Сдаётся крепость всё равно кому?

Те, кто пришёл вчера в ЦСД/Театр Омск на «Ещё один» фестиваль независимых театров, можно сказать, вскочили в последний вагон: «13-й трамвай» (так называется новосибирский театр, участвующий в фестивале) в последний раз представил зрителям спектакль «Быть зиме».

170714 июля 2022
Сдаётся крепость всё равно кому?

Это, так называемый, «свидетельский театр», когда исполнители делятся своими личными историями. Началось всё, как рассказала позднее на обсуждении режиссёр Ирина Дрёмова, с того, что в связи с уходом одного из актёров сорвалась работа над пьесой Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Но сохранить историю Жюли очень хотелось, и тогда придумали такой выход: актрисы, которые должны быть заняты в этом спектакле, поделились с драматургом Ларой Бессмертной историями своих отношений с собственными отцами, так и появился проект «Быть зиме».

Начинается всё с камерного звучания гитары; на экране, как в караоке, появляется текст исполняемой песни:

Ночной порой, в полупустом вагоне
Газеты вдруг случайная строка:
«Сдаётся крепость в нежилом районе».
И номер телефона для звонка...

1

И в эту почти милоту врывается девушка в белом платье невесты, в чёрной куртке и с чемоданом в руке. Музыка меняется на тревожную, свет становится красным, девушка мечется из одной двери в другую (их на сцене — три)... Юлия-Жюли ведёт диалог с отцом, от гипер-опеки которого страдает. Он, этакий хозяин жизни, даже выгодного жениха определил ей сам. Но, протестуя против его произвола, она, словно путы, сдирает с себя платье невесты и выбирает папиного водителя (да, в современном варианте истории лакей графа Жан превращается в водителя Яна).



Гневное послание Юлии отцу периодически прерывается выходами другой героини, которая с какой-то светлой грустью рассказывает историю своих отношений с отцом: родители расстались, когда ей было два года, но до странной смерти отца она периодически с ним общалась и очень ценила эти мгновения. Когда отца не стало, она была ещё ребёнком, ей говорили, что он погиб в аварии, но позднее выяснилось, что на самом деле было самоубийство...
Это актриса Полина Грушенцева делится своей личной историей. А потом — снова тревожная музыка, всполохи красного света, и Юлия (в её же, Полины, исполнении) вновь пытается докричаться до отца, объяснить ему, почему не может больше оставаться в богатом доме отца, ставшем для неё клеткой.

Здесь как бы сталкиваются две жизненных стратегии - героини и актрисы. Одна идёт к разрушению и готова погибнуть, но не подчиниться отцу, другая — принимает и любит отца несмотря на детские травмы. Какая из крепостей сдалась, а какая выстояла, решать зрителю.

«Свидетельский театр», конечно, непрост для исполнителя: каждый раз заново проживать важные этапы собственной жизни мучительно, поэтому спектакль и прекращает существование: актриса полностью выложилась.

Да, вероятно, такие рывки от героини к себе и обратно для неё сверхзатратны. Отличается и отношение зрителя к этим двум ипостасям исполнительницы. Точнее всего, как мне кажется, его выразил на обсуждении спектакля Ярослав Максименко: к личным откровениям зритель подключается сочувствием, даже жалостью, она и остаётся главной эмоцией; а по отношению к героине включается рефлексия с целым спектром чувств и мыслей.

Вообще, тема взаимоотношений повзрослевших детей с отцами — одна из главных в проектах «Ещё одного» фестиваля: повзрослевшие дети 90-х предъявляют отцам 90-х свои счёта. Остаётся надеяться, что сегодняшние папаши усвоят урок. На обсуждении один из зрителей сказал: «Как отец двух пацанов понял главное: нельзя умирать».

P.S. Поскольку «13-й трамвай» простился в Омске с этим спектаклем, то решил не везти в Новосибирск весь реквизит, и после спектакля устроил небольшой аукцион в поддержку нашего ЦСД: предложил купить птичью клетку, которая была для Юлии-Жюли символом отцовской власти. Артефакт достался прекрасной Насте Евдокимовой! Поздравляю!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:со страницы ЦСД/Театр "Центр Современной Драматургии Омск"

Теги:Театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

25614 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

77707 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

846105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

676103 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх