Как превратить прозу в поэзию

Этот секрет знают в Театре имени Евгения Вахтангова, находящегося в Омске с «Большими гастролями». На первый взгляд, он прост: надо взять прозаическое произведение поэта, начать читать его ритмически (а у поэта и проза ритмизована), добавить музыку — побольше классической и немного современной. Вот и всё.

229716 июня 2023
Как превратить прозу в поэзию

Зрители четыре часа неотрывно следят за происходящим на сцене, а некоторые в конце рыдают. На этом можно было бы закончить описание спектакля «Генерал и его семья», которым открылись в Омске «Большие гастроли» вахтанговцев, если бы эта простота не была магической, превращающей историю одной семьи в реквием по ушедшей эпохе.

1

Действие романа Тимура Кибирова происходит «где-то между празднованиями столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина и шестидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции», то есть, в семидесятые годы прошлого века. Историческим его назвать сложно, ведь это не о «преданьях старины», а о прожитом - и автором, и актёрами, и зрителями. Не всеми, конечно. Сам автор, пожалуй, был в ту пору ровесником старшеклассника Стёпки, младшего сына генерала Бочажка, главного героя романа. И тема конфликта отцов и детей именно того времени становится здесь основной. Один из первых диалогов генерала и дочки Анечки таков: 

— А все вам советская власть не нравится!.. 
— И чем же она тебе так уж нравится? 
— А тем, что она меня вырастила и выкормила! И выучила, и в люди, в конце-то концов… 
— Только сначала она тебя родителей лишила, если я не ошибаюсь? 
— А вот это вот не твоего ума дело! Поняла? Много вы знаете! Наслушались… Время такое было!

Да, не радуют генерала Бочажка дети. Увлечения у них какие-то сомнительные. Сын Стёпка вон на гитаре бренчит «плохо, как ваш ЛеннОн». Любимица Анечка увлеклась поэзией какой-то антисоветчицы Ахматовой, и не всяким там «сжала руки под тёмной вуалью», а поэмой «Реквием». С тех пор дух этой самой Ахматовой живёт в доме генерала. А когда Анечка возвращается в военный городок из Москвы, где получала высшее образование, выясняется, что получила она... живот, и скоро генерал станет дедом. Впрочем, и сам генерал не без греха: любит классическую музыку, коллекционирует пластинки, знает лучших мировых исполнителей. Музыка сопровождает всю его жизнь: всё, что с ним происходит, могут выразить великие мелодии.

Это погружение семейной истории не только в исторический, но и в культурный контекст, поэтизирует её. И театр, идя за автором, использует свои средства создания поэтического. Так, аэропорт, вокзал, вагон становятся не только местами действия. Ряды казённых кресел, какие бывают в залах ожидания, занимают большую часть сцены, превращаясь в метафору жизненного пути генерала. Солдатики-срочники перестраивают эти ряды и так, и сяк, одни события сменяются другими, но в этом зале ожидания властвует и испытывает генерала Судьба. Она дарит ему красавицу-жену Травиату и отнимает её: неизлечимая болезнь. Она наказывает его дочкиным «позором» и преподносит подарок: любимого внука Сашку. Она показывает ему, что другие, особенно собственные дети, живут «не так», но оттолкнуть их, «неправильных», или принять — решает он. А значит, оказывается сильнее Судьбы.

2

Бытовые эпизоды здесь решаются поэтически. Погоня генерала за неугодным женихом дочери напоминает замедленные кадры боевика; встречи влюблённых на острове похожи на танец контемпорари; даже свадебная драка превращается в эстрадный номер.

Да и голоса героев опосредованы голосами рассказчиков: тут все говорят от третьего лица. Например, в самом начале человек в генеральской форме (актёр Максим Севриновский), рассказывает: «...генерал вместо того, чтобы спокойно дожидаться в здании аэропорта, среди других встречающих, в нарушение всех правил и инструкций выехал на своей черной «Волге» чуть ли не на взлетно-посадочную полосу и стоит себе, заложив руки за спину, всматриваясь в бледно-голубое морозное небо». Так и остальные актёры, внешне — в костюме и гриме — сливаясь со своими героями, говорят о них в третьем лице. Благодаря этому приёму даже новорожденный Сашка обретает голос: актёр Данила Гнидо — всё время у детской коляски, он то ли ангел-хранитель, то ли голос из будущего этой семьи.

Такой способ отстранения тоже помогает поднять всё происходящее над обыденностью, превратить его в легенду, сагу, поэтический эпос об ушедшей эпохе. Не она здесь воспроизводится, а воспоминание о ней. Тут неизбежен привкус горечи от безвозвратности прошедшего — и счастливого, и горького — времени.

Так что простота превращения прозы в поэзию в этом спектакле, конечно, кажущаяся. Ощущение лёгкости даёт мастерство и актёров, и сценографа (Максим Обрезков), и художника по свету (Руслан Майоров), и хореографа (Наталья Шурганова). Режиссёру Светлане Земляковой удалось вместе с творческой командой создать прекрасное в своей гармонии произведение.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрей Кудрявцев

Теги:Театргастролитеатр им. Вахтангова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

22514 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

75207 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

831105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

659103 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх