В погоне за смыслами

Ходить на экскурсию в чужие жизни очень интересно, но двух часов прям достаточно, чтобы соскучиться по своей.

78130 марта 2023
В погоне за смыслами

Была на днях на иммерсивном спектакле. Иммерсивный — это когда зритель не сидит в зале, глядя на сцену, а полностью погружается в спектакль, являясь непосредственным его участником.

Нас, зрителей, попросили надеть белые маски. Это помогало идентифицировать в процессе спектакля: кто зритель, кто актёр. И там надо было ходить по разным комнатам, собирая логический смысловой паззл сюжета: что же тут происходит. Причём в разных комнатах и на разных этажах одновременно кипела жизнь, и разворачивались многочисленные сюжетные линии, и надо было ежеминутно делать выбор, куда идти, чтобы еще одну смысловую ниточку распутать...

1

Я приходила в одну комнату, и как только мне казалось, что я поняла, о чем говорят герои, спешила в другую, чтобы там тоже понять. Я подумала, что это метафора жизни: мы и актёры и зрители, и в погоне за смыслами, мы мечемся по разным комнатам и по разным этажам, заглядываем в чужие судьбы и, как ноты, скачем по разным сюжетным линиям, чтобы угадать эту мелодию, и понять, как всё устроено...

Мне было очень интересно на спектакле, и вместе с тем... нереально душно. Там, под маской, которую нельзя снимать, мне не хватало кислорода. По условиям спектакля можно было выходить из самого помещения, где проходит спектакль, сколько угодно раз, и при выходе можно уже разговаривать, включать телефоны, снимать маску, а на спектакле — тссс, и телефон выключен. Чтобы не упасть в обморок от жары, мне надо умыться. Но мне было ужасно обидно выходить из помещения, ведь пока я умываюсь, там, в театральной реальности, продолжается действо, и сюжет развивается без меня. И я не могу сказать: «Ребят, поставьте на паузу, замрите тут все, мне надо охолонуть». И опять это было удивительно знакомое чувство: когда ты вынужден заняться собой, своим здоровьем, потому что иначе вообще сойдешь с дистанции, и ты будто выбываешь из жизни на какое-то время, вываливаешься из сюжета, и очень обидно, что остальные и не заметили твоего отсутствия, и жизнь продолжается, как ни в чём не бывало, и никто и не подумал замедлиться из солидарности с тобой.

Я пришла домой под огромным впечатлением от спектакля. Как нам и обещали в самом начале: «Вы станете намного богаче после спектакля, ведь самое ценное в нашей жизни — впечатления». Дома я стала укладывать детей спать. В дверь позвонили. Кто это? Поздно же. Я с детьми одна, мы сегодня никого не ждем.

— Кто там? — я смотрю в глазок.
Извините, я ошиблась, — слышу женский голос. — Мы в соседнюю квартиру...
— Ничего.

Вижу много людей на лестничной клетке. Ну, больше трёх. Они пришли к соседу. Звонят и стучат. Открывай! Мы знаем, что ты дома! Открывай. Сосед у нас новый, я его не знаю. Эти люди не похожи на гостей. Гости — они с цветами и тортом и не ночью, а эти — нахохленные, даже злые. Или мне кажется? Через глазок толком и не видно ничего... Разборки что ли?

Сосед дверь не открывает, отвечает им что-то через закрытую...

— Как не брал? А кто? — слышу я обрывки диалога. — В смысле? Просто открой и в глаза мне посмотри... Или слабо?

Мне не по себе. Я не понимаю, что происходит, какой сейчас у меня на лестнице уровень опасности. Надо ли звонить в полицию? Вроде и не особо агрессивно всё, но явно же конфликт. А что сказать, если звонить: «У соседа гости?» Я дружу с участковым. Может, ему набрать? Но я не понимаю, по какому поводу я буду дёргать человека... И мне совсем не понятен сюжет: это семейная какая-то разборка? Там минимум две женщины. Или что?

Продолжаю наблюдение в глазок и понимаю: один спектакль у меня закончился, другой — начался, из одной реальности я перескочила в другую: только там, в театре, я смотрела через маску, а тут — через глазок... И все эти спектакли — комнаты и этажи в моей биографии.

2

Там, в театре, зрители вели себя по-разному. Кто-то, как я, метался по комнатам, отчаянно хватая обрывки диалогов и собирая смысловую мозаику, кто-то садился в одном месте и ждал, когда смыслы сами пройдут мимо, кто-то досконально изучал пространство, и даже ел еду с тарелок актёров, кто-то наоборот транзитом побегал комнаты, жертвуя возможностью погрузиться глубже, кто-то пытался быть замеченным, кто-то — наоборот. Вон сколько их, жизненных стратегий...

А ещё когда я выходила из помещения, где шёл спектакль, и шла к туалетной комнате (умыть лицо), то путь мой лежал через бар, и я поражалась, сколько зрителей абсолютно спокойно пьют коктейли, и не торопятся вернуться в действо. Да, они понимают, что многое упускают, но не бегут за ускользающей иллюзией, что ты понял все смыслы, а сидят себе на барных стульях с выражением лица: я давно успел то, что хотел успеть, а успеть всё — невозможно. И они спокойно допивали коктейли и возвращались в сюжет... То есть они выпадали из сюжета на 30 минут, а я себя корила за тридцатисекундное умывание: столько времени потеряла!

Сосед так и не открыл дверь. Гости ушли. Спектакль окончен, гаснет свет. А ещё... не знаю, как это объяснить. Зритель в том вчерашнем спектакле был как бы невидимый участник, и я за два с половиной часа спектакля... соскучилась по себе видимой. Ну, вот той, которая может говорить и проявляться, влиять, рулить и создавать свои события, и нести за них ответственность. Я и не знала, что это ценно — быть видимой. Ходить на экскурсию в чужие жизни очень интересно, но двух часов прям достаточно, чтобы соскучиться по своей.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 106 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 99 человек



























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Вечер Страстной пятницы Валерий Гергиев провёл с омичами

Story

Вечер Страстной пятницы Валерий Гергиев провёл с омичами

Самое праздничное событие музыкального сезона-2024 — XXIII Московский Пасхальный фестиваль — из тех мероприятий, что может козырнуть безумным числом слушателей.

189805 мая 2024
Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

295019 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

522101 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

520801 апреля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх