«Образы Островского бездонны»

Третий спектакль гастролей «Золотой маски» в Омске — «Волки и овцы» театра «Мастерская Фоменко» — вовсе не золотомасочный. Но не потому, что не достоин главной театральной премии страны, а потому, что появился, когда ни премии, ни фестиваля ещё не было — в 1992 году... 

153631 мая 2023

Впрочем, и этого театра ещё не было. Но была актёрско-режиссёрская учебная мастерская Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе. Со студентами этой мастерской он и поставил спектакль по пьесе Островского «Волки и овцы», который уже в 1993 году получил «гран-при» на международном театральном фестивале в Польше.

Студенты этой мастерской составили костяк театра, постановление московского правительства об открытии которого было издано 27 июля 1993 года. Так «Волки и овцы», родившиеся из студенческого отрывка четверокурсников, появились в репертуаре нового театра. А 26 лет назад его уже привозили в Омск, тогда он игрался в ДК Баранова. С тех пор спектакль нисколько не устарел, потому и включен в программу фестиваля «Золотая Маска» .
Фото: Ирины Шараповой

Примерно половина ролей за эти годы перешла к актёрам следующего поколения, но основной состав сохранился. С тех, студенческих, лет играют в этом спектакле Галина Тюнина (бедная родственница Мурзавецкой Глафира) и Карен Бадалов (столичный «волк» Беркутов). Вчера во время творческой встречи со зрителями они рассказали, почему спектакль живёт так долго. Оказывается, попытки остановить его уже были, но каждый раз они срывались из-за неугасающего интереса зрителей. Карен Бадалов напомнил: «Островский говорил: в моих произведениях только две проблемы — любовь и деньги. Это актуально?». Этот риторический вопрос и есть ответ на то, почему не проходит интерес к драматургии Островского и к этому спектаклю «Мастерской Фоменко».

Причём, как рассказал участвовавший во встрече директор театра Андрей Воробьёв, в разные времена зрители реагировали на одни и те же эпизоды по-разному. Например, когда-то понятия «вексель», «залог» были анахронизмом времён Островского, а потом стали понятны и современны. А Галина Тюнина отметила, что в разных городах и странах одни и те же реплики вызывают разную реакцию.
Фото: Андрея Кудрявцева

1

Фото: Андрея Кудрявцева

Впрочем, омские зрители во время спектакля реагировали аплодисментами и смехом не только на реплики, но даже на жесты и позы актёров. И это не удивительно: спектакль абсолютно живой. В нём нет попыток осовременить Островского — здесь и сценография, и костюмы соответствуют «тому» времени, но все герои воспринимаются как «свои». И не только потому, что сюжет известен, а прежде всего потому, что актёры делают видимым каждое внутреннее движение своих персонажей; показывают, как, порой, не соответствует то, о чём говорит герой, тому, что он на самом деле испытывает.
Фото: Андрея Кудрявцева

Очень тонкая и детальная проработка каждого образа, возможно, тоже результат долгой жизни спектакля: актёры до сих пор продолжают углублять характеры героев. Рассказывая об этом на встрече, Галина Тюнина отметила: «Образы Островского бездонны; глубину черпаешь от них. Дело не в том, что мы даём роли, а в том, что она даёт нам».

Важно и то, что даёт спектакль зрителю. Это и наслаждение тонким психологическим театром, где есть место и юмору, и грусти; и возможность снова и снова убеждаться в гениальности Островского; и даже потребность задуматься о современной жизни, о том, что не перевелись среди нас «волки» и «овцы», да и вряд ли переведутся. Но благодаря театру они и заметнее, и смешнее. А значит, не так страшны...

Фото: Андрея Кудрявцева

Фото: Андрея Кудрявцева

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Фото с творческой встречи — Ирина Шарапова.
Фото со спектакля — Андрей Кудрявцев.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

20906 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

41103 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

70909 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

185306 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

223129 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх