«Скрытая исповедь Толстого»

Фестиваль «Золотая маска» начался в Омске со спектакля МТЮЗа «Отец Сергий» по повести Льва Толстого. Режиссёр Кама Гинкас уверен, что в этом произведении Лев Николаевич задавал самому себе вопросы: насколько он искренний, насколько верующий, насколько его ведёт гордыня. «Это произведение — скрытая исповедь Льва Николаевича. Более чем за десять лет до своего ухода он описал уход Сергия».

147527 мая 2023
«Скрытая исповедь Толстого»

Кама Миронович много работает с прозой. Причём, в его инсценировках сохраняются авторские описания, а не только реплики героев. Так же построено повествование и в этом спектакле. Актёр при этом становится рассказчиком истории героя, в какие-то моменты эмоционально сливаясь с ним, как бы вместе с ним проживая важнейшие моменты жизни. Так ведь бывает с каждым из нас при чтении хорошей книги: мы сопереживаем героям. Из этого опыта со-переживания, знакомого каждому человеку, и возникает особый язык театрального повествования Гинкаса.

Он не требует точного воспроизведения эпохи и мест действия, ведь обращён рассказ к сегодняшнему человеку, а не к современникам Толстого. Поэтому и, скажем, окружение князя Касатского (Максим Виноградов) — молодые люди, следующие офисному дресс-коду «белый верх, чёрный низ». А девушки так и вовсе — в джинсах и футболках. В программке все они и названы «офисный планктон». Развлекаясь, они распевают куплеты из «Гусарской баллады»: «Давным-давно, давным-давно, давным-давно...». А как ещё они могут представлять себе то, что было давным-давно? Да и не в исторических деталях дело, ведь и сегодня человеку так же важно понять себя, своё предназначение. «Спектакль обращён к молодому человеку, который ищет себя», — утверждает режиссёр. Ведь и история князя Касатского, который стал отцом Сергием, это история человека, который стремится измениться, чтобы, как говорит Гинкас, «прийти к Абсолюту».

1

Нам не показывают жизнь монастыря, а рассказывают о ней, поскольку, считает режиссёр, «имитировать на сцене священнодействие — значит, опошлять его». Таинство пострижения Сергия, его причащения, проскомидии обозначены символически. Как это было, мы больше узнаём из повествования актёра Виноградова, но рассказывая о том, что происходило в этот момент с Касатским, он проживает его эмоции. Таким образом, таинство не изображается сценически, а достоверно проживается. А вот рассказ об отсечении топором пальца во избавление от плотского соблазна произносится удивительно безэмоционально, ведь сделано это по велению долга, а не по внутреннему убеждению. На творческой встрече со зрителями, организованной Академическим театром драмы, Максим Виноградов, отвечая на вопрос, изменила ли его эта роль, сказал: «Конечно. Стал задавать себе больше вопросов».

Есть в спектакле ещё один персонаж — игумен Пафнутий. Он почти ничего не говорит, но его постоянное безмолвное присутствие необходимо отцу Сергию. Зрители спрашивали Игоря Ясуловича, как ему удаётся, практически, без слов находиться в постоянном диалоге с остальными. Где он берёт для этого силы? «У партнёров, — ответил Игорь Николаевич. — Мне интересно, как они существуют, что с ними происходит».

Этот обмен энергиями в спектакле, безусловно, есть. Есть ли ответы на вопросы о смирении и гордыне? Режиссёр считает, что важно их поставить: «Вы сами должны мучиться этими вопросами».


Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

 

Автор:Елена Петрова

Фото:с творческой встречи — Ирина Шарапова, со спектакля — Андрей Кудрявцев

Теги:«Золотая маска»фестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 131 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 109 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

708212 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

712611 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

699106 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

6954203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх