
Защита учителя: нужны реальные меры
9 марта вице-спикер Госдумы Борис Чернышов внёс законопроект, который предполагает дополнение принципов образовательной политики пунктом «о защите чести и достоинства педагогических работников». Изменения вносятся в статью 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
102026 марта 2023
«Средствами массовой информации приводятся многочисленные примеры вмешательства в частную жизнь педагогических работников и попыток осуждения их действий со стороны представителей общества даже в тех случаях, если эти действия не носят противоправный характер и не обусловлены педагогической деятельностью», – отмечается в пояснительной записке. Кроме того, там сказано, что «педагоги имеют «моральные обязательства и ответственность перед всем обществом», но при этом фиксируется низкий уровень престижа профессии учителя в обществе. На это указывает осеннее исследование ВЦИОМа, согласно которому респонденты оценили положение педагогов в обществе на 3,19 балла из пяти возможных. Положительной динамики в этой оценке нет».
Мы понимаем, что на практике реализуются далеко не все принципы образовательной политики, провозглашённые Законом «Об образовании в Российской Федерации». Например, утверждается, что образование в России имеет светский характер. Однако, если вы откроете статью 87 закона об образовании, то увидите, что она очень сильно отступает от этого принципа. Представителям традиционных конфессий предлагается фактически рецензировать содержание курсов православной, исламской, буддистской и иудейской культуры, отбирать преподавателей, которые будут вести эти курсы, и так далее.
Понятно, что механическое включение принципа «о защите чести и достоинства педагогических работников» в закон мало что изменит, разве что позволит учителям чаще обращаться в суды в случае оскорблений или, что, увы, тоже бывает, нападений со стороны учеников в широком смысле этого слова.
Понятно, что дошкольники на учителей не нападают, младшие школьники тоже, а вот остальные категории – случается. И, наконец, самое важное. Я думаю, главный способ защиты чести и достоинства педагогов заключается в повышении статуса педагогических работников. Статус, как мы помним со времён Макса Вебера, складывается из двух составляющих. Первое – это реальное положение человека в системе общественных отношений, включая его доходы. Второе – собственно престиж отношения к той или иной группе в обществе.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Однако я не заметил никаких действий, которые были бы направлены на повышение материальной, реальной составляющей статуса педагога.
Наверное, полезно, что будут проводиться конкурсы, информационные мероприятия и так далее. С точки зрения отношения к учителю это может оказаться полезным, но в весьма ограниченных пределах. Поэтому мы многократно предлагали законопроекты о повышении реального статуса педагогических работников. Один из таких законопроектов в настоящее время всё ещё находится на рассмотрении Государственной думы. Его смысл заключается в следующем. Прежде всего обеспечить каждому педагогу заработную плату в соответствии с указом президента № 597 от 7 мая 2012 года, то есть не ниже средней по региону, причём не только по региону, но и по РФ в целом. И при условии, что педагог работает на одну ставку, а не на 1,7, как в среднем по России, или не на две ставки, как в моём родном городе Омске. Думаю, что это было бы первым и реальным шагом по защите чести и достоинства педагога. Что касается предложений ввести ответственность за оскорбление педагога по типу той, что установлена за оскорбление полицейских и других правоохранителей, то это вопрос спорный.
Я напомню, что педагогические отношения – это не то же самое, что отношения административные. Главная сила педагога – в умении выстроить отношения с детьми.
Да, дети бывают трудные и даже очень трудные. И всё-таки, как говорил мой отец, директор школы, трудных детей не бывает, понимая, что на самом деле это не так, но считая себя обязанным работать со всеми детьми. Может быть, ещё более точно это выразил Ян Амос Коменский почти 400 лет тому назад своей формулой «Сначала любить, потом учить». Бывают ученики, которые специально провоцируют агрессию со стороны педагога, не каждый может сдержаться, и здесь важно не выходить за рамки профессиональной этики. Что касается защиты ребенка от агрессии и других противоправных действий со стороны учителя (такое тоже, к сожалению, бывает), то, согласно закону, применение по отношению к ученику физического или психического насилия даже однократно – это условие для увольнения педагога. Но это тема для отдельного разговора.
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 13 ноября 2025 года
59712 ноября 2025
В Омске собрана уникальная коллекция народной песни
56913 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
377509 ноября 2025
90207 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
187122 октября 2025
1211897123
Записи автора
Патриотизму научить или воспитать?
12218 ноября 2025
Четыре тезиса против сокращения летних каникул
27412 ноября 2025
Не ЕГЭ, а трудоустройство: об эффективности работы вузов
52508 ноября 2025
О принудительной отработке для студентов-медиков
73806 ноября 2025
«Вальс со смертью» — рекомендую
53705 ноября 2025
ЕГЭ по истории теперь обязательный?
42031 октября 2025
— депутат Государственной Думы
— директор правового холдинга «Закон»
—
Яндекс.Директ ВОмске




























Комментарии