Самые страшные памятники Омска

Раньше я считала, что в Омске есть только один такой же «сильный» памятник — жертвам уфимской катастрофы 1989 года.

209706 июня 2023
Самые страшные памятники Омска

Этот пост я пишу под впечатлением от посещения сквера на Старозагородной роще. Когда едешь по Красному Пути, в глубине сквера можно увидеть железобетонный куб. Мне он всегда визуально нравился, я думала, что он… какое бы слово подобрать? Стильный. Хорошо вписан в ландшафт. И тут я впервые рассмотрела его вблизи со всех сторон и была потрясена. Этот памятник, на мой взгляд, является одним из самых «сильных» и страшных монументов, которые есть в нашем городе.

Раньше я считала, что в Омске есть только один такой же «сильный» памятник — жертвам уфимской катастрофы 1989 года. Он хорошо спрятан: за забором в конце аллеи в сквере Лобкова. Возможно, его и не надо выставлять на видном месте — слишком большой ужас в нем запечатлен. Красивая молодая женщина, прижимающая к себе двух испуганных детей, заживо сгорает в огне.

1

Эту историю я знала с раннего детства, потому что мой дед, умерший летом 89-го года, был похоронен на том же участке кладбища, что погибшие под Уфой. Трагическое стечение обстоятельств. Из нефтепровода, проходящего рядом с Транссибом, просочились взрывоопасные газы. Они собрались в низине и образовали газовое озеро. Поезда «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» шли друг другу навстречу. Это были «отпускные» поезда: в них ехали на черноморские курорты и обратно целыми семьями. Отстав от расписания, составы случайно пересеклись в этой низине в 01:14 ночи 4 июня. Одной искры хватило, чтобы произошел огромный взрыв, оба поезда полностью сгорели, погибло 575 человек, в том числе 181 ребенок. Они так и лежат на Ново-Южном кладбище семьями: родители и дети в одной могиле.

А теперь я узнала, что в Омске есть еще один памятник, так же сильно передающий ужас трагической смерти. Памятник борцам революции, расстрелянным в Старозагородной роще. На этом месте солдаты Колчака массово казнили своих противников в Гражданской войне. 12 ноября 1919 года, за несколько дней до прихода красных, отступающие белые в порыве ожесточения расстреляли там больше ста политзаключенных. Кого не удавалось убить из пулемета, добивали шашками. Скульптору Виктору Погодину хватило мастерства передать весь ужас братоубийственной Гражданской войны. Яростное остервенение палачей, которые завтра станут жертвами, страх, боль, отчаянье и силу духа казненных. И бесконечный окружающий холод.

Все это можно почувствовать, рассматривая линии, рубящие камень. Эти раны, нанесенные столетие назад, никогда не затянутся. Они до сих пор кровоточат на теле нашего общества. В новейшей истории России, в омских спорах вокруг этого места памятник наполнился новыми смыслами. Вопросы вызывает только благоустройство: вырванная подсветка, сбитые таблички, неухоженность. Неужели у города нет средств привести такое глубокое произведение искусства в порядок?

Можно задаться вопросом, имеют ли такие страшные памятники право на существование? Может быть скульпторам нужно было как-то сгладить, чтобы не шокировать зрителя. Если честно, смотреть на них тяжело. Лишний раз не подойдешь — они выбивают тебя из размеренного бытия. Заставляют чувствовать ужас, размышлять о смерти, ее внезапности и несправедливости. Нужно ли нам, как обществу, выставлять на улицах подобные напоминания о случившихся когда-то трагедиях? Или им не место в городской среде? Много вопросов — мало ответов. Одно можно сказать точно: эти скульптуры вызывают сильный эмоциональный отклик и накрепко застревают в голове.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 133 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 112 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

720112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

1673106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

785512 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

782811 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх