производителя есть два сценария. Первый – рискнуть их заменить. Второй – не рисковать. Кто готов рисковать? Это иная модель. Нам что делать? Попытаться выкинуть из головы потребителя бренды Pepsi, Coca-cola? Это невозможно. Я – нет, я не готов рисковать.
4. Если в наших экономических реалиях вы попытаетесь выбить из головы потребителя эти западные бренды и заменить их своими, это может привести к вашему банкротству. У ушедших временно с российского рынка иностранных компаний можно чуть-чуть откусить. И это шанс вообще войти на рынок.
5. Сегодняшнее время некорректно сравнить с 90-ми. Там был пустой рынок. А сейчас у нас уже почти насыщенный рынок.
6. Производители не уходят с российского рынка, уходят только отдельные бренды, чтобы показать свою позицию.
О стратегии для бизнеса
21. Сейчас нужно меньше внимания уделять технологическим инновациям. Подождать пока, это инвестиции в пока непонятное будущее. Пытайтесь сохранить ключевые бизнес операции, упрощайте все.
2. Когда мы живем среди серости, мы и решения принимаем «серые», и они лучше ложатся на нас, на экономику наших потребителей.
21 апреля приглашаю на следующий бизнес-завтрак с Юрием Чащиным, владельцем сети Провиант. Также будем задавать актуальные вопросы, вместе искать ответы в это непростое время, заряжаться друг об друга.
Оригинал и много других интересных материалов в Телеграм-канале автора.
Фото:Дмитрий Феоктистов. ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 2 декабря 2024 года
93201 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места
92404 декабря 2024
Гороскоп на 3 декабря 2024 года
83602 декабря 2024
Выбор редакции
980662963
Учредитель и директор маркетингового агентства «Делфи», член ESOMAR (Европейское сообщество изучения общественного мнения и маркетинговых исследований), член ООСП, организатор Клуба читающих бизнесменов, обладатель премии «Женщина – директор года» (Министерство экономики Омской области, 2007 год), победитель всероссийского конкурса «Лучший предприниматель года в области маркетинга рекламы» (Ассоциация молодых предпринимателей, 2010 год), «Медиаперсона-2010» (Омское Медиасообщество).
Записи автора
Пора учиться двигаться «на ощупь»
130402 февраля 2023
1627126 апреля 2022
Поставленный вопрос — уже сам по себе катализатор изменений
119024 октября 2021
С чего начинать изменения в бизнесе?
150813 февраля 2021
Как начать замечать знаки Вселенной?
232530 января 2021
Энергия лидера и энергия команды
275125 января 2021
178620 января 2021
— Тренер мышления и сильных решений.
— журналистка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии